Чтобы ангел радостно вздрогнул

Нина Роженко Верба
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЕГОРА ЧЕНКИНА

Он создает свое пространство с легкостью ребенка. Только детям доступно такое ошеломительное прозрение в суть вещей, о которой взрослые  давно забыли. Только немногим, совсем немногим, Господь оставляет эту детскую зоркость и способность удивляться.  И еще дает волшебную власть над словом.  И конечно  дает душевное смятение. И вот только тогда появляется пространство. Целый мир!  Яркий, неожиданный, как  чужая планета. 

У Егора Ченкина есть свое пространство. В этом особом пространстве у каждый вещи, у каждого явления - свой образ. Неожиданный, ослепительный, иногда возмутительный, смелый до мурашек по коже, нервный или смешной,  язвительный, нежный - какой угодно! Какой угодно фантазии автора. Но никогда - скучный.

В этом мире мяч убивают о доски пола: нежно и остро, а "баскетбольная сетка, ошеломленная оргазмом", приходит в необходимое успокоение, "неохотное, неровное, медленное через передернутый выдох"...  Передернутый, как затвор?

В этом  мире "сухой и чистый асфальт, перечеркнутый бороздами и проточинами теней, потеет солнцем в лживой приветливости мая", а "дни переполнены обманным шлаком ласки"..

В этом мире танцующая женщина ведет "с партнером несдержанный диалог выкриками коленок и щиколоток",  "прошивает воздух танцпола шьющими иглами босоножек". И если вы уже прочитали эти строки то, можете не сомневаться,  "шьющие иглы босоножек"  танцовщицы прошили не только воздух, но и ваше сердце, пришили намертво к этому восхитительному миру Егора Ченкина.

Я вошла в этот мир не так давно. Ну, если уж быть точнее, то кое-что я прочла намного раньше, отметив для себя яркую индивидуальность автора, его безусловный талант.  Но наша абсолютная непохожесть во всем, что касается писательства, наверное, сыграла свою роль, и я, словно сталкер, сделала вылазку на чужую территорию, и благополучно вернулась назад. Без потерь. Осталось смутное беспокойство и ощущение чего-то необычайно яркого,  праздничного, как после  разноцветного  сна.

Но снова к Ченкину  меня привел Ангел. Его Ангел. Впрочем, я могла и ошибиться. И такие ошибки в канун Рождества простительны. А может,  я приняла за Ангела  дворника Миню? Щуплого и сильноглазого Миню, похожего на бомжика или жителя паперти. Именно тогда, когда  Миня расчищал снег у храма, " греб лопатою, скрипел лопатой о стекло глянцеваного снега, ровнял проторенные дорожки." Может, тогда мне привиделся Ангел?

И не смотрите, говорит автор, что Миня внешне на бомжика смахивает, да на ласку скуден, а  зато в душе ему красоты хочется. А в душе его "точно хорал радости таял и цвел, какой раз в году только бывает – вот в эти самые, исходные дни декабря, – неясное переживание чуда, заползавшего в сердце – особенное, мистическое чувство".

То, что дальше делает Ченкин, похоже на  фейерверк в новогоднюю ночь. На читателя обрушивается ослепительное разноцветье образов, сравнений, метафор.

"Чиста была дорожка, идеально чиста: искрилась выскобленной колеей, белоглазым глянцевым зеркальцем осколочно блистала, мерцала песчаными рыжими зернами – в золото. Проложи ковровую дорожку здесь – патриарха не стыдно б было встретить. А то – отца Меня, мир праху его... Или Христа самого, босого по снегу – пальчики-то на ступнях каковы, заскорузли от холода – к коленям его, издали, одной мыслию восторженной и безгрешной – содрогательно припадая. Да край хитона его, холщовый, в парше игривых снежинок, изорванный, онемелыми от молитвы губами целуя. Скрюченную свою руку, в обветренной коже и мускулах, с надтреснутой царапиной, обожженной морозом – рядом с крупнотканой палестинской материей, удивленно наблюдая...
Воздух был свеж и певуч, казалось, ангелы мимо летали – так чист и ясен был воздух".

Вот ведь, какой день выдался! То ли сам Христос  осенил своим  явлением  заштатную церковку города Н., то ли Ангелы слетелись, почуяв прилив добра в загрубевшей человечьей душе. Кто ж его знает!

