Седой

Надежда Жиркова
Рассвет плыл над деревней.
 Солнце всходило на востоке. Лучи его ласково окутывали верхушки деревьев, крыши домов, бриллиантами сверкали, на траве и цветах, на листьях кустарников,на абрикосовых и вишнёвых деревьях
 усыпанных зреющими плодами. 
Ароматный запах притягивал к себе насекомых и пчёл, они трудились  неустанно, собирая нектар для душистого мёда.

 Почему- то перед восходом солнца сон бывает таким сладким, а подушка мягкой и нежной. Мысль  о том, чтобы встать рано была  не приемлемой. Но мать почему- то не щадила сон своих детей в этот ранний час, она сердито передвигала  ведра и чашки и ворчала.
-Вот дармоед, ненасытный! Опять все молоко выпил. Говорила ему, что сметану нужно собрать, так нет же  полведра выпил. И куда оно в него только  вместилось?
Ну, теперь он у меня получите вареников со сметаной!

     Мать, ругаясь, вышла из хаты. Во дворе стояла большая печь, её топили дровами и сухой травой, пекли  душистый, вкусный хлеб. На этой печке в чугунке варила  насыщенный, густой борщ. За уши не оттянешь от тарелки! Вот сегодня и она собиралась готовить вареники с вишней. Я вчера собрал целый тазик ягод.
 Я уже давно не спал,а лежал, размышляя; -  но  всё же куда пропало  молоко из ведра? Жаль, не будет сметаны, ну это не чего, с мёдом  вареники тоже вкусно. Брат не мог выпить, он очень маленький. Но кто тогда? Возможно отец, но, ему-то зачем столько молока? Скорее всего, мать сама его продала и забыла.
 Мои мысли прервались-мать открыла окно в комнату и потянула за край покрывала. Я вжался в подушку и притворился спящим.
 Она воскликнула;
- Вот посмотрите на него, выпил все молоко еще и спит спокойно, оставил всех без сметаны. Где же твоя совесть, а ну вставай!
  Она с силой сдёрнула с меня покрывало.
 Я нехотя поднялся и сел на кровати и потянулся. Это  её ещё больше разозлило и она замахнулась на меня полотенцем,которое держала в другой руке.  Подскочив, я зацепился ногами за кровать и рухнул на неё снова,  запутавшись в простынях. Замахал ногами. Мать засмеялась.
 
 Красивая, молодая, стройная с длиной косой заплетённой вокруг головы, стояла, поставив руки в бока, и звонко заливисто смеялась. 
  - Видишь, герой, какой! Как молоко пить он храбрец, а если матери дров  нарубить, то в простынях запутывается.
Эх ты шкода,расскажу  отцу  о твоих проделках. Иди быстрее, не шуми, братика разбудишь!
   Но малыш уже проснулся. Он сидел в кроватке,  тёр глазки ручонками  и плакал.
 
 Мать быстро вошла в дом и взяла его на руки, поцеловала –
 -Спал бы ещё !- прижала к груди ребёнка - ведь рано ещё!
Но малыш, всхлипывая, повторял.
-Мама, мама я видел длинную толстую ленту вот там - и он показал на пол возле кроватки.
 Женщина  ласково  пыталась его успокоить.
- Ну что ты,какая лента? Тебе плохой сон приснился -  мой маленький!  Солнышко светит в глазки? Пойдём я тебя в нашу кровать положу. Папа ушёл ,а ты поспи ещё немножко хорошо?  Мать продолжала убаюкивать брата, а я  выбежал на улицу. Лучше дров наколоть, чем с ним нянчиться.

   На печке в чугунке кипела вода на вареники,они уже готовые лежали на столе, накрытые полотенцем. Я схватил топор и стал колоть  дрова. Чурки высохшие под  солнцем,кололись легко, и за пол часа я на работа большую кучу дров. Даже бабы,пришедшие на приём к врачу( мы жили рядом с больницей) похвалили.
- Вот малый молодец! Настоящий помощник матери! Кому- то хороший мужик достанется.  Не то что наши лентяи, которые только и умеют что в козла забивать, да курить сигареты целыми часами.  Одно только название что мужики!
 А те в свою очередь посмеивались над бабами.
 -Вам бы только шею найти ,а хомут найдётся и сами с ногами  залезете  - тяни мужик надрывай пуп! Хоть сдохни, а жинку удовлетворяй.
 Бабы разом накинулись на говорившего мужика, крича,  перебивая друг друга.
 Я засмеялся, посмотрев на них, взял ведра и пошёл носить воду с колонки.  Мать,  укачав брата, вышла во двор. Солнце поднялось высоко, пришёл врач, начался приём. Мать забрасывая вареники в чугунок, и попросила меня;
 -Принеси  сынок шумовку, она в доме на стене висит, пора вареники вынимать.
 Она склонилась над чугунком, помешивая вареники большой ложкой. Я с разбегу влетел в комнату.  На полу под лучами солнца лежала, свернувшись кольцом, огромная змея. Я замер  и какое- то мгновения заворожённый смотрел на неё, а она  на меня. И вдруг змея напряглась и как будто приготовилась к атаке.

