ru.wikipedia.org›Осоавиахим-1
«Осоавиахим-1» (или «ОАХ-1») — стратосферный аэростат, построенный в Советском Союзе. На этом стратостате в 1934 году был установлен рекорд высоты: «ОАХ-1» впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря.
30 января 1934 года советский стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22 км. Однако при спуске потерпел катастрофу. Стратостат «Осоавиахим-1» и все члены экипажа — Федосеенко, Васенко и Усыскин — погибли.
Стратостаты, специальные воздушные шары с герметически закрытой кабиной для экипажа, изобретенные бельгийским ученым Огюстом Пикаром, — были единственным средством до полётов в космос для достижения больших высот.
В 1930 году группа инженеров Ленинградского отделения Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) загорелась идеей построить новый стратостат для покорения рекордных высот. Но из-за отсутствия государственной поддержки и средств начали воплощать эту идею в жизнь только в конце 1932 года.
Главным конструктором назначили Васенко, начальником работ — инженера Чертовского. Проект стратостата неоднократно пересматривался. В июне 1934 года оболочка была доведена в объёме до 24940 кубометров. А уже в августе готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и посчитала его годным к полёту, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать.
Экипаж «Осоавиахима-1» составили трое стратонавтов Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин. «Граждане стратосферы», «красноармейцы воздуха», «революционеры науки», «триумфаторы неба» — так называли их в газетах.
Командир Павел Федосеенко воздухоплаванием увлёкся в 1915 году, когда ему не исполнилось и семнадцати лет. Во время Гражданской войны он руководил воздухоплавательным отрядом и только на врангелевском фронте совершил сто разведочных подъёмов на аэростате. С 1921 года Федосеенко регулярно участвовал в полётах и ставил новые рекорды. Он окончил Военно-воздушную академию и факультет дирижаблестроения Комбината гражданского воздушного флота. Мечта о полёте в стратосферу зародилась у Федосеенко после того, как он вместе с А.А. Фридманом поднялся на рекордную для СССР высоту — 7400 метров.
Удивительной личностью был и другой член экипажа «Осоавиахима», Андрей Васенко, главный конструктор по аэростатостроению Института аэрофотосъёмки. Он работал над созданием аэростатов, предназначенных для метеорологических наблюдений в высоких слоях атмосферы и для аэрофотосъёмок больших площадей земной поверхности. Васенко пытался также разрешить проблему обледенения воздушных кораблей.
Самый молодой член экипажа Илья Усыскин, сын кузнеца, уже в четырнадцать лет в совершенстве владел немецким, читал в подлиннике Гейне и Гёте. Во время учёбы в аспирантуре Физико-технического института Ленинграда Усыскин выполнил две крупные научно-исследовательские работы по дифракции быстрых электронов. «Да, это открытие мирового значения», — отмечал его наставник академик А.Ф. Иоффе. Позже молодой учёный сконструировал компактную камеру Вильсона для исследований космических лучей. Стратонавтам «Осоавиахима-1» предстояло получить новые сведения о физическом состоянии верхних слоев атмосферы, химическом составе воздуха, природе космических лучей, интенсивности космического излучения, величине напряжённости магнитного поля Земли в стратосфере.
