Рассказ четырнадцатый. Вот такая вот практика...

Люба Ган
             Сегодня мне хочется рассказать о своём авантюрном характере…Хотя про этот характерец уже описывалось в каждом моём предыдущем рассказе. Не знаю, в кого уж он мне такой достался… И папа очень спокойный и рассудительный человек был, мама конечно очень всегда активная, энергичная и смелая. Когда-то на спор со своими подругами она, уже в то время не молодая, пошла ночью на кладбище, ничего не  испугавшись, прошлась и вернулась обратно.Мы, дети, об этой её выходке узнали значительно позже. Я думала, что может в неё я такая…, так я на кладбище ни за что не пойду…  А вот всё-таки истории кое-какие в моей жизни происходили…
            Во время учёбы в  горном техникуме нас направляли на производственную практику. И вот  на четвёртом курсе меня направили на Вахрушевский угольный разрез, который располагался между городом Киселёвском и моим родным Прокопьевском, как бы друг от друга  на расстоянии под 45 градусов и как раз получалось недалеко от нашей центральной усадьбы совхоза, где находился мой родной дом. На время практики нас поселили в общежитии  этого разреза и на участки возили на автобусе. Мне достался участок, который был ближе к моему дому, расстояние приблизительно километров  шесть. Оформили меня оператором на передвижную насосную станцию, которая находилась на  самом нижнем горизонте. Получилось так что при  выработке угля и породы открылся водоносный слой и необходимо было постоянно откачивать воду. Странно, но мы почему-то тогда не задавали вопросов, почему нас, практикантов, несовершеннолетних,  ставили и во вторую смену и даже в ночную-третью смену! Как-то это всё воспринималось как должное и нисколько не вызывало каких-либо сомнений или нежелания работать. Назначили, значит  так надо, вот и работали.  Поставили меня к горному мастеру Володи, который ещё и не старый был, но и как по мне, не молодой, лет 30. И если  в ночную смену не было отгрузки угля из забоя, то  на участке оставались только оператор и мастер. А у Володи на участке сортировки была зазноба и он, после того, как меня отвезёт в забой к насосной установке, где я занималась откачкой воды, уезжал к ней. Вот как-то раз, я включила насосы и хожу, поглядываю, как идёт откачка, вдруг слышу гул автомобильного мотора. Посмотрела вверх на карьерную дорогу и увидела светящиеся фары, спускающейся  машины. Так, как было уже темно и только фонарь  возле установки был, я по звуку поняла, что приближается грузовой автомобиль. В это время никто не должен был приезжать  с нашего предприятия. Ну я на всякий случай спряталась за будочку и поглядываю из-за неё за происходящим. Вижу, подъехал самосвал и из него вышли посторонние,  двое мужчин. Конечно они сразу же направились к будке и стали кричать:
     -Эй ты! Девчонка,  а ну иди сюда! Не прячься, мы тебя видим! И направили на меня фонарик.
      Я что-то даже не испугавшись, вышла к ним и спрашиваю:
-А вы кто такие? Чего сюда припёрлись?
Дядьки расхохотались:
     -Ишь ты, какая смелая! Иди покажи нам, где уголь. Мы наберём и уедем.
     Я вместо того чтобы им показать, стала врать. Типа я такая сознательная, чтобы уголь не украли. Сейчас мне это и смешно и удивительно, что я ценой своей жизни или девичьей чести пыталась ещё и сохранить социалистическую собственность. Я им навешала лапшу на уши такого содержания:
      -Вот видите, что экскаватор стоит в стороне? Это потому, что весь забой и угольный пласт залило водой! И мы откачиваем день и ночь. Уголь вы не сможете никак набрать, весь под водой!
      -Дааа….. почесал затылок один из них, -не повезло! Ну ладно тогда садись девонька в кабину и поедем с нами покатаешься.
   Вот тут-то я струхнула немного….
      -Нет, ребята, не могу, мне надо быстрее откачивать воду. Ведь дня через три вы приедете снова, тогда и забой сухой будет.
      -Ну тогда, хоть садись и поедем наверх, покажешь нам дорогу, как выехать отсюда.
      -Нет уж! Я не могу ни на минуту оторваться, так как за  задвижкой всё время надо следить, срывается.