И кто ж  ожидал, что Миня затеется в такую-то ночь помирать. Приготовил дорожку  хоть хорошим людям, хоть  Самому Спасителю и упал в снег.

И опять Ченкин, как истинный волшебник, волшебник слова, настраивает читателя на свою волну,  как талантливый дирижер настраивает оркестр, подчиняет его своей воле.  И мы, уже не удивляясь ничему, покорно следуем  за автором:

"Полчаса прошло, когда нашли – отходил, дышалось ангелами уже, хорошо дышалось, нестрашно было совсем, – близко были ангелы, точно ладонями гладили, овевали: "Не бойся, Миня," – шептались.
Фельдшер, юный как листок апрельской яблони, быстро зацепил кардиограф, загнал Мине интубационную трубку, под ключицу катетер. Удар "утюгов" дефибриллятора пришелся ровно в область сердца. Миню подкинуло – ангел глядел внимательно, лицо наклоняя, – точно жалел, точно сказать ему желал: "Что же ты не остерегся…"

И уже не зная, не разделяя ясно, где Ангелы, где люди, читатель, роняя слезы, переводит затуманенный взгляд с  дьякона Рябушкина, на полошившую вполголоса дуру Ирину, на  вмиг протрезвевшего причетника Сережку, на усталое в морщинках лицо врачихи, на юного фельдшера Андрея - и переполняет читательское сердце  блаженное тепло. Потому что жизнь Мини, может и на хрен никому не нужную, спасли то ли люди, то ли Ангелы.

А может, не это хотел сказать автор? А может, он хотел сказать, что и Ангелы, и люди - все мы тут, рядом, плечом к плечу. На Божьей ладошке. И надо помнить об этом. Всегда.

"Миня видел щеку его – молодую, как щеку ангела. Разве вот без сияния, а так…

– Как зовут, сынок, – пролепетал отцветшими губами.
– Андрей.
– А бригада… бригада какая.
– Шестая бригада, отец, – отвечал парень.
Привезли, развергли двери, с волокуш переложили Миню на каталку; фельдшер покатил его в нутро больницы, затаскивал каталку на ступень приемного отделения. Хоть бы скос сделали, что ли – пинать тут, в душу, всякий раз…
Вкатил, вырулил в свободный отсек коридора, у стены приладил, ждал, тер щеку, пока в осмотровую позовут. Руку Мини незаметно погладил, точно стыдясь – как отца погладил бы: коротко, нежно. Едва задержал. Врач сдавала в окошко сопроводительный лист.
Ангел, бывший рядом, радостно вздрогнул..."

И вот только прочитав рассказ Ченкина "Зарисовка с ангелом" я поняла, что игры в сталкера кончились. И уже не вернуться мне с территории Егора Ченкина. Не вернуться никогда. Я в плену.  И  рада этому плену, как радуются счастливой находке.

Страница Егора Ченкина http://www.proza.ru/2010/05/05/1423



ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ
НЕРЫДАЯ http://www.proza.ru/2012/10/11/65
Ирины КАМИНОЙ http://www.proza.ru/2012/10/13/1734
Юрия ГЛАДКЕВИЧА http://www.proza.ru/2012/10/15/1850
Михаила РОЗЕНШТЕЙНА http://www.proza.ru/2012/10/20/169
МАРЗАНА http://www.proza.ru/2012/10/25/1890
Олега БОРИСЕНКО http://www.proza.ru/2012/10/26/1657
Владимира ТЕНЯЕВА http://www.proza.ru/2012/11/03/4
Натальи СТОЛЯРОВОЙ http://www.proza.ru/2012/11/04/1232
Василия ТИХОНОВЦА  http://www.proza.ru/2012/11/12/1382
Марии СМИРНОВОЙ  http://www.proza.ru/2013/03/19/2157
Натальи КОВАЛЕВОЙ http://www.proza.ru/2013/07/04/138
Александра СИЗУХИНА http://www.proza.ru/2013/08/27/96
Андрея ШАЙДУРОВА http://proza.ru/2014/04/28/936
Владимира МИЛОВА http://proza.ru/2014/10/05/1283