Для проведения научных наблюдений стратостат оснастили лучшими приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, а также в Радиевом и Физико-техническом институтах. Полёт заинтересовал и учёных Института экспериментальной биологии, решивших отправить в стратосферу «команду» мушек-дрозофилл. Старт «Осоавиахима-1» намечался на 30 сентября 1933 года. Перед ним на невиданную для того времени высоту (19 км) поднялся другой стратостат — «СССР-1». Однако неожиданно задул резкий ветер, и с отправлением «Осоавиахима-1» пришлось повременить. Метеорологическая обстановка не улучшалась. Из-за плохой осенней погоды полёт стратостата по решению Центрального совета Осоавиахима отсрочили до весны следующего года. Научную аппаратуру гондолы демонтировали и отправили в Ленинград; сложили и убрали в чехол оболочку стратостата. В конце октября на берега Невы приехал экипаж стратостата «СССР-1». В беседе с ленинградскими журналистами его командир Прокофьев сообщил, что он и его товарищи готовятся повторить рейд в стратосферу, не ожидая наступления теплых дней, — зимой. Но Павел Федосеенко думал о том же. И вскоре в Центральный совет Осоавиахима поступил его рапорт с предложением начать подготовку к первому в истории воздухоплавания зимнему полёту в стратосферу. Получив одобрение совета, отважные воздухоплаватели поспешили в Москву. По прогнозу Главной геофизической обсерватории благоприятные условия для полёта в стратосферу ожидались в период с 20 по 24 декабря, а также 20-21 января и в конце января 1934 года. Экипаж получил инструкции по обращению с приборами. Федосеенко и Васенко освоились с приборами управления и закончили основные работы по подготовке к монтажу стратостата. Усыскин всё сомневался, стоит ли ему лететь. Выяснилось, что камера Вильсона для наблюдения за космическими лучами в зимних условиях непригодна и заменяется приборами Гесслера. Несмотря на все старания, к концу декабря подготовить «Осоавиахим-1» к старту не удалось, и рейд перенесли на январь 1934 года. Между тем полёту «Осоавиахима-1» придавалось особое значение. Во-первых, это первый полёт стратостата в зимних условиях; во-вторых, предполагалось, что экипаж достигнет рекордных показателей, и тем самым за Советским Союзом окончательно будет закреплено завоевание стратосферы. 28 января экипаж участвовал в переброске стратостата в Кунцево, на место старта. Подготовка к полёту в последние дни оказалась скомканной из-за сжатых сроков для проверки материальной части и приборов. К тому же отважные воздухоплаватели решили посвятить свой полёт проходившему в те дни XVII съезду партии и теперь давали интервью, выступали по радио. Целый день 29 января прошёл в заседаниях; вечером накануне полёта только в 0.12 экипаж ушёл с очередного собрания. Стратонавты сами подсчитали весовой полётный баланс и сделали расчёт балласта и во втором часу ночи отправились спать. 30 января, с 8 до 9 часов утра, прошла предполётная подготовка стратостата, произведено окончательное взвешивание перед стартом. К расчётным весам накануне добавили 180 кг балласта. За счёт использования маневренного и аварийного балластов при спуске стало возможным поднять потолок полёта до 20,5 км. 30 января, в 9.07, «Осоавиахим-1» начинает подъём. Через девять минут экипаж передаёт первую радиограмму «Слушайте, слушайте! Говорит «Сириус»! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса». Метеорологи на земле вздохнули с облегчением - прогноз погоды точен; обледенение стратостата исключено. Достигнув высоты 6500 м, стратонавты приступают к исследованиям, берут первую пробу воздуха, делают записи в бортовом журнале.
В 9.32 сообщают о неполадках в работе радиостанции, ответов с земли не слышно. В 9.56 новое сообщение «Говорит «Сириус»!
Высота 15 км по альтиметру... Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно». Метр за метром приближается «Осоавиахим-1» к высоте, достигнутой «СССР-1». Оболочка стратостата принимает шарообразную форму. К этому времени обнаружилась ещё одна неполадка - плохо работает поглотитель углекислоты и влаги; это обстоятельство не раз отмечается в бортовом журнале. «10.14. Говорит «Сириус»! Высота 19 000 м», — доносится голос из стратосферы. После небольшой паузы высотный репортаж возобновляется «Говорит «Сириус»! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра». Не желая вызывать беспокойство на земле, экипаж умалчивает обо всех неудобствах, вызванных плохой работой регенерационной установки, и продолжает вести наблюдения в стратосфере. Почти через час донеслось «Говорит «Сириус»! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20500 метров...» — И вновь шумы и трески поглотили далёкий голос. «Но и услышанное очень важно. Уже сейчас стратонавты на высоте, на которую до этого не поднимался ни один человек», — заметил журналист Михаил Кольцов. Подъём стратостата продолжался. Вскоре с борта «Осоавиахима-1» удалось принять ещё несколько радиограмм «11.42. Говорит «Сириус»!