    Просто вру напрополую, что в голову взбредало в том момент. Ведь экскаватор стоял в стороне не из-за обводнения - уголь был прямо около него. Экскаватор  просто отогнали немного в сторону,чтобы не повредить,  так как был взрыв. И после взрыва, как раз угля было навалом. Но я упорно продолжала убеждать  мужиков в отсутствии угля в забое.
        -Да и с минуты на минуту мастер приедет, вы лучше быстрее смывайтесь, пока не попались.
  Ну, они ещё что-то между собой поговорили, сели в машину и уехали. А я на подкосившихся ногах еле доплелась до скамеечки, и вот тут-то меня окончательно трясучка взяла. И когда через два часа приехал за мной мастер Володя, я ему  всё рассказала, так он ещё надо мной посмеялся, что я сберегла уголь от воров. Хорошо, что мужики попались ещё более-менее нормальные, а если бы какие сволочи? Это уже потом мне стало страшно.
      
      Прошла может неделя и я опять попала в ночную смену с Володей, когда не было в ночь никакой работы, так как воду откачали за вторую смену. На участке  работы в ночь не велось, никого, кроме нас не было и Володенька оставив меня наверху участка в прорабской, опять укатил к своей любовнице.
       Я некоторое время лежала на топчане в прорабской и читала  книгу. Прорабка была не тебе какой-то там вагончик, а хороший срубленый дом из  бревен, большая и просторная комната с коридорчиком.Потом стали глаза слипаться и я задремала. Вдруг слышу, что кто-то вроде как скребётся в коридорчике… В прорабке было тепло и свет горел всё время, и я увидела, как в комнату заваливается мужик! Большущий, грязный и весь в лохмотьях, вместо нормальной одежды! У меня глаза, наверное стали по восемь копеек! Я подскочила на  лавке и закричала:
       -Вы кто? Что вы тут делаете? А ну-ка  уходите отсюда!!!
      Я хоть и не худышка, но и ростом тоже средним, но как грозная баба в ватнике встала и руки в боки! Сейчас вспоминаю со смехом, прям гроза бандитам!!! Куда там!
      А мужик мне говорит:
      - Ты дочка не шуми..Ты чё тут одна?
      -Нет!!! Сейчас мастер приедет! Как это я могу быть одна, сами головой подумайте! И давайте, давайте, побыстрее отсюда убирайтесь!
     А мужик сел на лавочку которая у двери стояла,(мой-то топчанчик  у противоположной стены был) и говорит:
     -Старатель я…На отвале уголь выбирал, набрал кучку, а  приятель не приехал с  санками, видно запил. Я ждал, ждал и уже замёрз. Я немного посижу  у вас, отогреюсь и уйду.
   А что мне оставалось делать, да и жалко его стало, и я ему разрешила посидеть на  скамеечке у двери. Сама сначала сидела, опять читала книгу…, но ведь уже глубокая ночь была, я прилегла и конечно не могла глаз сомкнуть, безотрывно смотрела на мужика. Он сидел-сидел, да и уснул, завалившись на  лавку. Спит-похрапывает, а я как сова, глаза пучу, лежу. Часов около пяти он встал, сказал мне спасибо и ушёл. Я тут же подскочила, побежала в коридорчик и закрыла дверь на задвижку. А до этого не сообразила закрыться, балда! И вот опять сижу, жду мастера и трясусь, как в ознобе.
     Когда приехал Володя, я как фурия налетела на него и сказала, что если он ещё раз меня оставит меня одну на участке ночью, то я всем расскажу, что он ездит к любовнице во время работы! И вижу, что мои слова на него подействовали магически. Он вытаращил глаза и клятвенно пообещал больше меня  не оставит никогда одну на участке.
