Повесть из книги такие разные ягоды

Павел Краснощеков
Повесть № из книги "Такие разные ягоды" П.Краснощеков

                ИСКОРКИ ПАМЯТИ ЛЁЛИ СКУПОВОЙ

                ШКОЛА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
   Лёля пошла в первый класс в начальную малокомплектную школу Сой-Ю в 1944 году. Четыре класса вели две учительницы, такие же спецпоселенки, как и все жители Сой-Ю. Все три года, что училась Лёля на Севере, учительницей была Каиса Ивановна. Тогда каникул на севере в школе не было, пятая летняя четверть называлась трудовой. Два класса вместе с учительницей летом работали на колхозных полях, сенокосах, в теплицах и фермах.

   Школьники работали, а вместе с тем и повторяли пройденный за учебное время материал. Младшие школьники заготавливали на Маленьком острове  красноталовые веники овцам на зиму. Каждый веник должен быть не менее двух килограммов и за день каждый ученик должен нарезать двенадцать веников, за это колхоз начислял половину трудодня. За каждые четыре веника колхоз выдавал премию по одной конфетке – желтой «подушечке».

   Война уже близилась к концу, но с продуктами, одеждой, обувью, учебниками и тетрадями было очень трудно. Учебники были один на три-четыре ученика, Чернил не было, брали из печки сажу и разводили кипячёной водой, такими чернилами писали школьники Сой-Ю в военные годы. Тетрадей не было вообще, писали на том, что найдётся у родителей под рукой, а под рукой у репрессированных ничего не оказывалось. Из вольных школ района передавали уже использованные школьные тетради. Их переворачивали и в просветах между исписанными строчками писали свои задания. Но и их было мало, эти тетради давали, как поощрение, только отличникам. Такую тетрадь надо было заслужить.

                БРОД НА ПЕЧОРЕ
   Школьники начальной школы Сой-Ю с концертами ходили на остров к политическим ссыльным. Все политические ссыльные были образованными, и часто, как сейчас говорят, давали мастер классы. Учили петь песни, декламировать стихи, учили правильно следить за своими причёсками, ногтями, лицом, а уж без подарков-самоделок никто с острова не возвращался. Словом туда школьники ходили с удовольствием, часто и в школу приходили с концертами «островитяне».

   Как уже отмечалось на «Маленький остров» был построен мост, а дальше до «Большого острова» шёл брод глубиной по пояс по косе, причём на песчаной косе от сильного течения образовывались заструги, глубина резко в них увеличивалась, случалось и до двух метров.

   Проход по косе всегда менялся, поэтому взрослый, или хорошо умеющий плавать, шёл впереди группы и ставил на поворотах вешки. За малышами всегда присматривали старшие, ведя их за руки. Лёля Скупова уже немного умела плавать «по-собачьи» и гордо отказывалась от руки помощи старших учеников. И тут внезапно она проваливается в застругу и быстрым течением её стало уносить на глубину, туда, на главный фарватер реки. Заструга закончилась, уже Лёля нащупывала дно ногами, но течение не давало ей удержаться на ногах, и она снова барахталась на воде, которая уносила её все дальше от ребят. Её старшая подружка Валя Рубцова не растерялась и бросилась вдогонку за Лёлей. Вдвоём они справились с течением, а не приди Валя на помощь, Лёля, скорее всего, утонула бы.

                МАМА, ПОЧЕМУ МЫ ЖИВЁМ НА СЕВЕРЕ?
   Скуповы жили в угловой комнате барака на двадцать комнат, двадцать спецпоселенческих семей. Четыре угловых комнаты были самыми холодными в бараке. Ведь во всех остальных комнатах было по две половинки печки, а в угловой комнате была только одна половинка печки. Так что дети Скуповых росли в спартанских условиях и, надо сказать, болели они не часто. У младшей дочки Лёли была своя отдельная комната – под единственным в комнате столом. Под столом, накрытым скатертью у Лёли был свой мир, здесь выставлены подаренные поделки от поселенцев с острова: собачки, кошечки, коровка, были здесь и картины нарисованные старшими братьями.