Высота 20 600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии». «11.49. Говорит «Сириус»! Производим непрерывные наблюдения и опыты... для изучения космических лучей...» «Алло! Говорит «Сириус»! Временно прекращаем приём и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты...» Вскоре после этого радиосвязь со стратостатом окончательно потеряна. Все вызовы с земли оставались без ответа. Однако никто не думал, что триумфальный полёт закончится трагедией. Изучение всех имевшихся материалов — дневников, бортжурнала, показаний приборов — позволило восстановить картину полёта стратостата и трагического финала. Из записей Васенко и Усыскина следует, что стратостат в 12.33 достиг высоты 22 километра, держался на этой высоте 12 минут и в 12.45 пошёл на медленное снижение. Для обеспечения спуска один из членов экипажа держит открытым клапан в течение трёх минут. Но стратостат, прогретый яркими лучами солнца, не торопится идти вниз. Только через три четверти часа начинается безостановочный, пока ещё медленный, не внушающий никаких опасений спуск. Под влиянием нагрева от солнца «Осоавиахим-1», несмотря на значительный выпуск газа через клапан, снижается медленно. В 15 часов стратостат находится ещё на высоте 18 км. Солнце идёт к горизонту; создаётся опасность быстрого спуска как от уменьшения интенсивности нагрева оболочки аэростата солнцем, так и от обтекания оболочки холодным воздухом при спуске (температура наружного воздуха порядка минус 50 градусов). До высоты 17800 м «Осоавиахим-1» снижался со скоростью 1 м в секунду. На высоте 14300 м, за 50 минут до катастрофы, стратонавты, ещё не подозревая об опасности, берут на исследование двадцатую по счёту пробу воздуха. Затем скорость спуска медленно нарастает, на высоте 13400 м она составляет уже 2 м в секунду; идёт охлаждение газа. В 16.00 «Осоавиахим-1» всё ещё в стратосфере. В 16.01 в бортжурнале появляется неразборчивая запись о балласте. За несколько минут до гибели Васенко пишет «Альтиметр, 13 400 м. Время 16.05. Идём вниз. 16.0... Солнце ярко светит в гондолу. Красота неза... 16.13,5. Альтиметр, 12000 м». Высота 12 км; температура газа приближается к температуре наружного воздуха; подъёмная сила газа вследствие этого резко уменьшается. Для спасения положения требуется сбросить 720-800 кг балласта; на борту же, включая аварийный балласт, всего 420 кг. Но даже имевшийся балласт не использован.
Скорость снижения стратостата с 12 км до земли около 15 м в секунду. На высоте 1500-2000 м, по заключению специальной комиссии, стропы аэростата оборвались, не выдержав динамической перегрузки. Гондола отделяется от оболочки и, всё убыстряя движение, начинает падать на землю. Выбраться через люк наружу и воспользоваться парашютами уже невозможно.
Экипаж в период снижения в течение девяти с половиной минут находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о приборы. По мнению комиссии, «начало катастрофы должно быть отнесено к высоте, превышающей 8 километров, поскольку в противном случае пилоты имели бы возможность открыть люк или хотя бы разбить стёкла иллюминаторов и выбросить балласт, бутылки кислорода и другие предметы внутренней аппаратуры гондолы и пытаться спастись на парашютах». В 16.23 (или двумя минутами раньше) стратостат ударился о землю. «Осоавиахим-1» упал в 470 километрах от места старта, у самой околицы мордовской деревни Потиж-Острог Инсарского района.
Гондола стратостата смялась от страшного удара о землю. Оторвавшуюся ещё в воздухе оболочку отнесло на несколько километров в сторону. Все приборы, находившиеся в гондоле, разбились. На месте катастрофы обнаружили погнутые карманные часы — стрелки остановились на 16.23. Местное население, проявив инициативу,сломало люк гондолы, вытащило наружу останки людей, разбитые приборы. Улетевшую оболочку стратостата растащили по частям окрестные крестьяне. 1 февраля 1934 года комиссия по расследованию причин катастрофы стратостата докладывала в Москву «Трупы совершенно исковерканы. Больше всего изуродован Федосеенко, череп которого собрать не удалось.