    Я развернулся и кинулся  прочь из комнаты, выбежал на улицу, крича:
-Змея ,змея ,змея,  не видя никого- ни побелевшую мать у печки,ни  удивлённых людей на лавочках.
 Я бежал к дереву - большой шелковице, что росла во дворе и служила навесом от яркого летнего солнца, буквально взлетел на него.  Лез все выше и выше и кричал все время змея змея !
 Она не заставила себя долго ждать, скользила за мной, обвила дерево все ближе и ближе ко мне. Я уже добрался до самой верхушки, убегать было не куда. В это время на мой крик выбежал наш врач Баранов и увидел змею обвившую дерево. Мой отец тоже прибежал из сада на  мой крик. Он замер от увиденного,в одной руке держал лопату. 
 Доктор выхватил из его руки  лопату,ударил по скользящему туловищу, а затем стал  рубить раз за разом. Все вокруг замерли, наблюдая за происходящим.

   Для меня время остановилось. Смотрел на все это сверху в низ,
сердце моё так стучало в груди, что мне казалось, что оно вот- вот выскочит. Голова кружилась, тошнота подступала к горлу,  ноги и руки тряслись.
Я словно приклеился к ветками понимая что, самостоятельно слезать  с дерева  не смогу. Как меня  отец снимал,все словно в тумане.  Врач наш Баранов давал мне что- то нюхать и смазывал вески,  мать поила  водой.

  Одна из женщин воскликнула;- бедный мальчик ! Что только он перенёс и как он только не свалился с этих веток?
 Отец решил отвести меня в дом  но врач остановил его.Баранов вынес брата отдал его матери.
- В дом не входите.Мы убили самку удава. Где- то рядом должен быть и самец.  У них период рождения детёнышей. Постойте пока все здесь, я постараюсь сам всё проверить. Вам лучше бы переночевать в другом месте у соседей или родных.
   Он вошёл в дом  и его долго не было. Когда же вышел, то быстрым шагом направился в больницу, и вернулся с коричневой банкой на которой была нарисована змея. Я уже пришёл в себя, и сидел на лавке рядом с отцом, наблюдая за доктором.Баранов посмотрел на окружающих его людей, и пояснил;- там в доме под детской кроваткой у полу дыра, доски прогнили. Вот оттуда и вылезла самка-хозяйка. Это она, выпила твоё молоко. Спасибо, что было ведро с молоком ,а то бы она проглотила твоего сына  маленького. Что этот ребёнок, как козлёнок, для этой твари на неделю еды хватило бы.
 
