Расскажи, Сережа, как в нашу деревню...

Марина Караваева Неженцева
"РАССКАЖИ, СЕРЕЖА, КАК В НАШУ ДЕРЕВНЮ СОЦИАЛИЗМ ПРОСАЧИВАЕТСЯ!"

  В январе 1925 года, незадолго до своей смерти, русский поэт Сергей Есенин написал поэму «Анна Снегина». Поэма стала своеобразным обобщением его размышлений о драматическом и противоречивом времени, наступившем в России после Октябрьской социалистической революции 1917 года и судьбе человека этой переломной эпохи. Но многие ли знают, что «Анна Снегина» «впитала» в себя живописные рассказы о своем участии в революции художника и журналиста камышанина Ивана Герасимовича Рыженко?

Про девок, гармошку и рок событий

- В книге «Встречи» известный журналист и писатель Николай Вержбицкий, вспоминая годы жизни в Тифлисе, писал: «На Коджорской улице нас часто навещал художник Илья Рыженко. Осенью 1924 года у меня в доме он познакомился с Есениным". Бакинский поезд привез поэта в Тбилиси в сентябре 1924 года, - рассказывает ветеран журналистики камышанин Василий Никифорович Мамонтов.
Вержбицкий не сомневался, что именно бурные, насыщенные колоритными «хохляцкими» словечками рассказы Рыженко о бурных первых днях революции, участии в разгроме помещиков, работе комитетов бедноты «зажгли» Есенина. - Рыженко всем сердцем был на стороне «нового строя».

«Никто тебя, Сереженька, не выбирал печалиться и грустить о старом деревенском укладе! – говорил он - Да и шо ты о нем знаешь! Про девок и гармошку и без тебя напишут. Лучше расскажи, як в нашу деревню социализм просачивается!». Поэт мог бесконечно слушать Рыженко, который в роли рассказчика выглядел особенно колоритно: его зеленые, диковатые глаза блестели, жесты становились резкими, низкий голос звучал особенно проникновенно… Есенин всем сердцем осознал, почувствовал, наконец, «куда несет Россию рок событий» и приступил к работе над давно им задуманной поэмой «Анна Снегина».

 Впечатляло поэта и то, какими ловкими становились корявые, неуклюжие пальцы Рыженко, едва тот брался за кисть. Есенин подолгу рылся в папках художника, вынимал из них этюды, расставлял вокруг себя и подолгу рассматривал, приговаривая: «У тебя, Илюша, прямо собачья любовь к природе! По-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения… Ты тоже…». «В ответном слове» Есенин начинал потоком читать свои стихи.

 Порой Илья останавливал белокурого ангела поэзии: «… твои стихи, Сережа, тем и хороши, что их нужно медленно прихлебывать, как хорошее вино из хрустального бокала». Есенин советовал Рыженко: мол, напиши, брат, историко-революционную книгу, - уж больно много в твоей голове интересного на эту тему…

Рисунок на башмаках

 Работники Камышинского историко-краеведческого музея собрали немало сведений о нашем земляке Илье Герасимовиче Рыженко.. Отец Ильи крестьянствовал, подрабатывал рытьем колодцев, иногда нанимался пастухом. Илья, старший из троих сыновей, начиная с 7-летнего возраста пас скот вместе с отцом. Летом, в степи, на привале маленький пастушок часто рисовал занятные картинки былинкой на своих присыпанных пылью башмаках.

 Зимой, после занятий в сельской школе, необычные полотна «возникали»  на беленых стенах хаты, которые мальчишка с упоением исписывал углем, - так велика была его тяга к рисованию, – подчеркивала в своей статье «Звучащие письмена» научный сотрудник музея Валентина Петровна Лефтар. Мать Ильи, высокая, дородная, приветливая женщина с тем самым «хохлатским» говорком, «вселила» в обиходную речь сына особые словечки, которые впоследствии так оживляли его повествования, придавая им особую красочность и сочность.

 Лишившись в 9 лет отца, Илья стал батрачить. Однажды, не выдержав непосильного труда, Рыженко сбежал от помещика. Бродяжничал, терпел трудности, скитался в поисках города, где можно научиться рисовать, и наконец оказался в Камышине.
В Камышине Илья встретил свою сельскую учительницу Евгению Ивановну Сургучеву, - она еще в Успенке заметила его страсть к рисованию. Евгения Ивановна познакомила паренька со своими друзьями – земским страховым агентом Медведевым и местным меценатом, акцизным чиновником Волковым.

 Последний, сам художник-любитель, обучал Илью технике рисования, свел с учащимися Камышинского реального училища. Реалисты, в порядке шефства, обучали Илью географии, истории, математике…
Эта ставшая близкой Ивану «троица» (Сургучева, Медведев и Волков) обратилась с ходатайством к председателю Камышинской уездной земской управы графу Дмитрию Адамовичу Олсуфьеву помочь талантливому 15-летнему пареньку поступить в Боголюбское рисовальное училище в Саратове. Граф в просьбе не отказал и даже обязался лично давать пособие по 10 рублей в месяц (но вскоре забыл об обязательствах). В училище Рыженко был на хорошем счету, получал стипендию.

