Путешествие в Кисловодск

Александр Владимирович Карпенко
Наконец наступил этот день, которого ожидаешь целый год, предвкушая сладостный миг, отделивший тебя от привычной жизни и бросивший в объятия свободы. Все дела на потом. Подождут, обойдутся, перенесут. Каждая клеточка уставшего организма кричит: « Не трогайте меня, я в отпуске! Начинаю новую жизнь!» А рядом с тобой - семья, мы вместе и это главное: счастье, одно на всех. Быстрее, быстрее, чтобы не опоздать. Чемодан, такси, вокзал. Шеф, милый - давай! Приезжаем за час до отправления поезда….

Тверской перрон сидит на чемоданах, томясь в ожидании скорого, который останавливается в нашем городе, всего на две минуты. Пассажиры понимают: если ты, уже на перроне то, посадка в вагон обеспечена. В крайнем случае, проводники задержат оправление, выбросив красные флажки. Но, люди нервничают, суетятся, протискиваются в вагон и сразу успокаиваются, рассевшись по местам. Так устроен человек.

Подходит состав. И вот она первая приятная неожиданность: ведь я же в отпуске! Новый вагон - это лишь начало. То ли еще будет! Ба, автоматическая дверь. Ничего подобного я  не видел. В коридоре электронное табло показывает время и температуру воздуха. В вагоне работает кондиционер. Начинает сбываться сказочная мечта отпускника – путешественника.

Но в купе ожидает разочарование: очень узкие нижние полки. Ну как на них можно спать? Ради экономии пространства или для хлипкого ребёнка, что ли делали? Привычно забираюсь наверх, благородно уступая жене нижнюю полку. Она пытается застелить постель, когда в купе заходит проводник: да вы неправильно делаете! Наша спасительница нажимает рычажок, спинка полки откидывается и переворачивается. О, чудо…! Взору предстает заправленная постель с матрацем и бельем, на которой, может поместиться человек средней упитанности. Воистину, процесс обновления на железнодорожном транспорте начинает потихоньку набирать обороты. Молодцы вагоностроители и железнодорожники! Умеют, когда захотят.

В туалете тоже произошли изменения. Помните их убогость, растянутую на многие десятки лет? Первое, что бросается в глаза в новом туалете - унитаз лишился педальки. Всё «действо» происходит с помощью кнопки, сжатого воздуха и минимального количества воды. Вакуумный биотуалет. Теперь подобные туалеты на стоянках не закрывают. Одна беда - пассажиры. По привычке бросают в унитаз посторонние предметы, вызывая тем самым отказ в работе.

Проснулся ночью, решил включить свет. Раньше в темноте поднимешь руку над головой, нащупаешь плафон, а под ним тумблер. Щёлкнул и свет появился. Сейчас долго нащупывал встроенный светильник, затем, маленькую кнопочку его включения и, две миниатюрные кнопки: «плюс – минус», ярче – темнее. Не скажу, что стало хуже, просто надо привыкнуть , чтобы всё находить на ощупь. Лежу, пытаясь понять, что здесь еще не так, как в аммендорфовском вагоне и с ужасом понимаю - не слышу стука колес или я оглох…? Куда делся стук?

Звукоизоляция вагона такая, что движение поезда практически не ощущаешь. Приподняв шторку, посмотрел в окно. Показалось, что мы не едем, а катимся под горку, на «самодвижущем средстве». Видно скоро исчезнет избитая фраза про засыпание в поезде под стук колес.

В тамбуре прочитал табличку: вагон сделан на Тверском вагоностроительном заводе. Молодцы тверские вагоностроители! Давно пора менять железнодорожный парк. Или так и будем ездить в вагонах: «униженными и оскорбленными», в ожидании происшествий?

На следующий день делаем первую длительную остановку в Лисках, где нас встречает хлебосольный перрон. Плотной цепью вдоль вагонов бабульки предлагают пассажирам разные кушанья. Помню, раньше любил купить копчёную тарань, малосолёные огурчики, отварную молодую картошечку, щедро посыпанную укропом, душистый белый хлеб и…, вкушать прелести отпускной жизни, запивая чаем. В этот раз от покупок воздержался. Очень не хотелось оказаться в лазарете или в инфекционном боксе.
Поезд трогается. Следующая станция Россошь - медовый перрон. Проезжая эту станцию два года назад, видел активную торговлю мёдом. Как - то будет сейчас?

В окно любуюсь пейзажами. Как человека живущего среди лесов, поражает красота российских степей. Их безбрежность и даль, пересечённость оврагами и зелеными балками. Обратил внимание на яркую белизну берёзок: словно они окрашены в матовый цвет, как деревья в садах дачников. Видно любовь к просторам занесена в генофонд нашего народа. Проезжая их, физически ощущаешь: как приятно, когда взгляд не упирается во что-то непреодолимое, а «уходит» далеко за горизонт, в неведомую даль. А ведь и там, за горизонтом, тоже живут люди. В хуторах и далёких станицах…. Возможно и у других путешественников, проезжающих по необъятным просторам России, приходят на ум подобные мысли?