Подробный анализ трупов приводит к заключению, что команда погибла не от удушья или от других причин, а от сильного удара гондолы о землю.
Отсутствие на участниках команды парашютов, закрытый люк и ряд других фактов указывают, что несчастье произошло для команды внезапно и застигло её врасплох. Катастрофа произошла так молниеносно и неожиданно, что команда не успела сделать самого элементарного, т.е. открыть люк. Трупы приведены в порядок, собраны по частям, уложены в гробы и доставлены на станцию Кодоскино, где и погружены в вагон...» В записке И.В. Сталину нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов отмечает, что причиной гибели стратостата стало стремление экипажа «поставить мировой сверхрекорд, не считаясь с техническими возможностями стратостата и условиями полёта». Основной вывод комиссии: полёт обеспечен до высоты 19500 м.
Подъём на высоту 20500 м при всей напряжённости не создавал угрозы аварии; подъём до 22000 м неизбежно вел к фатальному исходу. В блокноте Васенко есть запись, по времени относящаяся к 15.00, следующего содержания «Федосеенко распутывает клапанную верёвку, запутавшуюся в метереографе». Комиссия предположила Федосеенко не удалось распутать верёвку, и он не заметил, что она осталась в натянутом положении. Вследствие этого клапан оболочки продолжал оставаться открытым, газ выходил, и по мере увеличения его выхода оболочка утрачивала подъёмную силу, и вся система стремительно пошла вниз. При быстром падении стратостата материя оболочки затормаживала спуск и создавала увеличенную нагрузку на стропы; когда она дошла до предела, стропы, не выдержав, лопнули. В 1935 году в книге «Полёты в стратосферу» профессор-метеоролог, директор Аэрологического института Главной геофизической обсерватории П.А. Молчанов ещё раз возвращается к причинам катастрофы «Осоавиахима-1». По его мнению, стратостат развил при спуске столь большую скорость по той причине, что стратонавты долго держались на достигнутой ими высоте, где «нагревающее действие солнечных лучей оказывается очень большим... оболочка шара и заключённый в ней водород перегрелся до 8 градусов выше нуля, и газ расширился и частично вышел из оболочки». Когда стратостат пошёл на снижение — а для этого понадобилось стравить ещё часть газа, — газ начал охлаждаться. «Чем больше сжимался газ, тем меньше становилась подъёмная сила аэростата. Наконец гондола, тянувшая стратостат вниз, развила очень большую скорость». Крепления гондолы к оболочке не выдержали возникших перегрузок и оборвались. XVII съезд партии почтил вставанием память отважных воздухоплавателей; его делегаты в полном составе присутствовали на похоронах у Кремлёвской стены. Все члены экипажа посмертно награждены орденом Ленина.
источник tonnel.ru
Васенко Андрей Богданович
28 декабря 1899 - 30 января 1934, советский инженер-аэролог, конструктор стратостатов, член экипажа «Осоавиахим-1»
Биография
Сын петербургского инженера, выпускник царскосельской гимназии.
В 1918 году вступил добровольцем в Красную Армию. Беспартийный. В 1922—1927 годах учился в Ленинградском институте путей сообщения на факультете воздушного транспорта; одновременно работал в Павловской аэрологической обсерватории. Преподавал аэрологию в Ленинградском институте путей сообщения. Вёл научно-исследовательские работы по аэрофотосъёмке.
Конструктор стратостата «Осоавиахим-1». Участник полёта на нём 30 января 1934 (совместно с И. Д. Усыскиным и П. Ф. Федосеенко), когда была достигнута высота 22000 м. При спуске оболочка стратостата разрушилась, экипаж погиб.
Урна с прахом Васенко находится в Кремлёвской стене.