   Мать с ужасом в глазах прижала  брата к себе;- Господи ,ведь он мне говорил  о толстой ленте. А я подумала что,ему сон приснился  плохой!
-Это, хорошо, что ты перенесла его на другое место. Хотя она молока и напелась,сытая просто грелась на солнце, не известно как- бы эта тварь себя повела в дальнейшем - объяснив все нам, доктор  снова вошёл в дом. Но перед эти обратился к отцу;-  вы бы взяли необходимые вещи! Мать, отец и я пришедший в себя полностью принялись  вытаскивать из дома все то, что было нам необходимо. Люди пришедшие на приём к врачу  поспешили нам на помощь.  Вскоре наш не хитрый скарб стоя на улице под навесом. Баранов попросил закрыть ставни,а  сам вошёл в дом ,он разбросал таблетки по всем комнатам и  не забыл дыру под полом. Двери и окна наглухо закрыли. Вспомнили о варениках. За столом только и был разговор о случившемся.  Куски удава отец с Барановым и другими мужиками сложили в бочку, и куда то увезли.
 Новость о змее молниеносно разнеслась по деревне.У больницы собралась огромная толпа односельчан. Вопросы сыпались на мою голову,как семечки из дырявого мешка. Поднялся такой шум,что я закрывал уши. 
Только  один дед Иван стоял облокотившись на свою палку и молча слушал. Он был очень стар,  мы так считали с пацанами.  Он все лето ходил в валенках и шапке ушанке, и с козьей ножкой в зубах. Это так называлась сигарета самокрутка. Табак у него был ядрёный- Так говорил всегда мой отец. Мы его часто дразнили за что от родителей взбучку.  Дед Иван на нас не сердился, даже ещё и угощал фруктами со своего сада. Затягиваясь своей самокруткой,воскликнул.
 -Да дела,  так значит змеёныши не погибли, ещё и расплодились!Односельчане  разом все замолчали. Дед палкой показал в сторону сада больницы.
- Там при панах конюшни были большие тёплые, а в ихнем доме:-он показал на наш - конюх жили, со своей семьёй
И вот однажды пан выписал себе арабских жеребцов. Их доставили в нашу деревню морем. Красавцы были я вам скажу. Я пацаном был может поменьше чем он-  и дед показал на меня. Когда выгружали лошадей,  то они вели себя не спокойно. Хрипели вырывались из рук. Конюхи не могли  с ними сладить,словно в них чёрт вселился. Сбежалась вся прислуга для подмоги. А когда лошадей вывели из ящиков, ну в которых их через море перевозили, то  заметили небольших змеек между досками в полу. Вот поэтому лошади и беспокойными были. Они то чувствовали этих гадов.
 Дед замолчал и затянул свою козью ножку. Вокруг люди терпеливо ждали когда дед покурит.
- Одну змейку то и убили.Только две других ускользнули в траву, не поймали. Они значить вместе с лошадями с той Арабии к нам и прибыли.
 Дед вновь замолчал затягиваясь сигаретой.
 -Ну а дальше то что?- не выдержала одна из соседок.  Она стояла рядом с дедом и отмахивалась от едкого дыма.
 Да перестань ты её сосать, уже всю обкурил!
- А что говорить! Продолжал с расстановкой дед Иван.
- Потом в этом доме также стало пропадать молоко,цыплята и вообще вся мелкая живность. Пан не знал что и думать. Пороли конюха и его детей ни чего не помогало.Хозяин  завёл овчарок,но через не которое они пропали. А тут как раз мальчонка конюхов сын побежал в сад рвать вишни,барыня приказала. Ей вишнёвого варенья захотелось. Пацан и увидел на пне  пятнистую огромную змею, на солнышке грелась.Видно обожралась собаками да цыплятами. Малец сумел убежать и позвал старших.Мужики вилами да и закололи ее. Толстая была зараза, как моя нога.- и он обхватил свою ногу выше колена. Жирная и пятнистая Пан тогда сказал, что это пятнистый удав и живёт он только в тёплых странах.
В наших краях не выживает из- за морозов. Живут они в Индии Арабии ,на людей бросаются редко. Хотя может и человека заглотать ежели он мелкий.А вот эти то выжили,да дела!. Покачал головой старик и вновь задымил своей самокруткой.
- Во дед даёт! Прямо урок географии  - подметил один из слушателей.
На него зашумели не мешай слушать умник, в школе не учился, так хоть дед тебя оболтуса научит. Соседка деда воскликнула;- Вот молодец знал и ни когда не рассказывал!
 Тот усмехнулся;-да вы же не спрашивали,вот и не рассказывал. Да что я -  многие  про это знали, просто забыли.
Мы вот с твоим отцом — обратился он к соседке  пацанами были и видели все
- Вспомнила! -воскликнула женщина -  отец  как-то рассказывал забыли,в памяти не отложилось. Ты старый  оказывается,все помнишь!
- Нет голубушка и  я  забыл. А тебе отец не рассказывал про тот случай на море с внучкой Абрамыча?
- Расскажи - попросили соседи.
-Ну вот,  мне тогда лет четырнадцать было,как эта история вышла со змеёй О ней долго судачили да и позабыли, а это видать ниточка одной цепи.  Когда удава- то убили на следующее лето заметили маленьких змеёнышей с жёлтыми брюшками, одного вилами закололи, другого лошадь задавила.Старики говорили, что они ищут тепло. для зимовки. Вот как однако  дело повернулось.Всё-таки выжили в наши морозы и расплодились.
-Дед не томи- перестань философствовать,лучше расскажи о девчонке. Но он продолжал рассуждать в слух- выходит,что эти змеи до сих пор живут в нашей деревни! Да,дела!
 На косе  стояли рыболовецкие  бригады. И когда рыбаки выходили из моря с рыбой то они всегда варили уху. И вот бригадира внучка несла ему томат в бутылке Бабка её послала. Девочка по берегу моря и бежала к деду. Рыбаки уже вышли и разбирали сети.  Дед видит внучку, она уже  в нескольких метров от них.Потом видит, остановилась и нагнулась над водой, -как закричит пронзительно. Рыбаки кинули снасти и повернулись на ее крик. Они увидели за спиной  девочки толстый шланг катился колесом. Кто- то крикнул;-смотрите да это же змея! Ребёнка спасало то,что она бежала на солнце. Это замедляло скорость змеи.Дед с рыбаками бежали ей на встречу.  Но Змея догнала ребёнка и обвилась кольцами. Но её дед тоже  не растерялся, багром распорол живот этой гадине.
 А с девочкой что было по том,живая осталась? -засыпали вопросами старика.
 - Да ничего её вытащили из колец еле живую. Но потом она пришла в себя,стала заикаться,  родители увезли её куда- то в другое место.
Но, когда эту змею растянули по берегу метра четыре не меньше, и опять же пятнистая,а живот жёлтый. У нас их стали называть желтобрюхами. 