     На выходные дни я иногда ездила на междугороднем автобусе домой, но это занимало много времени, так как из Киселёвска нужно доехать до Прокопьевска, а там ещё пешкодралом, или на попутке,если повезёт, добираться надо до фермы. Это занимало часа 3-4. А напрямую от участка до дома , через лес,  я уже через час, оказывалась дома.Так и идти было очень приятно...Наши леса осенью преображаются! Берёзоньки стоят прозрачно-белоствольные и каждый жёлтый листик подрагивает на ветру. У нас леса смешанные и деревья разнообразные друг за дружком стоят вперемежку  с кустами смородины, черёмухи и всякий там подлесок.Осинки, как испуганные зарумянившиеся девчонки трепещут красными листиками. Некоторые деревья пока ещё зелёненькие...Вот и представьте эту красоту и совершенно  хрустальный воздух, который можно хоть пить, хоть есть. Я иду и дышу полной грудью, упиваясь ароматами  леса и чудесных полянок, которые просто приглашают меня, оглашенную поноситься по ним и покувыркаться! Что я и вытворяла, ведь никто ж не видит, как я сама с собой разговариваю, или с деревьями и смеюсь и пою-короче,  сейчас кто-нибудь очень уж человек без юмора, может подумать обо мне, как о сумасшедшей девчонке! А мне просто жизнь была в кайф!  Бывало повезёт и если шёл тепловоз, то  машинист останавливался и «подбрасывал» поближе  к дому, так как проходили рельсы под горой, за которой уже открывался вид на мою деревеньку. Но чаще приходилось ходить  пешочком, там мне было приятно и радостно идти. Не боялась почему-то никого и ничего. Может потому, что в Кузбассе живут в основном очень удивительные и хорошие люди и мы не были пуганы. А ещё, когда шагаешь по шпалам, то мне тоже почему-то нравился и запах их пропитки. Я любила жизнь и всё вокруг казалось волшебным!
      Но как-то раз вот так, после второй смены я не поехала в общежитие перед выходными, а решилась пойти напрямую через лес. Иду, а уже темно, но дорогу я хорошо знаю, иду себе насвистываю и вдруг, что-то, кааак  пролетит у меня над головой, потом обратно, я аж присела. Какая-то огромная птица начала надо мной летать и хлопать крыльями. Я закрыла голову руками с сумкой и побежала бегом, насколько это было возможно в тёмном лесу и по тропинке! А она от меня не отстаёт и летает и хлопает крыльями, да так стремительно и низко пролетала, что мне уже стало не по себе. Но когда я выскочила из леса, она улетела обратно, отвязалась, паразитка, от меня! Я так до сих пор и не знаю, что за птица и что ей надо было от меня. Но страх реально испытала, точнее, даже ужас какой-то.
    А когда в следующий раз мне нужно было возвращаться на работу с выходных и в ночную смену, то я поленилась опять ехать окольными путями на автобусах, которые к тому же редко ходили и решила снова идти пешком через лес. Мама  с отцом посоветовались и она пошла меня провожать. Проводила аж до самого участка. Зашли в прорабскую, а  Володя и говорит:
   - Ты, Любаша поезжай в забой, садись вон на БелАз и дровишек прихвати  в будочке в буржуйку подбрасывать надо, а то холодно становится, всё-таки почти  конец сентября уже.
Ну я только хотела с мамой попрощаться и она собиралась идти домой, как Володя говорит:
   -Валентина Тимофеевна я Вас попрошу нам помочь. Не вышла на работу почему-то тачковщица и некому  тачковать  машины, которые возят уголь (считать рейсы). Я Вас очень прошу.
    А мама у нас всегда безотказна в помощи кому бы то ни было, пошла в будочку, взяла в руки карандаш и проработала всю смену. Я же взяв в руки охапку дров, влезла по ступенькам на капот БелАза и поехала вниз разреза, к своей насосной станции. Правда утром Володя на своём Жигулёнке отвёз нас прямо к дому и обещал приехать ко мне на свадьбу, когда буду замуж выходить. Сказал моим родителям, что хорошую дочь воспитали, ответственную. А мама всё уже про него знала и усмехнулась только ему в ответ.

    PS: Кстати, сейчас мимо моей родной улицы с Тыргана, район Прокопьевска и до города Киселёвска проложена  асфальтовая дорога, которая проходит мимо того участка, где я была на практике.Об этом мне писал мой друг детства Валера Игнатьев, который по делам службы проезжал по этой дороге и побывал на нашей улице детства.Сфотографировал наши дома, где мы жили. После этих снимков и родились у меня рассказ и стихотворение о родном доме, потому что такие эмоции не смогла сдержать.