                ФОТО
                Игрушка из картона.

   Вот заснеженная река Печора, здесь ребята купаются в знакомой речке Сой-Ю, а здесь нарисована какая-то незнакомая широкая река Волга. Лёля слышала от мамы, что они приехали с этой реки Волга, неужели есть река больше нашей Печоры? А сейчас к отцу пришёл в гости с острова дядя Коля, они играют за столом в шахматы и спорят о какой-то Финской войне, они недовольны тем, что Сталин разрешил начать эту войну. Что у нас своего Севера недостаточно? Его даже слишком хватает для спецпоселений и  лагерей.
- Э-эх, Павел Иванович, Павел Иванович, я отсидел в тюрьме с двадцать седьмого года 10 лет по «шахтинскому делу», затем в ссылке уже четыре года, а я ведь не знаю когда она закончится, в тюрьме хотя бы знаешь когда закончится срок, а ссылка ведь бессрочная. Вот мы говорим, что тридцать седьмой год был самым «урожайным» по количеству репрессированных, а ведь в истории нашего советского государства почти каждый год был на уровне «тридцать седьмого». С 17-го и по 23-й была «зачистка» от врагов народа оставшихся после гражданской войны, в 24-26-х годах небольшое «затишье». В эти годы вожди революции делили власть во внутрипартийных разборках. Им было не до репрессий. 27- 28- й год – шахтинское дело, пошли сказки о вредителях, с 29-го года – сплошная коллективизация и по российским дорогам и рекам потянулись этапы безвинных на расстрел, в тюрьмы, а больше всего в ссылки. Ещё не закончили своё движение крестьянские этапы, а в 30-м новая волна вредителей по делу о «Промпартии», в 31-32-ых –«золотушное дело», ГПУ по распоряжению правительства вытягивало у своего население золото, включая обручальные кольца и нательные крестики. В это же время непомерными налогами разоряли «непманов», поверивших власти и ожививших торговлю в стране, продолжались репрессии в свзи с коллективизацией. 33-й год – голод и те же репрессии, 34-й год репрессии за убийство Кирова, и начало процессов по «троцкистам» и прочим «уклонистам», а уже с 35-го непрерывные аресты этих самых «троцкистов», «уклонистов», «шпионов», «вредителей» и «пособников». О 37-м и 38-м и так знаешь, в 39-м - Финская война, в 40-м и сейчас в 41-м сажают «предателей» и «изменников»…  Сплошной террор. Люди подыхают от голодных поносов, от цинги, от отёков, от холода. Их надо кормить, охранять, а ведь могли бы работать, производить хлеб, товары для людей, учить, лечить, наконец, просто рожать и растить детей…

   Но тут вмешалась мама:
- Не надо говорить об этом при детях.
Интересно, почему же при детях нельзя говорить про войну, про Север, про нашу жизнь? Надо повнимательней прислушиваться к разговору отца и дяди Коли. Но они начали разговаривать про какие-то дебюты, эндшпили.

   Интересно, если мы приехали с далёкой Волги, и наши тёти и дяди там живут, то почему мы живём здесь и не уезжаем к ним на эту самую Волгу. Надо спросить об этом маму.
- Мама, мама, а почему мы живём здесь на Печоре, а наши дяди и тёти на Волге?
- Доченька, но надо, же кому-то осваивать и Север, вот мы с вами и осваиваем его. Разве плохо нам здесь жить, здесь так красиво, а ягод сколько?
- Красиво, только зимой, мамочка, холодно, а летом комаров много. А так я люблю нашу речку Сой-Ю, наш лес, люблю кататься с горы на санках. А мы когда-нибудь побываем на той речке, забыла, как её называют?
- Волга?
- Да, Волга.
- Не знаю, может быть, когда-нибудь и побываем, но Печора, Лёлечка, совсем не хуже Волги.
   