   Слушатели его тоже молчали,новость была ошеломляющей В их деревне под домомами жили пятнистые удавы, и ник то не разу их не видел.
И тут Метяй рубаха парень крикнул;- а помните бывало жаловались наши бабы, то куры пропадали, то кролики,а у тётки Райки коза.
-Ну-да и трактор,который ты утопил в заливе!- поддакнула тётка Райка.- Сам кроликов у по воровал, а потом шапку с них сшил, и ещё хвастался ирод-" Какая хорошая шапка вышла их двух кроликов". А на удава все сворачивает. И она выхватив у деде Ваньки палку замахнулась на Митяя, тот резко попятился на зад закрываясь от неё руками, не заметил за спиной проволоку- упал в траву. Тётка Райка в сердцах плюнула-
- Вот чертяка! И на ногах не стоит,а языком горазд болтать!
 В толпе нервно засмеялись.  А кто -то пошутил; - смотри Метяй, том в траве может ещё удав лежит. Тебя проглотит,как ты кролика деда Антона.  Парень резко подскочил и стал себя осматривать.Одна из женщин ему посоветовала;-  ты в штанах поищи,может змея и туда к тебе залезла  и оттяпает кое что, а то ты у нас парень хваткий!
  Девкам жизни не даёшь,  возможно  теперь  угомонишься.
     Дед Иван докурил свою последнюю самокрутку и произнёс;-  « Я думаю так хлопцы,эти гады,не смогли   сильно размножится в наших краях из-за холодов. Если бы их было много,кто нибудь бы и приметил. Хотя- он почесал затылок-некоторые же  выжили.  Будем надеяться,что эти последние. И благодаря мальчишке наша деревня избавилась опасных соседей.
 В толпе возразили;- это ещё как знать! Может живут в каком- то подвале, или под полом какой либо хаты, вот гадость!
-Да,опять воскликнул дед Иван.
- Теперь в этой хоте жить нельзя.  Вам -обратился он к моим родителям - надо искать другое место для жительства. Я думаю руководство совхоза поможет,выделит пай земли под строительство нового дома,а мы ежели надо под можем -он развёл руки вовсе стороны и обвёл присутствующих взглядом.
- Да, хлопцы? Да,да — подхватили соседи-только шумни, придём все гуртом и поможем, дело то ведь житейское!
Соседи стали расходиться по домам,горячо обсуждая услышанное и увиденное.

   Но когда утром вернулись в свой дом, и открыли его удивились ещё больше - все стекла были разбиты, перевёрнуто верх дном, на полу лежал дохлый самец, рядом с ним четыре змеёныша.Выходит прав доктор, самка пришла на старое место и здесь вывела потомство. Её убили, самец наглотался таблеток и погиб. Возможно под полом были ещё живые,точно никто не знал.Родители приняли решение уйти с этого места. Колхоз выделил нам участок земли,как и предполагал дед Иван. Пока мы жили у бабушки, соседи помогали строить нам новый дом. Только  у меня с той поры волосы на голове поседели. Вот так я получил прозвище среди местной детворы "Седой" »   




               
Надежда  Жиркова 2008г декабрь