Награды
Награждён орденом Ленина (посмертно).
people.su›20793
Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель стратонавта АНДРЕЯ ВАСЕНКО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека". http://www.proza.ru/2012/03/16/1446
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
3 4 22 28 42 53 68 69 83 88 105 111 121 123 138 142 147 148 162 177 180 190 214
В А С Е Н К О А Н Д Р Е Й Б О Г Д А Н О В И Ч
214 211 210 192 186 172 161 146 145 131 126 109 103 93 91 76 72 67 66 52 37 34 24
1 15 20 37 43 53 55 70 74 79 80 94 109 112 122 146 149 150 168 174 188 199 214
А Н Д Р Е Й Б О Г Д А Н О В И Ч В А С Е Н К О
214 213 199 194 177 171 161 159 144 140 135 134 120 105 102 92 68 65 64 46 40 26 15
ВАСЕНКО АНДРЕЙ БОГДАНОВИЧ = 214.
214 = 138-КИСЛОРОДНОЕ + 76-ГОЛОДАНИ(е).
"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
В(незапная) (кат)АС(трофа) + (пад)ЕН(ие) + КО(нец) + (внез)А(п)Н(ое) (па)Д(ение) + (кисло)Р(одное) (голодани)Е + (умерши)Й + Б(ез) (кислор)О(да) Г(оло)ДАН(ие) (кр)ОВИ + (кон)Ч(ина)
214 = В,, ,,АС,, ,,ЕН,, + КО,, + ,,А,,Н,, + ,,Д,, + ,,Р,, ,,Е + ,,Й + Б,, ,,О,, Г,,ДАН,, ,,ОВИ + ,,Ч,,.
142 = КИСЛОРОДНОЕ Г(олодание)
_______________________________
76 = (кисло)РОДНОЕ Г(олодание)
142 = КИСЛОРОДНОЕ Г(олодание)
_______________________________
76 = ГОЛОДАНИ(е)
138 = КИСЛОРОДНОЕ (голодание)
_______________________________
91 = (кисло)РОДНОЕ ГО(лодание)
Справка:
Кислородное голодание крови симптомы | Лечение...
doctor-serdce.ru›kislorodnoe-golodanie-krovi…
Кислородное голодание крови симптомы. При недостаточном поступлении кислорода в головной мозга развивается гипоксия.
Нехватка кислорода в крови: симптомы и лечение...
apkhleb.ru›krov/nedostatok-kisloroda
Дефицит молекул О в крови, неизменно, приводит к кислородному голоданию всех органов и систем.
Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 115-ТРИДЦАТОЕ + 99-ЯНВАРЯ = 214-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ).
19 36 46 51 74 75 94 109 115 147 161 164 165 182 214
Т Р И Д Ц А Т О Е Я Н В А Р Я
214 195 178 168 163 140 139 120 105 99 67 53 50 49 32
"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (ос)Т(ановлен)О (дыхани)Е + (задыхаетс)Я + Н(ех)ВА(тка) (кисло)Р(одна)Я
214 = ,,Т РИ,, ,,ДЦА + ,,Т,,О ,,Е + ,,Я + Н,,ВА,, ,,Р,,Я.
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
68 = 42-ПАДЕН(ие) + 26-КО(нец)
______________________________
161 = ТРИДЦАТОЕ ЯН(варя)
68 = 42-ПАДЕН(ие) + 26-КО(нец)
_________________________________
161 = (г)ОЛОДАНИЕ КИСЛОР(одное)
Код полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 123-ТРИДЦАТЬ + 100-ЧЕТЫРЕ = 223.
19 36 46 51 74 75 94 123 147 153 172 200 217 223
Т Р И Д Ц А Т Ь Ч Е Т Ы Р Е
223 204 187 177 172 149 148 129 100 76 70 51 23 6
"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (не)ЧЕ(м) (дыша)Т(ь) + (д)Ы(хание) (п)РЕ(рвано)
223 = ,,Т РИ,, ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,ЧЕ,, ,,Т,, + ,,Ы,, ,,РЕ,,.
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
53 = (зады)ХАНИЕ; (ум)ИРАЕТ
_____________________________
172 = ТРИДЦАТЬ ЧЕТ(ыре)
53 = (кисл)ОРОДА
_________________________
172 = ЛИШЁН КИСЛОРОДА
214 = УМИРАЕТ ОТ ГИПОКСИИ.