                ЛЁЛЯ ПИОНЕРКА
   В 1948 году 22 апреля четвёроклассников Антиповской школы в сельском клубе торжественно принимают в пионеры. Конечно же, Лёлю Скупову, как дочь врага народа в пионеры не принимают. Как же девочке обидно, она никак не может понять, почему она не может быть пионером. Учится она на «отлично», участвует во всех классных мероприятиях, зимой золы она с подружкой насобирала больше всех в классе, выучила ко дню рождения дедушки Ленина по совету мамы стихотворение, а её не принимают в пионеры и не разрешают участвовать в концерте.
- Лёлька, я завтра буду вести концерт в клубе, объявлю тебя с твоим стихотворением, а ты не дрейфь, выходи и читай, - предложила старшая её подружка Мухортова Тома - дочка председателя сельсовета.

   В клубе на первом ряду сидит директор школы, приехавшие на торжественное мероприятие из Камышина комсомольские, пионерские руководители. Уже приняли на сцене в пионеры всех её одноклассников, повязали алые галстуки, прогремело со сцены дружное «Всегда готовы». Давно уже идёт концерт.
- А сейчас прочитает стихотворение ученица четвёртого класса Лёля Скупова.
- Лёля выходит без комплексов и читает:

«Добрый и ласковый дедушка Ленин
Смотрит с портрета на нас,
Как мы читаем, как мы рисуем,
Как  выступаем сейчас.
Мы ещё молоды, мы ещё зелены,
Но набираемся сил.
Дедушка Ленин о нас позаботился,
Нас обижать запретил».

   Один из районных начальников спрашивает у директора школы:
- А почему девочка без галстука?
- Да она дочь врагов народа, из репрессированных, её мы не принимаем в пионеры.
- А причём здесь ребёнок? Принять.

                ФОТО
                Лёля Скупова.
                1948 год.

   Лёлю здесь же на сцене приняли в пионеры и повязали долгожданный пионерский галстук. Как же она была тогда счастлива!

   В пятом классе весь класс решил Лёлю выбрать председателем совета отряда, их пионервожатая из 8 класса предложила выбрать Мишу, неплохого ученика. Но весь класс стоял на своём: «Хотим Лёлю», и всё. Стояли на своём, тогда пионервожатая побежала к директору, и уже директор объяснял всему классу, что надо выбрать Мишу, а Лёлю по политическому соображению выбирать нельзя.  Так и выбрали Мишу председателем совета отряда, но в классе никто и не понял этих самых политических соображений, но какими же, горькими были слёзы у Лёли по пути из школы домой. Все школьные подружки как могли, утешали Лёлю, но слёз от этого у Лёли  становилось только больше.

   В шестом классе начали изучать физику. Лёля была сильна в точных науках и физику хорошо понимала. Но учитель физики ставил Лёле только тройки. Было очень обидно. Как-то её мама спросила у учителя физики:
- Почему вы Лёле ставите тройки, ведь она старается, учит физику не хуже других предметов?
Интересен его ответ:
- Чтобы я ставил дочери врагов народа четвёрки? Я на войне кровь проливал за Советскую власть, а вы здесь в тылу ей вредили? Да никогда дочь врагов народа не будет у меня получать четвёртки! Ни-ког-да этого не бу-дет!
- Да-а, от таких учителей дочь надо увозить, - окончательно решила Ксения Степановна.
Но были в Антиповской школе и другие учителя.
Александр Михайлович Бахарев, учитель математики от Бога. Он своим лучшим ученикам дарил особую тетрадь, сшитую из двух – трех тетрадей в клеточку, в ней выполнялись специальные дополнительные задания по математике сверх программы. Там были задачи с тридцатью вопросами, примеры с решением на три страницы, а были всего в одну строчку, но здесь нужна была интуиция, потому что обычного школьного решения эта задача не имела. Проверять эту тетрадь он проверял, но оценок не ставил. Похвально, отменно, хорошо, надо поработать  ставил Учитель на полях красным карандашом. Эта тетрадь хранилась у антиповских школьников и у Лёли в том числе еще и до внуков, как признание их школьных математических способностей.
 
   Два школьных учителя, а какие разные, фамилия одного не сохранилась даже в памяти учеников, тетрадь же другого хранят всю жизнь.

