Дневн. VI-19 О Юрии П. , Ангелы, слетающие с неба

Галина Ларская
Дневник VI-19 О барде Юрии Потатушкине - Ангелы, слетающие с неба

9 февраля 2006 г. Одна из знакомых из моих почти трёхсот песен берёт 10 и говорит, что они достойны внимания. А остальные? Это не объективная позиция. Она не слышала все мои песни. Зачем спешить с выводами?

Как-то раз она сказала: "В тебе есть проблески гениальности". Но стоит мне начать петь, как раздаётся: "Ты тихо поёшь". А мне повредили связки в музыкальном училище неправильной постановкой голоса. Она это знает, и не стесняясь, тыкает меня в мои недостатки, от меня не зависящие.

Я продолжаю грустить об уходе Юры. На улице у меня начинаются слёзы, дома мне не хочется ничего делать, у меня депрессия.

На днях по телефону мы долго говорили с Костей Гумировым. Он сказал, что во мне видна духовная красота. "Ты вся светишься", - сказал он. Почему я не вижу своё сияние?

10 февраля. В салоне провели вечер памяти Юры. Выступления шли до 9 вечера. Я сказала, что видела в Юре образ скандинавского или европейского рыцаря, он был спокойным, деликатным и умным. Он сказал мне за неделю до смерти: "Когда у меня будут именины, я тебя приглашаю".

Я сказала, что когда мы покинем земные пределы, то есть надежда, что мы встретимся на Небе и продолжим свою творческую деятельность там, а может быть, мы ещё не раз вернёмся на землю.

Тане С. мы обязаны тем, что бываем в салоне. Я прочла стихи свои, ей посвящённые.

Наташа Филатова сказала мне, что я помолодела, что я несу культуру прошлого.

Был помощник депутата, он стал снимать на мобильник всех, кто был на вечере. Зачем?

11 февраля. Без работы человек начинает меньше двигаться, без денег человек начинает экономить и тревожиться, без семьи он превращается почти в дикаря.

Звонил поверенный по делам певца-тенора Вити Соломенцева и сказал: "Виктор в первую очередь просил меня Вас известить о концерте 15 февраля в зале имени Чайковского". "Как приятно. Спасибо", - сказала я.

12 февраля. Лито Дома медиков. Поэт читает стихи - не любовь к себе, недоброжелательные выпады в сторону Запада. Я терплю. Алексей Щ., у него интересное лицо. Андрей М. образован.

Побродила по улицам. Потом домашний салон. Привезли из города Путивля Лукерью Андреевну, ей 81 год. Была Женя с народным голосом. Час пения железными голосами фольклорных песен. Я устала от такого пения, так как форсированный звук не способствует умилению. Два раза Лукерья Андреевна заканчивала песни нежной нотой, значит она может петь нежно, но не поёт...

Я говорила с Петей Старчиком, он напустился на нас с Таней С., что мы переживаем смерть Юры Потатушкина. Я сказала ему: "Пока сам не переживёшь, никогда не поймёшь горе другого человека". Судьба оттяпала у Тани половину души, а Петя говорит: "Радуйся!".

На этот раз Петя был просто груб и навязывал своё мнение, давил. Он сказал: "Я провокатор смирения. Я смотрю: смиряется человек или нет...", я же на это ответила ему: "А я, как Пифагор, сторонник справедливости. Её так мало на земле". Петя попросил у меня прощения. Я рада, что он осознал, что нам с Таней необходимо не назидание, а поддержка.
 
Мои стихи 1986 года:

Я знаю: со мной будет то, чего я хочу

А. Блок

Истёртых слов весомость мерить
Запасом чувств ещё живых,
Наполнить или тёмный берег
Любви, не знающей любви.

Желанье – всё ещё желанье,
Вновь одиночества позор,
Но долгожданной искры пламя
Скорее превратись в костёр,

Сжигающий условность, позу
И выспренности жалкий пыл.
То будет, что ты хочешь: посох
Сжимай в руке что было сил.

14 февраля. Таня постепенно возвращается к жизни, ей немного легче.

Я поняла, почему я люблю ночь. Я нахожусь, вероятно, в состоянии медитации, какой-то внутренней полноты, тепла, покоя. Я могу просто сидеть, ничего не делая, и мне хорошо.

Стихи Юрия:

Был однажды я в краю, где все жители поют,
Смотрят в мир легко и удивлённо.
Там повсюду - чудеса, и уносят в небеса
Голоса любовью опалённых.

А за лесом, за горой, появляются порой
Облака седые, цвета снега,
И преданья говорят: это там, вверху, парят
Ангелы, слетающие с неба.

Я немало повидал, а такого не встречал,
Чтобы люди пели в разговоре!
"Мы поэтому поём, что давно уже живём
Вволю: в боли, в радости и в горе".

Я спросил: "Ну как же так - вы всегда поёте в такт,
Я не знаю, быль это иль небыль?»
Отвечают: "Не спеши, есть в запасниках души
И у вас слетающие с неба".

«Просто потеряли вы шелест трав и шум листвы –
Все, что вам даровано природой.
Дорожите тем, что есть, берегите вашу честь:
Одного мы племени и рода!

