Железный путь сталинградской победы

Марина Караваева Неженцева
В сентябре 2012 года исполнилось 70 лет с того момента, как Правительственная комиссия приняла во временную эксплуатацию участок Петров Вал – Иловля знаменитой Волжской рокады.
Но многие ли знают, что этот железный путь сталинградской победы большей частью построен руками БАМовцев 1940-х годов, более того – он сам часть Байкало–Амурской магистрали, что на экскурсиях в музее истории БАМа в далекой Амурской Тынде научные сотрудники гордо произносят фразу: «Рельсы БАМа помогли сломить фашистов в Сталинграде».

Знаете ли вы?

• 23 января 1942 года. Государственным комитетом обороны принято решение о строительстве Волжской рокады.(«рокада» - франц. - дорога, идущая вдоль линии фронта).
• 978 км – протяженность Волжской рокады
• Головной, стратегически важный 340-километровый участок линии от Сталинграда до Саратова проектировал коллектив инженеров из Главного управления железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД во главе с Ф.А. Гвоздевским (автор довоенного проекта Байкало-Амурской магистрали).
• За сутки укладывалось около 8 км путей.
• 7 августа 1942 года ( 103 день после начала земляных работ) от Сталинграда по участку Иловля – Петров Вал (136 км) пошёл первый поезд.
• 11 сентября 1942 г. открылось движение и на участке Петров Вал – Саратов.
• . 23 сентября 1942 года Правительственная комиссия приняла во временную эксплуатацию участок Петров Вал – Иловля.
• 24 октября 1942 принят в эксплуатацию участок Саратов – Петров Вал .
• Главный участок «рокады» от Саратова через Петров Вал и до станции Иловая был построен за 132 дня.

СПАСИБО БАМу ЗА ПЕТРОВ ВАЛ!

- Мой Петров Вал появился благодаря БАМу, - сказал себе в 1975 году 19-летний житель тогда еще рабочего поселка в степи Владимир Гузий (1955-2009) и со свойственным ему романтизмом продолжил, - в этот момент все горело и рушилось, а здесь (невероятно!) создавалось. Рельсы перевезли с того первоначального БАМа и проложили железнодорожную ветку... Поеду отдавать долг». И отправился на Амур, в Тынду… Спустя много лет, в 2005 -ом газета «Амурская правда» писала : « Его мать боялась, что сын едет в край уголовников, и, не дай бог, станет им . Но Владимир Гузий, комсомольский поэт и строитель БАМа стал почетным жителем Тынды - столицы Байкало-Амурской магистрали». Эта когорта комсомольцы – бамовцев семидесятых двадцатого века, о которых пел ВИА «Пламя» «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ», были лишь продолжателями дел давно минувших дней…

РОКАДА К БУДУЩЕМУ ФРОНТУ

ОСЕНЬЮ 1941 г. фашистами была разорвана главная железнодорожная магистраль Москва – Курск – Харьков – Ростов-на-Дону. Все воинские перевозки и грузопоток, которые осуществлялись по этой линии, были переключены на приволжские железнодорожные линии, проходившие через Сталинград.
ЛЕТОМ 1942 г. вражеские войска развивали наступление уже на Сталинград. В планах Гитлера, уничтожение города, носящего имя Сталина, являлось приоритетной задачей, направленной на подавление воли Советских граждан. Взятие Сталинграда означало, по сути, личную победу Гитлера над Сталиным. В ходе наступления фашисты перерезали все железные дороги к городу по правому берегу Волги. Но еще в январе 1942 года советское командование мудро предвидело такой ход событий и дало распоряжение строить новую железнодорожную линию (рокаду), которая обеспечила бы транспортировку войск и грузов вдоль Волги к возможному будущему фронту.

ВОЛЖСКАЯ РОКАДА, – железнодорожная линия, построенная в годы Великой Отечественной войны от станции Иловля близ Сталинграда (ныне Волгоград) до станции Свияжск близ Казани через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск, замкнула железнодорожное кольцо Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Было обеспечено непрерывное кольцевое движение и почти в 40 раз увеличена пропускная способность участка. Благодаря мужеству и стойкости тружеников Сталинградской и Рязано-Уральской железных дорог (ныне – Приволжской), рокада стала основной артерией, питавшей людскими ресурсами, военной техникой, боеприпасами и продовольствием огромный Сталинградский фронт. Но это было после. А до…
РЕШЕНО было прокладывать рокаду от станции Иловля вдоль реки Иловля до пересечения линии Камышин – Тамбов, а далее на Багаевку и по автомобильному грейдеру на Саратов., - по берегам степных рек (что снимало проблему снабжения паровозов водой). Здесь требовалось меньше затрат сил на производство земляных работ. Кроме того, рокаду собирались вести по густонаселенным районам Сталинградской области и бывшей республики немцев Поволжья.  Немцев из Поволжья к этому времени уже выселили, однако рядом с опустошенными селами стояли нетронутыми русские поселения. Проектировщики рассчитывали, что местные жители обеспечат обслуживание будущих железной дороги, станций, разъездов, мостов и перегонов. Пустые села можно было использовать под жилые массивы рабочей силы, - она, в основном, состояла из заключенных из различных мест страны, в том числе с крайнего востока.