   Решение уехать из Антиповки зрело почти с самого возвращения с Севера, с июля 1947 года. Как же оказался прав комендант Сой-Ю, советовавший не возвращаться в родное село. Тысячу раз он был прав. Работы мужу по болезни было невозможно, а на работе в промтоварном магазине Ксении устроили крупную недостачу дорогого крепдешина, пришлось продать все семейные вещи и погасить долг. Дочерям постоянно устраивают пакости и дети, и взрослые. Вот закончит Лида десятый класс и надо уезжать. Друзья по сибирским мытарствам - семья Рубцовых зовёт их в Нижнюю Добринку жить, там есть школа, есть жильё, а, главное, есть посильная работа мужу  - плотником в лесхозе. Надо, надо уезжать отсюда.

                ПРАВДА - ХОРОШО, А …
   В четвёртом классе учителем у Лёли был Иван Самуилович, у него с подругой матери был роман. Они частенько бывали в гостях у Скуповых и Лёля искренне считала учителя другом своей семьи.

   В Антиповской школе тогда был заведён такой порядок, без пятнадцати восемь, начиналась в большом коридоре общешкольная зарядка, на это время входная дверь закрывалась и опоздавшие должны стоять у дверей и ждать окончания зарядки. А после был разбор причин опоздания  учеников.

   Был 1948 год, было голодно, вместо хлеба ели картошку с кукурузой, а тут случилась оказия, маме рано утром принесли немного настоящей муки. Она решила порадовать и испечь девочкам перед школой настоящих блинков. Лида съела свои блины быстро и в школу не опоздала, а Лёля «занёхалась» и простояла зарядку перед закрытой школьной дверью. На разборе Иван Самуилович спросил Лёлю о причине опоздания. Та искренне, чистосердечно и сказала о блинах, надеясь на «друга семьи».

   На большой перемене в коридоре школы в сатирическом школьном «Перце»  красовалась румяная толстушка с набитым блинами ртом, сидящей у огромной стопки блинов, в каждой руке по два огромных блина, с них капает масло. По верху надпись: «Для Лёли Скуповой», а внизу двустишие:
   
«Лучше с масличком блинок,
Чем зарядка и урок».

   Такого удара по искренности, чистосердечию от взрослого человека маленькая Лёля не ожидала, и этот случай ей запомнился на всю жизнь.

                РЫБАЧКА ЛЁЛЯ
   Наконец-то, Павла Ивановича взяли на работу рыбаком в Антиповское Сельпо с уговором, что он сам смастерит лодку, снасти. Зимой 1948 года он вязал сети, сажал их, заготавливал материал для рыбацкой лодки, а к ледоходу и снасти и лодка были готовы. Ксения очень беспокоилась за Павла Ивановича, все же, здоровье его было слабое, а лодку надо вести на бичеве с лямкой вдоль берега на течение и километр, а иногда и два. Как жалел Павел Иванович, что не осталось у него ни одного сына – помощника. Приходилось Ксении с ним на рыбалку посылать десятилетнюю Лёлю. «Как жаль, что ты, Лёля, родилась девчонкой. Какой бы был у меня помощник, золото, хотя ты и так помогаешь не хуже мальчишки, и в плавании они не сравнятся с тобою, а уж перебирать сети и я за тобою не всегда успеваю», - часто говорил ей с искренним уважением отец.
 
                САМ ЦЕСАРЕВИЧ
   На рыбалке времени особенно лишнего не было, но всё же
довольно часто они беседовали на разные темы. И часто Лёля пыталась доказать, что сейчас в советское время жить лучше (она же была пионеркой).

   Отец доказывал обратное, спорщики не уступали друг другу, тогда Павел Иванович, как последний аргумент приводил следующее:
- Что ты понимаешь, к нам в империалистическую войну в полк на передовую сам Николай 11 приезжал с цесаревичем. Мне, как первому из пулемётчиков цесаревич руку пожал, ты понимаешь? Сам цесаревич мне вот эту руку пожал, а ты…Что ты понимаешь. Э-эх….
- Ну, раз, цесаревич, сам наследник руку пожал, тогда конечно…, - на этом спор всегда обрывался.

                БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ
   Обычно лодку на бичеве с лямками они вдоль берега выводили до Кислово, затем заплывали на середину Волги и забрасывали сети. Снимать сети начинали уже у Антиповки и с уловом причаливали у Нижней Антиповской балке. Там сети перебирали, рыбу сортировали и на лямках с бичевой возвращались в Антиповку. Частенько Лёля в такие моменты громко декламировала стихи любимого в семье поэта Н.А. Некрасова. Над тихой и спокойной Волгой далеко разносился её детский голос:

«…Выдь на Волгу, чей стон раздаётся
Над великою русской рекой,
Этот стон у нас песней зовётся,
то бурлаки идут бичевой…».

Немного помолчав всегда говорила:
- Папка это прямо о нас с тобой писал дедушка Некрасов!

                ЗНАТНАЯ РЫБАЛКА
     Попадались в сети и довольно часто осетры, реже белорыбицы, стерляди, а в основном была чехонь, вобла, лещь, щука, волжская селёдка.
Как-то раз за один заплыв поймались сразу пять осетров, в другой раз поймали такого осетра, что Лёля с отцом вдвоём не смогли вытащить в лодку, так на кукане и привели его за лодкой в Антиповку. Пять мужиков грузили пойманного осетра на телегу, чтобы отвезти его в сельпо. Вот это была знатная рыбалка. Жаль, что тогда не было фотоаппаратов в деревне.
 
                ШТОРМ НА ВОЛГЕ
   Кроме рыбалки Павел Иванович собирал брёвна, оторвавшиеся от плотов во время непогоды на Волге и плывшие бесхозно по Волге. Их он продавал или менял на продукты строившимся антипянам, раздольянам и семья имела дополнительный приработок.
 
   Как-то раз они вдвоём с Лёлей по окончанию шторма на Волге выехали на охоту за брёвнами. Волнение на Волге было еще довольно сильное, но они спешили, ведь охотники за брёвнами были и в Кислово, и в Краснощёковке, и в Сестрёнках, и даже в Раздолье. Охота была удачной, поперёк лодки уже лежало четыре хороших бревна. Вдруг шторм снова возобновился, налетел шквалистый ветер, лодка не удержалась на волне и перевернулась как раз напротив Антиповки. Брёвна, Лёля с отцом оказались в бурлящей волжской воде.
- Лёля-я, держись за лодку, от неё не отплывай, я сейчас соберу вёсла.
 - Держу-усь.

   В это время их видели с Антиповской высокой кручи и посчитали, что Скуповы в такую непогоду скорее всего утонули.
Вынесло их на остров Безымянный у Быково. Павел Иванович собрал все уцелевшие вещи, вытащил на берег вместе с лодкой и пойманные брёвна. До обеда следующего дня они на острове пережидали непогоду, а с обеда погрузившись, тронулись переплывать Волгу на вёслах. Дальше на бечеве с лямкой они к вечеру пришли в Антиповку, где их уже считали утонувшими.
- Ну, Скупов, за поганые брёвна готов погубить и свою и дочкину жизни, – говорили с осуждением, а некоторые и со злорадством в тот день в Антиповке.

                А В ГОСТЯХ ВСЁ ЖЕ ЛУЧШЕ
Старшая сестра Павла Ивановича Скупова Анфиса в 1924 году вышла замуж за голодаевского парня Яньшина. В счет приданного сестре Павел Иванович рассадил молодожёнам в Голодаевке сад из лучших сортов скуповского сада. Раскулачивание не коснулось молодой четы Яньшиных, а сад у них был лучшим в Голодаевке.

   По возвращению семьи Павла Ивановича с Севера, и особенно после того, как он стал работать рыбаком, и у него появилась лодка, Скуповы стали  частыми гостями в Раздолье у Яньшиных. Лёлю там принимали с уважением и взрослые и, особенно дети. Ведь девчонка была настоящей рыбачкой, ловко плавала, умело управляла лодкой, могла самостоятельно выпускать и перебирать сети. Двоюродные братья и сёстры были просто в восторге от неё. Такое отношение к ней ей было приятным, не то, что дома в Антиповке, где косые взгляды, а то и брошенный в неё исподтишка камень были не редкостью. Но было жаль, что в гостях у Яньшиных они бывали во время разлива, когда на лодке они плавали чуть ли не по сельским улицам Раздолья, особенно в сильное половодье. В другое время поездки были редки.
 
