Господа, смейтесь!

Виктор Афсари
                “Высочайшая цель рода человеческого – это оправдание дарованной               
                Человеку жизни“.
                Норман Казинс

         
       Хочется сказать доброе слово о хорошем человеке. Норман Казинс ( 1915 – 1990 ). Работал старшим преподавателем медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе. Специализировался на изучении биохимии эмоций. Был редактором журнала “Человек и медицина“. Одна из его лучших книг: “Анатомия болезни глазами пациента. Размышления о лечении и выздоровлении“.

       В августе 1964г. Казинс почувствовал недомогание, которое прогрессировало. При обследовании в анализах мочи были выявлены значительные сдвиги в худшую сторону. Был поставлен диагноз: коллагеноз – заболевание соединительной ткани, куда относятся и заболевания суставного и ревматического характера. Прогноз был крайне неблагоприятный.

       Госпитализация. Прогрессирование заболевания. Нарастание негативных эмоций. Впереди беспросветный тупик и финиш.

       Что больше всего раздражало его в больнице? Как пишет Казинс:
- Малоподвижность, нарастающая пугающими темпами.
- Неадекватно большое количество анализов крови из вен.
- Больничное питание. “ В изобилии рафинированные продукты, содержащие консерванты и вредные красители. Белый хлеб из рафинированной муки с химическими разрыхлителями подавался в изобилии к каждому блюду. Овощи были, как правило, переварены и поэтому почти лишены питательной ценности.

       Лечащий доктор, Уильям Хитциг, был более двадцати лет близким другом Нормана, и это несколько скрашивало невзгоды Казинса. Но болезнь прогрессировала и никакие лечебные мероприятия не приносили даже некоторого облегчения. В самый тяжёлый период у Казинса почти не размыкались челюсти.

       Когда Хитциг вызвал экспертов из Нью-Йорка, то они подтвердили и уточнили диагноз: Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева). Хитциг признался, что один из экспертов сказал, что шансов – один на пятьсот. При этом заметил, что лично он никогда не сталкивался со случаями излечения при поражении почти всего организма.

       Можно представить, сколько разных мыслей было передумано Казинсом в те тяжёлые месяцы. Обо всём этом хорошо написано в его книге.

       Мне хочется сказать о другом. Любой врач всегда полон желания излечить своих пациентов. Что бы не говорили – это так. Западная медицина, а Россия также стоит на этих позициях, всегда во главу угла ставит лечение частной болезни, конкретного органа. В этом основное отличие от восточной медицины, которая стремится лечить всего человека, как такового.

       Казинс составил целый план своего лечения. В немалой степени он полагался на положительные эмоции, которые влияют на гормональный фон всего организма без приёма синтетических гормонов. Но… ”Когда лежишь неподвижно, прикованный к постели, и каждая косточка, и каждый сустав ноют от боли – тут уж не до смешного”.

       Ален Фант, режиссёр юмористических телепрограмм, прислал несколько фильмов и кинопроектор. Достали даже несколько старых плёнок братьев Маркс, а также и новых фильмов. Опускались шторы и шли бесконечные просмотры комедий, Юмористических шоу…  Медсестра помногу читала смешные рассказы. Друзья  соревновались, кто больше расскажет анекдотов, пусть даже самых“ бородатых“.


       И - СМЕХ! СМЕХ!! СМЕХ!!!

       Брали анализы крови до и после “смехотерапии”.  После сеансов показатели СОЭ были минимум на пять единиц меньше.

       “Я окрылён: теперь древняя теория “смех – хорошее лекарство” имела под собой физиологическую основу. Был, однако, один отрицательный эффект моего увлечения смехом – я мешал другим пациентам”.

       Поэтому Казинсу сняли номер в гостинице, куда он и перебрался. “Здесь я с удовольствием обнаружил первое неожиданное преимущество: номер в гостинице стоил втрое дешевле, чем пребывание в больнице. Остальные выгоды были неисчислимы”.

       Безусловно, что лечение было комплексным. А тысячи других пациентов, обречённых на медленное и мучительное умирание, разве их лечили не комплексно?   Очевидно, что главная разница – это ежедневные лавины положительных эмоций.

       “Год от года подвижность суставов увеличивалась. Боли в основном исчезли, остались лишь неприятные ощущения в коленях и в одном плече. Металлический корсет я сбросил за ненадобностью“. 

       В последующем Норман Казинс играл в большой теннис, ездил верхом с кинокамерой в руке, играл фуги Баха.

       Анна Аслан, одна из ведущих эндокринологов Румынии, убеждена: ”существует прямая взаимосвязь между естественным желанием жить и химическим балансом в мозге. Творчество – одно из проявлений воли к жизни – становится источником важных импульсов, образующихся в мозге и стимулирующих гипофиз…, что воздействует на всю эндокринную систему”.

       Мы живём в условиях постоянного стресса. Всё чаще встречается синдром эмоционального выгорания. Хочется всем пожелать “роскоши человеческого общения“ и доброго здоровья!

И, господа, больше смейтесь!!!