Плач залечивает раны

Игорь Мосунов
 

ПЛАКАТЬ,  СМЕЯТЬСЯ,  ЧУВСТВОВАТЬ…
   (девять разных историй)


- Опять собрался что-нибудь написать?
- Собрался.   
- И о чем же ты будешь писать?
- Еще не знаю. О чем-нибудь…
- А не пора ли тебе написать что-нибудь трагическое?
- Ты так считаешь?
- Да, я так считаю.
- Пожалуй, напишу трагическое.
- Ну, так вперед.


                История первая.  Плач залечивает раны

    Эту фразу я запомню навсегда. «Плач залечивает раны» - прочитал я в одной книге. И я с этим полностью согласен. Слезы скорби – святые слезы, не нужно их стыдиться.
    Это была моя первая встреча со смертью. Стояла поздняя осень, я тогда ходил в первый класс. Утром меня разбудила мама и сказала, что умерла бабушка. Я не сразу вышел из своей комнаты. Собирался с мыслями, но так и не собрался. Было страшно и странно. Привычный ход вещей был нарушен. Как это – умерла? Не хотелось в это верить. Наконец, я пошел в «большую» комнату, как мы называли гостинную. Бабушка Тая умерла ночью и сейчас лежала в гробу, который успели уже привезти. Родственников еще не было, возле гроба хлопотали родители и соседи. Я тихонько сидел на стуле и смотрел на бабушку. Дальше – помню уже гроб на улице перед подъездом, причитания мамы ( бабушка была ее мамой ). Рядом стояли приехавшие родственники, соседи опять же. Вот там то я и расплакался. Слезы лились ручьем, кто-то меня утешал… Эти слезы мне запомнились навсегда. Все, что происходило после, – кладбище, поминки – не помню. Все как в тумане. Потом была тишина в доме и какое-то оцепенение. Воспоминания о бабушке  Тае. Отчетливый звук шагов, тиканье часов, черные шторы на глазах. Бабушка умерла. Бабушки больше нет. Опять тишина, шаги, воспоминания…
    После смерти бабушки наша кошка Муся почти все время сидела на бабушкиной кровати. Слезала только, чтобы сходить в туалет и ничего не ела несколько дней. Потом начала есть, правда, только с руки. Иногда плакала. Сидит неподвижно, поджавши лапы, закроет глаза и плачет. Я садился рядом, гладил ее и шептал на ушко: «Не плачь, Муся, ну, не плачь». А Муся все равно плакала.
     Бабушка мне рассказывала, как однажды спасла Мусю от смерти. Меня еще тогда не было, а Муся была совсем маленькой кошечкой. Очень любила играть, впрочем, как и все котята. Бабушка набирала воду в ванну, чтобы покупаться, а сама на кухне варила суп. Родители были на работе. Муся запрыгнула на табуретку, с табуретки на ванну, обошла вокруг, чтобы поближе подойти к крану и стала бить лапой по струе текущей воды. Бабушка говорила, что Муся часто так баловалась. Потом, наверно, подскользнулась и упала в воду. Услышав шум, бабушка поспешила в ванную. Муся пыталась выбраться, но ванна  уже наполовину заполнилась, а сил у кошечки было еще мало. Бабушка вытащила ее, вытерла и прижала к груди. Даже ругать не стала. Испуганная Муся вцепилась когтями в бабушкин халат и долго не отпускала. И спать той ночью пришла к бабушке. Легла на грудь и сопела, пока не уснула. «Я никогда не забуду ее жалобные глаза, которые смотрели на меня из воды. Слава Богу, что не успела захлебнуться. А ванную мы с тех пор всегда запираем, когда вода набирается», - заканчивала свой рассказ бабушка.
    С тех пор Муся к бабушке очень привязалась. Нет, любила всех, конечно. И ее все любили. Но спала только с бабушкой и на руках у нее часто сидела.