Подъезжаем к Россоши. Жара. Электронное табло показывает с наружи - плюс 52! Наверное, датчик врёт. Торговцев мёдом мало, видно разбежались, укрываясь от жары, но оставшиеся активно предлагают купить мёд и продукты пчеловодства. Отказываюсь, мол, возьму на обратном пути. Тут же дают номер мобильного телефона: будешь проезжать, позвони, привезём мёд прямо к вагону!

После Россоши решил сходить в вагон-ресторан. Грешным делом любил в нём посидеть и под стук колес откушать солянку и отбивную с гарниром…. В поездах солянку подают с мелко нарезанными сосисками. Поинтересовался, почему? Ответили: «Сосиски, при движении поезда и качке вагона, предотвращают выплёскивание из тарелки». Возможно это и так, но чтобы проверить, надо заказать солянку.

По направлению к ресторану, прошёл два вагона и понял: сказка закончилась, - начинается реальная действительность. В старых вагонах жара и стойкий запах уставших человеческих тел. Люди изнывают, не зная, куда себя деть. На моих глазах проводник вылил себе на спину ведро воды. Получается: биотуалеты, отсутствие стука колёс и другие новшества, только в нескольких вагонах!

В раскаленном и пустующем вагоне-ресторане обедали повариха и две официантки. На столе две порции аппетитных овощных рагу. Вот бы мне их сейчас! Одна из официанток с удовольствием стала кушать рагу, другая зашипела на повариху: сколько можно эту дрянь готовить! Официантка ушла…. Вслед за ней ушёл и я: отвык от общепитовских разборок.

Следующая на нашем пути - станция Лихая. Пассажиров, вышедших размять суставы, словно коробейники, обступают торговцы жареной рыбой, шашлыками, пирожками и, котлетками с отварной картошечкой. Яства, аккуратно упакованные в пакеты, разложены на подносах. Несмотря на упаковку, запах еды разносится далеко по перрону, забивая привычные запахи железнодорожного вокзала. «Покупаем, покупаем, недорого; вода, напитки, мороженое…» - раздаются голоса навязчивых торговцев. Вновь испытываю искушение: как хочется всё это попробовать.
Вдруг среди «коробейников» начинается волнение. На перроне появляется здоровенный детина в форме  крысиного цвета с пистолетом и дубинкой на ремне;  представитель Закона с протянутой рукой. Нагло ухмыляясь, он медленно идёт вдоль состава, и, торговцы вкладывают ему в руку честно заработанные на пассажирах деньги.

Начинает закипать злость! Понимаю: ничего сделать не смогу! Стоит только возмутиться и тебя, без документов, снимут с поезда. Будешь потом, оправдываться в кутузке…. Одна из пассажирок не выдерживает такой наглости и кричит ему: «Что же ты делаешь! Ведь наверно полицейским уже стал?» Недовольно посмотрев на пассажирку, детина удалился. Думаю ненадолго. Рядом стоящая бабушка подтвердила: «Ой, вернётся, лютовать будет!»

Прошла ещё одна ночь нашего путешествия. Наступило утро. Неожиданно в окнах вагона появляются первые силуэты кавказских гор: самая из них северная - гора Верблюд, далее - Развалка, и на одной с ней линией гора Железная. Чуть дальше, в дымке, виден «пятиглавый Бешту», так назвал гору Бештау в своём произведении Лермонтов. Говорят, давным-давно, в 18 веке, воздух был так чист и прозрачен, что с главной вершины Бештау был виден Каспий. Над Минеральными Водами нависает изрезанная на склонах, гора - Змейка, словно на ней поработал гигант - камнетёс. Длительное время на горе велась промышленная добыча камня. После обработки камень использовался при строительстве города. Нашёлся мудрый человек и вандализм прекратился.

На фоне громадины Бештау, нахожу желтоватый «зубик» горы Медовая. Её сразу и не разглядишь, несмотря на то, что «зубик» находится на высоте 721 метр над уровнем моря. Бытует легенда: на горе, в древности, водилось столько диких пчёл, что мёд стекал с неё ручьями.

Семнадцать гор-лакколитов окружают район Пятигорья. Каждая гора по- своему уникальна, интересна и познавательна. У каждой горы своя история и своя легенда происхождения. Горцы Северного Кавказа, испытывая страх перед исполинами, отождествляли их с людьми, когда-то проживавшими в те, давние времена.

Поезд мчится дальше. За окнами промелькнули кварталы Пятигорска, далее, аккуратные домики Ессентуков. Проехали место, где при взрыве электрички погибли люди, в основном - студенты пятигорских ВУЗов. После трагедии, на склоне, установили крест с надписью: « Как молоды мы были». На Северном Кавказе рядом с красотой гор и природы соседствуют: опасность, беда и смерть. К сожалению, таковы реалии нашей жизни. Горы как неожиданно появились, так и неожиданно исчезли при очередном повороте.

Мы приближаемся к конечной цели нашего путешествия. В окно наблюдем совсем другие горы. Они не стоят, как былинные богатыри, возвышаясь одинокими гигантами на просторах равнины. Горы, величавыми хребтами, окружают нас со всех сторон. Мы въезжаем в кисловодскую долину. Успеваем рассмотреть знаменитую гору Кольцо, которую теперь, к сожалению, заслоняют многоэтажные дома, как появляется перрон чистенького кисловодского вокзала. Путешествие закончилось. Начинается отдых…

Фото автора.