Литературный агент - друг или враг?

Владимир Сандовский
Литературный агент — друг или враг?

1. В качестве вступления

Пожалуй, тема Литературного Агента для российских писателей самая болезненная.
Если на российское издательство легко можно выйти через интернет, или взять его адрес в книжке свеженького автора, то выйти на Литературного Агента (не кидалу, не книгокрада!) вот так, без головной боли и душевных терзаний очень даже непросто.
А так хочется, чтобы русский, ненавязчивый сервис предложил молодому писателю честную помощь по части проталкивания его первого (возможно, нетленного) произведения на витрины книжного рынка. Конечно же, молодой писатель согласен оплатить такую полезную услугу из своего гонорара за книгу, но...

Не в обиду всем нам сказано: Россия — особая страна. В ней торчит особенный гвоздь проблемы, на который вешают все коммерческие дела.
В качестве неназойливого примера такого гвоздя привожу цитату из комментариев на gazeta.ru по теме «ГЛОНАСС проложил маршрут из бюджета»

«...читаю новости и просто ухахатываюсь. Что ни проект, то миллиардные распилы. Воруют на фильтрах для воды, на науке распил, тырят из военки, тырят из молодёжных фондов, разворовывают модорнизационные деньги и даже воруют сами у себя!...»

Да, уважаемые писатели и читатели, теневые денежные отношения двигают всеми отношениями в мире. Даже Мир-Дружба держится на мешках с деньгами (вернее, на золотых запасах дружественных стран). Поэтому всё, что будет сказано ниже, рассматривайте сквозь дырочку сквозь дыру в любой подходящей валюте. Помимо всего прочего нам придётся вырваться за пределы российского мироустройства и взглянуть на предмет разговора с западной стороны.

Наш мир, — мир людей, — это мир различных форм симбиоза (взаимовыгодного сожительства). И каждый писатель должен об этом помнить. Никому не интересно проталкивать вашу книгу за просто так. Или за мизерную плату. Хорошая книга вполне может выйти на мировую арену и переиздаваться многократно на разных языках. Этот процесс открывает русло денежному потоку. И если (если!) кто-то строго следит за соблюдением авторского права на все повторные издания, то писателю не о чем волноваться. Денежные ручейки безмятежно, журча и переливаясь будут стекаться на банковский счёт писателя. В принципе, можно написать и издать одну-единственную книгу-шедевр, лежать под пальмой и ничего не делать.

Конечно же, без наличия способности написать эту самую книгу-шедевр — лежать под пальмой и ничего не делать не получится. Требуется глубокое проникновение в тайны шедевров. Но сейчас это не наша тема.

Наша тема — Литературный Агент. И к этой теме будем подходить, постепенно.

2. Кто ты, — Литературный Агент?

Под Литературным Агентом понимается конкретный человек, посредник между писателем и издателем, узкий специалист по продаже духовной пищи. И этот человек методично выполняет конкретную работу для конкретного человека — начинающего или профессионального писателя.

В чём же заключается эта работа?

Прежде всего, уважаемые писатели, любая профессиональная работа требует специальных знаний и многолетнего опыта приложения этих знаний. И весь опыт и знания Литературный Агент направляет на благородную цель: уговорить, убедить, вынудить издателя издать ваше произведение и заплатить вам приличный гонорар. Задача не из лёгких. Поэтому.

Литературный Агент, как специалист по продаже издателям свеженаписанных книг, обязан хорошо разбираться в литературе, причём, и в современной, и в классической. Он обязан хорошо знать историю известных и нашумевших произведений (чтобы понимать, откуда текут деньги).

Литературный Агент обязан знать вкусы, интересы, «классовую структуру» читателей. Для того, чтобы знать, на какой процент читательского мира может рассчитывать его опекаемый писатель.

Литературный Агент обязан хорошо знать издательский мир. Чтобы знать, кому позвонить, куда пойти, чтобы успешно и выгодно издать произведение молодого автора.

Литературный Агент обязан защищать авторские права и следить за выплатой роялти (авторских отчислений от продаж). В контракте между Литературным Агентом и Писателем это оговаривается и процентная оплата этой услуги тоже предусматривается.

Литературный Агент обязан быть хорошим психотерапевтом для писателя, нервозно страдающего за судьбу своей книги. Для того, чтобы не давать ни малейшей возможности писателю впасть в глубокую депрессию, в результате которой он может сжечь черновики будущих книг, которые вполне могут быть вновь отредактированы, изданы и принести кучу денег.

Литературный Агент обязан иметь хороший литературный вкус и тонкое чутьё на рыночную перспективность свеженького произведения, ещё не тронутого тлением.
При этом чутьё Литературного Агента должно быть развито как на произведения по классу высокой, утончённой литературы, так и на произведения из разряда скандальной. Современному рынку нужно всё: от гвоздей, до космических кораблей.

Литературный Агент обязан быть творческим куратором для писателя. Согласитесь, что умная подсказка на предмет улучшения сюжетных коллизий и стиля текста вреда будущей книге не принесёт. Тем более, что даже плохо написанная книга, в отличие от плохой колбасы, исправлению всегда подлежит.