Ну, а если кто стихи пишет на свои грехи
И живет, как мы, вином и хлебом...
Сами в них стихи поют, может, в них-то и живут
Ангелы, слетающие с неба».

Мы пели эти Юрины стихи на вечере его памяти в кафе "Гнездо глухаря" на Большой Никитской улице.

Статья памяти Юрия чудесного поэта и писателя Александра Карпенко:

"... Он ушел из жизни, как говорят, «на взлёте», не успев как следует реализовать свой огромный потенциал. И, может быть, его творчество было бы так же забыто, как легко забываем мы то, что по каким-то причинам вовремя до нас не достучалось... Но группа энтузиастов во главе с поэтом Татьяной Сергеевой, руководителем литобъединения "Свеча", не позволила творчеству этого самобытного человека уйти в небытие, организовав фестиваль его имени. И для творчества Юрия Потатушкина наступила «жизнь после жизни». И была среди его песен одна, которая сразу стала сенсацией московских литературных салонов. «Ангелы, слетающие с неба».

Наверное, если бы Юрий успел написать одну только эту песню, все равно его жизнь можно было бы считать прожитой не зря. В ней поэт отобразил извечную тоску человечества по гармонии и бессмертию. Человек занимает «промежуточное» положение между низшей и высшей жизнью, и эта несвершённость порой ему нестерпима. Он вдруг вспоминает, что когда-то, в одной их прошлых жизней, был равен ангелам небесным.

Юрий Потатушкин виртуозно ведет свою двухголосную фугу: он говорит и за людей, и за ангелов. Точнее, ангелами выступают в его песне люди из страны будущего. Или из страны прошлого – как вам больше угодно. Песня рассказывает о старом, как мир, конфликте между природой и цивилизацией. Современный человек далеко ушел от природы, но цивилизация грозит отнять у него индивидуальность, подчинив интересам общества. Впрочем, у Потатушкина человек и общество не конфликтуют. В своем мистическом видении герой  попадает в идеальную, утопическую страну, «где все жители поют», как в хорошей опере. Все мы – немножко перфекционисты, и нам хочется жить в лучшем обществе. Поэт Потатушкина – духовный ориентир для других людей: он острее переживает действительность и в минуты озарения «напрямую» общается с ангелами.

Вне всякого сомнения, поэт, одарённый экстрасенсорными способностями  - духовный вождь своего народа. Ведь только он является связующим звеном между "ушедшими вперёд" и "оставшимися позади". Поэт - живой мост между цивилизациями. Конечно, "оперный коммунизм" Потатушкина наивен, с философской точки зрения. Однако Пушкин считал, что поэзия и не должна быть слишком заумной, главное, чтобы было понятно, о чём говорит человек. А говорит герой Потатушкина о принципиально новых взаимоотношениях между людьми. И ещё - о том, что к такого рода взаимоотношениям нужно стремиться. Это и придаёт ценность его балладе об ангелах, слетающих с неба.

Один отдельно взятый человек, живущий светло и благородно – это не редкость. Но мы тоскуем по целому обществу, которое бы жило по законам света. И выясняется, что сложнее всего "подтянуть" общество до уровня лучших людей. Поэтому цивилизация Потатушкина, «где все жители поют», изумляет и захватывает. Это уже не «ангелы, слетающие с неба», а люди, равные ангелам, в переносном смысле. «Сверхчеловеки», как выразился Ницше, но - без сверхусилий, а, наоборот, все делающие «светло и удивленно». Для Юрия Потатушкина очевидно, что цивилизация будущего должна… пойти вспять, против течения прогресса, - и "вернуться к природе", как предлагал Жан-Жак Руссо. Конечно, трудно двигаться, подобно мифической амфисбене, одновременно и вперед, и назад, но, похоже, у человечества попросту нет иного выбора. Во-первых, нельзя остановить научные изыскания – иначе у нас не останется источников энергии. Во-вторых, нельзя уничтожать природу и отрываться от неё всё дальше и дальше. Значит, надо попытаться двигаться в двух направлениях одновременно! Жить масштабной и полнокровной жизнью – «вволю – в боли, в радости и в горе». Где пение – вовсе не знак легкости! Пение – знак того, что жизнь «спорится» и полнится смыслом. Только такую жизнь поэт считает настоящей. Он и сам жил именно так. И, может быть, поэтому так рано от нас ушёл.

Есть некая загадка – действительно ли поэту приходилось бывать в обществе столь "продвинутых" людей – или это он пережил как мистический опыт, выйдя из физического тела? Интересно, что восхищение и подражание вызывают у поэта не сверхчеловеки Ницше, а вполне обычные, с нашей точки зрения, люди. Просто у них иной способ существования. Достижимо ли это в принципе? Наверное, подобное "государство в государстве" можно создать - например, как духовное сообщество... "Ангелы, слетающие с неба" - это "воспоминание о будущем", песня-утопия, побуждающая слушателей глубже заглянуть в себя и строже спрашивать с окружающих - по самому высокому "гамбургскому" счёту".

Портрет Юрия Потатушкина работы Юрия Максимова.