Веласкес

Константин Рыжов
Автопортрет

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился  в июне 1599 г. в Севилье, в знатной, но небогатой дворянской семье. В десять лет отец отдал юного Диего на обучение сперва к известному испанскому живописцу Эррере, а потом в мастерскую другого художника Пачеко. Здесь Веласкес оставался до 1617 г., когда получил звание мастера. Совсем юным он женился на дочери своего наставника Хуане Миранде, которой в то время не было еще шестнадцати лет.

Ранее искусство Веласкеса отмечено заметным влиянием творческой манеры Караваджо. И хотя его образы отличались некоторой статичностью, лаконизм композиции, масштаб фигур и пластическая сила письма придавали им значительность и своеобразное величие. Его картины крепко построены, предметы ясно вылеплены. Моделями служат сочные простонародные типы (http://proza.ru/2012/11/07/279).

В 1620 г. Веласкес открыл собственную мастерскую. В 1623 г. он нарисовал портрет только что взошедшего на престол короля Филиппа IV. Тот пришелся по душе юному монарху, и вскоре Веласкес получил  звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев дворца  и не менее просторную мастерскую. Вся последующая жизнь художника протекала при чопорном дворе, где царил строгий этикет и где он прошел  целую чреду придворных званий вплоть  до гофмаршала.

Парадный портрет надолго стал  основным жанром, в котором работал Веласкес. Он постоянно писал Филиппа IV и его детей, его министров и придворных. Вместе с тем он пишет портреты многих известных деятелей испанской литературы (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо). Во всех этих работах Веласкес подводит нас вплотную к своим моделям, никогда не льстит им, сразу схватывает самое характерное  в лице, во взгляде, в мимике. Образы Веласкеса всегда внешне замкнуты. Они не выдают своих чувств ни взглядом, ни жестом и подавляют в себе всякие страсти. Тем более острым оказывается эффект невольного откровения, самораскрытия модели – это как бы схваченный  в образе и даже в жизни человека «момент истины». С годами манера художника постепенно меняется. Уходит некоторая жесткость формы и плотные, коричневатые тона его ранних работ. Живопись делается прозрачной, серебристой. Кисти Веласкеса становятся подвластными изумительные  нюансы света, которые придают формам неуловимость, растворяя их в атмосфере, наполненной серебристо-серой дымкой. Краски искрятся, перекликаются, рождают отблески и слагаются  в  дивную гармонию.

В 1629 г. Веласкес побывал в Италии, посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Эта поездка значительно расширила кругозор художника. Веласкес воспринял уроки итальянского барокко, его волшебную воздушность, естественность движения, он оценил могучую светотень и пластику Караваджо. Но живопись Веласкеса не отягчена грузом впечатлений: она проста, естественна, чужда чему-либо сверхчувственному и в то же время бесконечно сложна, богата связями и сопоставлениями, психологической проницательностью, блеском солнца и воздуха.

Тридцатые годы становятся самыми плодотворными в его творчестве. К этому времени относится серия портретов карликов и шутов, которые Веласкес исполнил по воле короля (http://proza.ru/2012/11/07/285).

В 1649 г., уже прославленным художником, Веласкес совершил второе путешествие в Италию (http://proza.ru/2012/11/07/289). В это время он создал свой прославленный портрет папы Иннокентия Х – человека сильных страстей и неуемной энергии, властного, безжалостного, умного и вероломного (http://proza.ru/2012/11/07/291).

Позднее творчество Веласкеса венчают две великолепные композиции: «Менины» (1656) (http://proza.ru/2013/02/12/445) и «Пряхи» (1657) (http://proza.ru/2013/02/04/376), в которых с наибольшим совершенством воплотились все достижения и все возможности его художественного мастерства. Первая из них, вся пронизанная светом и воздухом, вторая – целиком проникнута движением. Техника Веласкеса достигает здесь необычайной виртуозности – она как бы перестает существовать для зрителя, стирая грань между изображением и реальностью.
Умер художник в августе 1660 г.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220