Литературный Агент обязан быть ярым оптимистом, даже, если всё из рук вон. Потому, что заряд положительной энергии — обязательное условие достижения положительного результата.

Словом, у Литературного Агента достаточно обязанностей перед писателем, потому, что Литературный Агент живёт и материально процветает за счёт писателя. Поэтому каждый Литературный Агент борется за писательский гонорар, как за свой собственный. И ничего удивительного в этом нет. От 10 до 30% писательского гонорара (по контракту) идёт на вознаграждение боевому другу — Литературному Агенту. Его договорной сервисный труд подлежит договорной оплате. К слову сказать, — если успешный Литературный Агент приведёт к славному финишу десяток писателей в год, то, по западным меркам, его годовой доход сопоставим с годовой зарплатой президента любой западной страны.

Не лишним будет добавить, что Литературный Агент имеет определённые права на свой процент (обговорённый в контракте) от каждого переизданного тиража. Потому, что есть и его палец в пироге испечённой книги.

Опять же, по правилам дальнего зарубежья, Литературный Агент не имеет права брать деньги за прочтение авторского произведения, за визит автора к нему, за сделанные редакционные замечания и за все последующие агентурные хлопоты. Эти услуги оплачиваются позже, из писательского гонорара, величину которого определяют менеджерские таланты Литературного Агента. Конечно же, писателю придётся потратить время на поиски матёрого Литературного Агента, который, блюдя и свой интерес, гарантированно выбьет у издателя выгодный контракт для писателя. Поверьте, уважаемые писатели, временные затраты на такие поиски стоят того. Уж лучше за год воздушно, феерично написать новый роман, чем весь этот год понуро бегать по издательствам.

Всё вышеописанное было посвящено положительным сторонам человека по имени Литературный Агент. А всякий человек, — увы, — имеет и отрицательные стороны. Самая отрицательная из человеческих сторон — это Непорядочность с торговой маркой Жадность.

3. О порядочности со знаком Не

Любая книга, даже среднего уровня, — это потенциальный товар. Если книгу нельзя явно продать хорошему издателю, то можно тайно продать команде шустрых писателей (под крышей шустрого издателя). Уж они-то сделают ей косметический римейк с многосерийным продолжением. Такие факты имеют место быть. Естественно, что подлинный автор сюжета и композиции «переделанного» романа останется в дураках. Он может никогда и не узнать, что ходит в таком звании. Знания, как известно, увеличивают скорбь.

Случается, что улыбчивый, приветливый Литературный Агент может поступить с писателем, как неверная жена. Вместо того, чтобы честно, с полной отдачей делить финансовое ложе гонорара с писателем, он бессовестно делит это ложе с издателем. Математика измены проста. Издатель платит за книгу гораздо меньше, чем она того стоит, а Литературный Агент получает за это отступные (левые). Потом Литературный Агент отстёгивает свои договорные проценты от писательского гонорара и в сумме (как и неверная жена) имеет больше, чем мог бы иметь. Конечно же, улыбчивый и приветливый Литературный Агент непременно разыграет театральное действие. Весь в слезах и горестных воплях он упадёт на грудь обманутого писателя и станет клятвенно божиться, что на коленях вымолил, вырвал из горла издателя этот запредельный гонорар за супер-книгу века. В конце театрального действия растроганный писатель, всплакнув, угощает Литературного Агента итальянской пиццей и баварским пивом за свой счёт. Из чувства благодарности. В принципе, все довольны и счастливы, как в милой, супружеской паре.

Как видите, уважаемые писатели, каждая человек, как и медаль, имеет две стороны. Литературный Агент — не исключение.

4. Прогнозы и перспективы

Насколько я знаю, в России нет развитой системы литературных агентств. И гонорары российских писателей часто настолько скромны, что отстёгивать от них даже 50% за полноценный сервис Литературному Агенту нет никакого смысла. Агентурная работа не терпит скромных вознаграждений. Таков порядок вещей.

Опять же. В мире уже чувствуется нехватка хороших Литературных Агентов (плохих хватает). А бизнес не любит нехватки. Поэтому идёт процесс формирования маленьких «агент-издательств». Такие издательства принимают к рассмотрению многие произведения, отвергнутые крупными издательствами, вникают в их содержание, вносят поправки, делают редактуру, выплачивают автору определённый гонорар и перепродают улучшенное произведение крупному издательству. Авторские права за писателем сохраняются. Он приобретает имя, и в дальнейшем получает хороший шанс иметь более выгодный контракт. Как видите, уважаемые писатели, такая форма агентурной деятельности тоже приносит ощутимую пользу. Не исключено, что со временем именно через такие «агент-издательства» большая часть молодых писателей будет входить в мир профессиональной литературы.

Конечно же, заполучить порядочного и честного друга в лице Литературного Агента — хрустальная мечта любого писателя, даже мирового масштаба. Увы, друзья мои, хорошие люди, тем более друзья-агенты, на дороге не валяются. Ничего не поделаешь. Учитесь искать и находить. Что ни говори — это ваша тарелочка с золотой каёмочкой для вашего писательского хлеба. Удачи.

8-9 ноября 2012 г.
В. Сандовский
------------------------------