Последний в кальпе

Семен Чипеев
Он вырос в монастыре. Родителей не помнил. Всю жизнь его окружали монахи. Молодые и пожилые, мужчины и женщины – монахи чинно и размеренно выполняли практики и ритуалы во славу Будды. Монахи возделывали небольшой огород, носили из ближайшего ручья воду. В ремесленных мастерских, снабжавших монастырь всем необходимым, трудились те же монахи. Других людей он не видел – ни крестьяне, ни ремесленники не появлялись в монастырском дворе.
Его учили. Учили с самого раннего детства. Учили понимать дхарму, правильно созерцать, постигать иллюзорность мира. Что-то ему мешало. В монастыре были и другие дети, но они учились намного лучше. Другие дети свободно ориентировались в тончайших оттенках смысла, правильно выполняли практики. Он всегда отставал, не мог поддерживать беседу о Восьми Истинах, отвлекался во время медитаций. Что-то его неуловимо раздражало в монастырском укладе, в мирном, размеренном течении жизни. Но его раздражению не за что было зацепиться, и оно росло в нём, не выходя наружу.
Однажды, когда монах-учитель закончил рассказывать очередную древнюю притчу о славных деяниях Будды Майтрейя, подросток (он уже достиг отроческого возраста) спросил:

- Скажи, учитель. Вот мы изучаем деяния множества Будд прошлого. Последний из них – Майтрейя – приходил в наш мир так давно, что священная гора, на вершине которой он достиг просветления, уже превратилась в невысокий холм, а на месте бывшей равнины выросли горы. Майтрейя проповедовал среди животных, демонов и прет, и всех привёл к принятию Дхармы. Про миры богов и асуров в наших книгах тоже говорится в прошедшем времени: «боги были такими-то…», «асуры не могли…». Из всех нечеловеческих существ в настоящем времени упоминаются лишь Бодхисаттвы, достигшие просветления и остающиеся в сансаре, пока все живые существа не постигнут нирвану. Скажи, верно ли моё наблюдение и что оно значит?

- Ты прав – ответил учитель. Ты знаешь, что из всех шести миров лишь в мире людей можно получить просветление. Проповедь Будды Майтрейи и дальнейшая работа сделали так, что все живые существа, населявшие нечеловеческие миры, постепенно перерождались в мире людей и достигали просветления. Сейчас эти миры пусты. Населён лишь мир людей.

- Получается, осталось не так уж много не достигших просветления живых существ, раз все они умещаются с мире людей? И все эти живые существа либо на пути к скорому просветлению, либо его уже достигли и теперь исполняют обет Бодхисаттвы, помогая оставшимся?

- Ты снова прав.

- А что случится, когда последний человек достигнет просветления и все, принесшие обет Бодхисаттвы, смогут вместе с ним уйти в Нирвану? Кальпа закончится?

- До конца кальпы ещё очень много времени. Такого, как сейчас, ещё никогда не было. К концу предыдущих кальп карма живых существ не была исчерпана и давала начало новому циклу существования. Сейчас впервые карма готова исчерпаться до конца кальпы. Что будет тогда – не знает никто.

- Мир исчезнет? И нового мира в начале новой кальпы не возникнет?

- Не знаю. Этого никто не знает. Такого раньше не было.

- Скажи, учитель – отрок поколебался – в том, что ты и прочие монахи достигли просветления, принесли обет Бодхисаттвы и сейчас лишь помогаете оставшимся, я почти не сомневаюсь. Мои однокашники так хорошо учатся и практикуют, словно вот-вот достигнут просветления или уже достигли его в прошлых воплощениях. Оглядываясь вокруг, я лишь себя могу назвать непросветлённым.

- И тут ты прав. Ты сейчас – последнее непросветлённое существо в этой кальпе. Все остальные здесь – Бодхисаттвы, помогающие тебе на пути к Нирване.

- Значит, если я достигну просветления… - задумчиво начал отрок. И вдруг, схватив тяжёлую медную ваджру, он ударил учителя в висок.

- Зачем ты это сделал? – спросил через два часа у пойманного отрока настоятель монастыря – зачем так портить себе и без того не очень хорошую карму?

- Мне нравится этот мир. И мне стало жаль прочих миров, которые нынче опустели. Пусть я один, но я постараюсь так отягощать свою карму, чтоб до конца кальпы посетить и мир животных, и мир прет, и мир демонов. Если повезёт – мир асуров и мир богов.

- Узнаю тебя, Мара – сказал настоятель.