Глава 12. Час безземельных братств

Яся Белая
«Есть такая страна — Бог, Россия с ней граничит».
Р.М.Рильке

1 февраля 1925 года у Марины родился —  давно желанный, жданный — сын Георгий (Мур). Осень двадцать пятого она встречает в Париже. Этот город станет её пристанищем надолго —  на тринадцать с половиной лет.

Во Франции она заявила о себе быстро и энергично. 6 февраля 1926 года в одном из парижских клубов состоялся ее литературный вечер. Точнее — ее литературный триумф. Он — одновременно  — зависть и нелюбовь эмигрантских литературных кругов. (Особенно, Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского).

Весной 1926 года Пастернак заочно познакомил Цветаеву с Райнером Мария Рильке. Марина издавна преклонялась перед ним. Так возник эпистолярный “роман троих”. Ей он принес колоссальный творческий подъем. Пастернаку и Рильке — свет. Стоит прочесть её письма к ним тех лет, чтобы убедиться — они залиты светом. Никогда еще, вероятно, извечное противостояние б ы т а  и  б ы т и я  не внедрялось столь глубоко в ее поэтическое сознание. С одной стороны — заоблачная высь творческого общения с великими поэтами, “свидание душ”... С другой — впечатление от первых месяцев в Париже, на фабричной окраине; общение с бедняками, уставшими от жизни — угнетающей, убивающей души.

Смерть так никогда и не увиденного Рильке (зима I927 года) — потрясла Марину. Она пишет стихотворение-реквием «Новогоднее», затем — «Поэму воздуха».

Все ее, написанное “за-граничьи” — видело свет. Но скромные гонорары не удовлетворяли нужд семьи. Да и читатель был не тот — хоть и именитый, да непонимающий. Тогда как на Родине безымянные солдаты-красные! — видели в ней “свою”: по духу, по стихийности. Именитому же эмигранту нужна была другая — “возвышенная”? — красота. А Марина всегда была не-эстетом, а значит — далекой.

Сергей —  уже в двадцатых — стал мечтать о возвращении домой. А с 1931 — хлопотать о советском гражданстве. Он менял занятия: был актером-статистом, занимался журналистикой...

В 1930 году Цветаева пишет стихотворный реквием — снова реквием! — на кончину Маяковского. Она не переставала относиться к нему с уважением и восхищением. Еще в 1928 — приветствовала его случайный приезд в Париж. Причем — наперекор эмигрантской литературной братьи!

Глава 13 - http://www.proza.ru/2012/10/20/41