   Голодаевка в их отсутствии уже была переименована в Раздолье, там они иногда меняли рыбу, брёвна на сливочное масло, арбузный мёд, вязаные шерстяные изделия: валенки, носки, варежки, шарфы, платки. Ксения частенько шила раздольевским модницам кофты, платья, это тоже была одной из статей семейного дохода. Словом, ездили туда не только в гости.

   В начале мая 1950 года, когда Лёля уже заканчивала седьмой класс Они с мамой решили в воскресный день навестить семью Анфисы Ивановны, сестры Павла Ивановича, а заодно и сдать выполненные заказы. Павел Иванович на лодке перевёз через Волгу и отправился по своим рыбацким делам.

   Ксения и Лёля шли под ласковым майским солнышком, вокруг стояла тишина, только иногда набегал с Волги легкий заплутавшийся среди лиманчиков, кустарников  и деревьев ветерок приносивший прохладу и свежесть весенней волжской воды. Путницы, нежась и вдыхая в себя вместе с чистейшим воздухом аромат первой весенней травы, раскрывающихся почек, а кое-где уже и нежных листочков на деревьях. С дерева на землю, на траву затем снова на дерево в своё гнездо, не обращая почти никакого внимания на идущих людей сновали птички, занятые своими семейными заботами по благоустройству гнёзд. Родительский инстинкт, пробуждение природы брало своё. Высоко над головой выводил свои трели степной соловей – жаворонок. В заволжской пойме хватало места всем, и птицам, и рыбам, и зверюшкам, и растениями, и, конечно же, человеку. Надо только жить всем дружно, в гармонии.   Половодье уже сошло, и по, ещё не совсем просохшей пойме, уже наметилась тропка, она, извиваясь между лиманчиками бежала к дамбе в  северной стороне Раздолья. В стороне от тропинки на боку лежало большое дерево с корнями вывороченными из земли половодьем. Дерево было ещё живое, на ветках зеленели листочки, оно хотело жить и цеплялось оставшимися своими корнями за землю. Лёля подбежала к дереву и заметила, что в яме от вывороченных корней в воде плещутся рыбы.
- Мама, мама, иди сюда, здесь в яме рыба плещется. Вот бы её поймать.
- Да чем же ты её поймаешь, ловить руками – вода ещё холодная, можно простудиться, а другого ничего у нас нет. Пошли, скажем ребятам, они выловят её сачком.
- Жаль, а так хочется поймать.
- Ох, Лёля, рыбачка ты моя, у тебя уже рыбацкий азарт появился, по глазам вижу, ну, вся в отца.
- Мама, давай сачок сделаем из авоськи, а держак из ивы.
- Лёля, не выдумывай, пошли дальше, оставь рыбу ребятам.
- Нет, я хочу сама поймать, хочу принести Анфисе Ивановне рыбу в подарок. Выкладывай свёртки из авоськи, мы быстро всё сделаем. Мамочка, такой случай, такой счастливый случай нельзя упускать, рыбацкое счастье может отвернуться.
- Ну, что с тобой делать, раз рыбацкое счастье может отвернуться, тогда  давай мастерить сачок.
 
   Минут через пятнадцать подобие сачка было сделано из двух  сухих веток ивы и авоськи, а ещё через пятнадцать минут пять рыбин по килограмму, а ещё две потянули и на все полтора, трепыхались в авоське, которую несли вдвоём Лёля и Ксения. Лёля была довольна и собой, и своей рыбацкой удачей, она радовалась чистому небу, ясному солнышку, тёплому весеннему дню, звонкому пению птиц, хотелось и самой что нибудь спеть или прочитать любимые стихи. И она громко начала читать стихи:
                «…----…».

Продолжение в повести №+1