ЗЕКА ВАСИЛЬЕВ И ПЕТРОВ ЗЕКА…

В ФЕВРАЛЕ, несмотря на снега и морозы, изыскательские партии приступили к выбору трассы. В апреле полотно под укладку рельсов готовили 13 тысяч военных строителей, 3,5 тысячи местных жителей с 790 подводами, мобилизованных на стройку, и 100 тысяч заключенных.
Рельсы для рокады доставлялись через всю страну со скоростью воинских эшелонов со стройучастка довоенной Байкало-Амурской магистрали. Были демонтированы 180 –километровая ветка до Тынды, а также ветка Известковая – Ургал. Но рельсов хватило только до Петрова Вала. ГКО поручил Наркомвнешторгу А.И. Микояну импортировать для ведения строительства 1200 км рельсов с креплениями из США.

Из исследовательской работы выпускника гимназии №1 Тынды Дмитрия Мищенко

- И вот в начале апреля 1942 года на место строительства стали прибывать строительные батальоны. Люди шли пешком, только необходимые инструменты и кухни везли на повозках. Размещались на близлежащих хуторах. Были плохо одеты, обуты: все лучшее отправлялось на фронт. Они считались тыловыми частями и, естественно, паек был недостаточен для этих полуголых людей с их тяжелым физическим трудом, – писал в своем исследовании 9-классник Гимназии №1 г. Тында Дмитрий Мищенко. - Тем более что все работы проводились практически вручную. У них не было никакой техники. Нужно было за считанные месяцы построить дорогу длиной 340 км. Задача стояла почти невыполнимая. Но шла война, и советскому народу были по плечу все нереальные планы. Стали подходить и другие строительные подразделения, где была хоть какая-то техника. В мае наступила теплая погода. И вот от поселка Иловли насыпь вытянулась в 10-километровую ленту. Началась укладка пути. Землю вывозили тачками и грабарками. Лопата, лом, кайло – вот и весь инструмент строителей военной дороги. Начальником строительства был генерал-майор Гвоздевский.
В Ольховку, где размещался штаб экспедиции и вблизи которой строилась Волжская рокада, в июне приехал со своим штабом заместитель Верховного Главнокомандующего генерал армии Г.К.Жуков. Люди работали кто сколько мог, отдыхали и ели тут же, у насыпи. Но, как в мирные дни, шло соревнование между подразделениями. Результаты отмечались мелом на щитах. Это был настоящий военный фронт. Не было предела героизму этих тружеников, которые в самые сжатые сроки из рельсов БАМа построили рокаду, сыгравшую значительную роль в деле разгрома немецких войск под Сталинградом, где было положено начало конца фашистской Германии.
7 августа 1942 года со станции Иловли через новую узловую станцию Петров Вал у Камышина пошли первые поезда от Сталинграда по Волжской рокаде и дальше по железнодорожной сети страны. Железнодорожникам удалось вывезти из города, к которому уже приближались фашисты, 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными, беженцами. Одновременно по этой дороге стали перебрасываться резервы на левый фланг врага, что потом во многом обеспечило победоносный исход исторической Сталинградской битвы.
После войны
После окончания Великой Отечественной войны Волжская рокада была передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения и разделена между дорогами участок от Иловли до Громово отошёл к Рязано-Уральской железной дороге, участок севернее к Куйбышевской железной дороге, а севернее Цильны до Свияжска – к Горьковской железной дороге. Одновременно с Волжской рокадой строилась и линия Астрахань – Кизляр.
Возведенная в годы войны железнодорожная ветка и по сей день служит людям. Участок Саратов – Волгоград является частью магистрального направления Кузбасс – Азово-Черноморский узел, по которому десятки составов ежедневно перевозят тысячи тонн грузов, а пассажирские поезда везут всех желающих к Черному морю

* Автор благодарит сотрудников Музея истории БАМА г. Тында за сотрудничество в подготовке этого материала.