    Так тосковала наша кошка месяца три. А потом вдруг убежала. Попросилась как-то раз на улицу. Мама ее выпустила, ни о чем не подозревая. Муся часто на улицу бегала и всегда возвращалась. А в этот раз не вернулась. Пошли все вместе ее искать, звали, ходили по соседним дворам, но безрезультатно: Муся пропала. «Она, наверное, отправилась бабушку искать?» - спросил я. «Глупости, - ответила мама, - Муся взрослая кошка и прекрасно понимает, что бабушка умерла, что ее уже не вернуть». «Тогда зачем же она убежала? Мы ведь ее не обижали», - продолжал я. «Не знаю…» - вздохнула мама.
    Наступила зима. Теперь никто не помогал мне наряжать елку и никто не трогал лапой елочные игрушки, наблюдая, как они раскачиваются из стороны в сторону. Никто не вязал мне теплые носки и никто не разбрасывал их по всей квартире. Никто не разогревал мне обед, когда я приходил из школы, приходилось разогревать самому. Да и мне за обедом некого было подкармливать. Новую кошку мы брать не хотели. «А вдруг Муся вернется», - говорили родители. Но Муся не возвращалась.
    Весной, как только установилась сухая погода, мы отправились на кладбище проведать бабушку. Недалеко от бабушкиной могилы сидела кошка, похожая на Мусю. Только грязная и худая. Мы позвали ее по имени. Это оказалась Муся! Она узнала нас, подбежала, замяукала. Обрадованные, мы тискали ее по очереди и все сразу, накормили. Удивлялись, как наша кошка нашла дорогу на кладбище, как смогла разыскать бабушкину  могилу. Кошки – странные животные, что-то в них есть мистическое. Сели за столик, помянули бабушку. И Муся с нами села – запрыгнула на скамейку. Горе и радость могут идти очень близко друг от друга. Бывает, что почти рядом. Бабушки с нами нет, а Муся нашлась. Пришла пора уезжать, мы пошли к машине. Я открыл заднюю дверь и позвал:  «Муся, поехали, прыгай!». Но кошка не сдвинулась с места, сидела возле бабушкиной могилы и смотрела на меня. Я хотел пойти и забрать Мусю, но отец остановил меня: «Не будем забирать ее насильно, в следующий раз приедем, и она точно захочет вернуться». Раздосадованный, я сел в машину. Мы поехали, я махал Мусе через заднее стекло, а она выбежала на дорогу и смотрела нам вслед. Вот тебе и радость.
    В следующий раз мы поехали на кладбище через неделю. Взяли побольше еды, на всякий случай. Я уже не понимал, чего мне хочется больше – проведать бабушку или Мусю. Кошка нас встретила как ни в чем не бывало. Опять посидели за столом, помянули бабушку. И Муся тоже с нами посидела. Помянула по-своему. Уезжаем, зовем ее. А она – ни с места. Сидит, голову в сторону отвернет, когда мы ее зовем. Мол, не поеду я никуда, здесь останусь. Неужели не понимаете? Мы повздыхали, оставили ей еды и уехали.
    Так продолжалось несколько лет. Нам пришлось соорудить Мусе будку в посадке, чтобы она пряталась там от холода и дождя. Попросили сторожа присматривать за ней. Местные собаки ее, слава Богу, не трогали.
    Шли годы, наша кошка состарилась. И, однажды, нас никто не встретил. Мы ходили по кладбищу, искали ее, заглянули в будку. Муси нигде не было. Сторож сказал, что не видел ее «уж недели две».
    «Муся, наверное, ушла умирать. В другое место», - предположила мама. «А зачем в другое место? - спросил я – пусть бы умирала в будке. Мы бы ее в посадке похоронили». «Скорее всего, она не хотела, чтобы мы плакали», - ответила мама. Я думаю, что мама была права. Муся ушла, чтобы мы думали, что она просто потерялась. Как тогда, в первый раз.
    «Она не хотела, чтобы мы плакали», - думал я, идя к машине. И заплакал. Плач залечивает раны.


- Ну, что я могу тебе сказать…Работать, трудиться надо больше.
- Да, я так и думал. Спасибо тебе на добром слове.
- Не за что. Мне пора. Увидимся еще.
«Бывай», - бросил я в пустоту, так как мой собеседник уже растворился в воздухе.