От революции к революции

Когда грянула революция 1905 года, Илья Рыженко принимал активное участие в забастовках и разбрасывании антиправительственных прокламаций, за что был отчислен из Боголюбского училища. Однако, вместе с друзьями, исключенными по той же причине, организовали свою студию и продолжали учиться. В 1908 году Рыженко призвали в армию. Он служил на Кавказе, испытал немало унижений, пытался противостоять армейскому произволу, прошел через военные суды, карцер… В 1912 году вернулся в Саратов, закончил Боголюбское училище и уже в 1913 году поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Вскоре за отличную успеваемость Ивана досрочно перевели из классов в мастерские, - учился мастерству у художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. В эти годы Рыженко пробовал себя в символической живописи, в фантастических сюжетах, в красочной мозаике, писал картины, и выставлял их на студенческих выставках общества им. Куинджи. Новая, теперь уже Февральская революция 1917 года увлекла Рыженко в свой «водоворот»: он участвует в уличных боях в городе на Неве, примыкает к рабочему отряду… Октябрьскую революцию Илья встретил в Камышине. Накануне летом он был призван в армию. Служил в пехотном полку рядовым, вел большевистскую агитацию. Избирался солдатским депутатом, членом уездного исполкома, секретарем исполкома Камышинского уездного Совета. Рыженко все силы отдает упрочению Советской власти, участвует в формировании Красной Гвардии…Весной 1918 года выступил с отрядом красногвардейцев на оборону Царицына. Его статьи печатаются в газетах «Борьба», «Солдат революции»…

«Красная Армия всех сильней!»

Вскоре Рыженко назначают начальником отдела политпросвещения при политотделе дивизии, он становится коммунистом. Ненадолго из-за болезни Илья Герасимович возвращается в Камышин, Но вскоре снова уходит на фронт, теперь уже в кавалерийскую дивизию. Красные конники освободили Азербайджан и Грузию от белогвардейцев и принесли свободу народам Кавказа. Эти незабываемые события художник отобразил в своей картине «Встреча Красной Армии с кавказцами». Во время пребывания Сергея Есенина в Тифлисе, Рыженко еще был в армии, преподавал в военно-политической школе. Несмотря на занятость, художник дополнительно делал политические плакаты и карикатуры для газеты «Заря Востока» , рисовал акварели. Параллельно Илья Рыженко писал очерки о зарождении Красной Гвардии на Волге, публикует их на страницах «Зари Востока». Из этих очерков сложилась книга «Под красной Звездой», в авторском оформлении, изданная в Тбилиси в 1926 году.

Как прекрасна Земля и на ней человек

Книга «Под Красной Звездой» свидетельствовала о больших творческих возможностях Ильи Герасимовича Рыженко, но он предпочел кисть. После отъезда Есенина с Кавказа Рыженко оставляет преподавательскую работу и отправляется в путешествие по Западной Грузии. Через несколько месяцев газета «Заря Востока» сообщила: «Вернулся из своего путешествия художник Илья Герасимович Рыженко. Он привез большое количество сделанных им карандашных и акварельных рисунков. Рыженко принимает участие в большой выставке «Советский Тифлис», его работы получают высокую оценку зрителей и печати.
В 1928 году И.Г. Рыженко переехал в Баку и возглавил художественный техникум. Писал много полотен о революционном прошлом Азербайджана, о труде Нефтяников, иллюстрировал книги, журналы, писал пейзажи, карикатуры, как член правительственной комиссии много сил отдает художественному оформлению Баку. В 1940 году Рыженко был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Азербайджана».

В поэме «Анна Снегина» Сергей Есенин размышлял о том, как прекрасна Земля и на ней человек. Этими думами жил и художник Рыженко, воспевая кистью красоту земли и человека.
Когда началась Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Иван Герасимович, по состоянию здоровья и возрасту уже не мог сражаться на фронте. Не взяли его и в народное ополчение. - Его оружием стали плакаты и карикатуры. Их пламенным языком он звал людей на борьбу с врагом. Он писал картины и панно для войсковых частей, оформлял воинские клубы, стенгазеты. Его труд был отмечен похвальными грамотами, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» Умер Илья Герасимович Рыженко в 1952 году, в возрасте 65 лет.

Сын Волги, заслуженный деятель искусства Азербайджана много сделал для расцвета советской культуры на Кавказе для развития дружбы между народами. А еще… он невольно стал соавтором есенинской «Анны Снегиной», что подтверждает мощь его мятежной натуры.

ИЛЬЯ ГЕРАСИМОВИЧ РЫЖЕНКО
- Родился 19 июля 1887 года в д. Успенка Камышинского уезда (ныне Ольховский район Волгоградской области)
- Умер 20 июня 1952 года.
* Автор благодарит работников Камышинского историко-краеведческого музея за помощь в создании этого материала.