Иллинойс или Сион - этимология

Сергей Колибаба
               

               
                Иллинойс. От индейского «люди»               
                Происхождение названий  амер. штатов               
                Википедия               
               

Википедия считает, что 50 штатов США заимствовали свои имена из многих языков:  25 из них пришли из языков индейцев: 8 из алгонкинских языков, 7 из сиуанских языков , 3 — ирокезских языков, 1 — юто-ацтекского языка, 5 из языков других индейских народностей, 1 - из гавайского языка. Остальные штаты получили свои имена из европейских языков: 7 из латинского языка (от латинизированных форм английских имен), 6 — из английского языка. Мы уже провели ряд исследований и выяснили, что названия: Аляска, Орегон, Огайо (см. соотв. статьи) принадлежат еврейскому языку, языку Бога. Возможно, и хороним Иллинойс, также принадлежит к языку иврит, декларируемые термины «люди, воины, племя лучших людей» явно не подходит для характеристики территории; разве может просвещенный европеец XVII века заимствовать терминологию человека каменного века (в его представлениях дикаря и людоеда)?

Принято считать, что исторические источники (в нашем случае имя, термин) – неисчерпаемы в отношении информации содержащейся в них, так утверждают философы и историки, однако воплотить эту теоретическую мысль в практику не удаётся. Сотни миллионов имен и терминов до сих пор не дешифрованы, применяя их в научной деятельности и быту, мы по-прежнему, очень смутно представляем их содержание, и подчас вкладываем не свойственным этим  понятиям смысл. Сформировалось парадоксальное лингвистическое явление ЛЕКСИКУ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА  невозможно объяснить НАЦИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ, а то что «удаётся интерпретировать» носит отчетливо выраженный национальный примитивизм.

Наряду с Европой «национальная» тенденция в истолковании имен и терминов закрепилась и в Америках (Северной и Южной), здесь многие топонимы «привязывают» к индейским языкам, которые изучать начали в конце XIX века. За четыре с половиной века европейской колонизации американского континента лексический состав индейских языков изменился настолько, что вычленить первоначальные элементы бесписьменных языков просто невозможно. Итак, «национальная» традиция в языкознании не приводит к каким-либо результатам, следовательно, надо менять метод, мы неправильно толкуем термин и имя, а проще говоря, современным светским восприятием действительности пытаемся проинтерпретировать религиозное мышление средневекового человека.

 В основе мировоззрения людей лежат универсальные категории - комплекс представлений: о пространстве, времени, праве, семье, природных объектах и т.д., вплоть до революций начала XX века это мировоззрение опиралось на Бога - уточним еврейского Бога (как бы его не обобщали). Средневековая топография и география не являлась каким-либо исключением, образ «странника», «паломника», «миссионера» проходит через всю историко-географическую и богословскую литературу средневекового и нового времени. Этот «странник» не просто бредёт по земным путям - его душа ищет СПАСЕНИЯ (Царства Божьего, Сиона – до окончания всего), и этой потребности подчинены все его переживания и рассуждения о странах, городах, народах и географических объектах, зафиксированные в письменных источниках.   Начиная с пророков (Иеремия 31:20), еврейская традиция сопоставляла Сион с понятием ЦИЙУН, ивр.; — веха, ориентир для возвращения; Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился после разрушения Храма в 70 году н. э.; символику переняли христиане – русс. Сион, фран. Sion, анг., нем., Zion.

Таким образом, историко-географические представления человека вплоть до Новейшего времени были прямо связаны с идеологией иудеохристианства, на осваиваемое социальное пространство накладывались библейские сюжеты, выраженные еврейскими терминами и именами. Если не принимать в расчет библейскую (еврейскую) терминологию, то и проникнуть в смысл имени не удастся, в чем нас убеждает абсолютная беспомощность современной «отнациональной» ономастики. Мы считаем, что к библейской ономастике относятся заявленный нами для анализа американский топоним и гидроним Иллинойс, река, штат (территория), используя еврейскую терминологию, попытаемся проникнуть в смысл этого имени.

1) Иллинойс - краткая история территории

Иллинойс (Illinois), Средний Запад США, с 1809 – территория, с 1818 г. – штат;  расположен на Центральных равнинах, 60 % территории занимают прерии, остальная часть - холмы, имеет более 500 рек, крупнейшая — Иллинойс, и 950 озёр. Традиционное занятие –  зерновое хозяйство и животноводство, ходит в состав зернового пояса, занимает одно из первых мест по объемам производства кукурузы и соевых бобов, выращивают также пшеницу, овес и многие другие культуры.

Первое поселение европейцев здесь появилось  в 1680 году – форт Кревкер, форт был сожжён в конце XVII века, в 1813 году на его месте был построен форт Кларк, который в 1825 году получил официальное название Пеория (Peoria – озеро, территория на картах, не дешифрован). Отметим, что на карте этой территории от 1718 года указан термин «Иллинойс» в своём первичном написании – ILINOIS, здесь же и отмечен форт  les Pimitoui on Peoria, он находится западной окраине ОЗЕРА образуемого рекой Иллинойс.

Анализируя информацию, заложенную в первой карте (доступной), мы можем сделать несколько выводов:
- географическая терминология закрепилась между 1680 (первое появление европейцев) и 1718 годами;
- термин Иллинойс относится к реке и ко всей территории;
- термин Pimitoui on Peoria указывает на конкретное местонахождение форта, на участке реки (территории), где она образует – озеро, форт привязан к хорошо заметному местному  ориентиру.

Итак, исходя из картографического материала, очевидно, что термин Иллинойс относится к реке и её бассейну – территории, и ничего общего не имеет с абстрактным понятием «ЛЮДИ», которое производят из разных индейских языков. Исходя из этих выводов,   будем строить дальнейшее исследование, нам остаётся выяснить личности первооткрывателей и исследователей этих территории, их идеологические воззрения и установить хоть какой-либо факт восприятия ими этой местности – как они оценивали открытые земли?

2) Иезуиты – миссионеры и организаторы хозяйственной жизни в Америке
а) Орден Иезуитов или «Общество Иисуса»
Монашеский орден Римско-католической церкви, активно занимались наукой, образованием, миссионерской  и хозяйственной деятельностью, тяготел к военной организации, его члены считали себя солдатами Иисуса, в саму организацию Христовым войском. Иезуиты, как правило, имели великолепную специальную миссионерскую, богословскую и лингвистическую подготовку (специализировались на миссионерской деятельности - крещение и организация христианских общин), знание библейского иврита, языка Бога (в разном объёме) в богословии было обязательным; девиз ордена - «Ad majorem Dei gloriam» (К вящей славе Божьей).

В начале XVII в. орден создал на огромной территории Бразилии, Парагвая и Аргентины иезуитскую Парагвайскую провинцию - республику, где индейцы были объединены в поселения-редукции (от 2 до 8 тыс. чел. в поселении); кроме Парагвайской были Мексиканская и Перуанская иезуитские провинции. На «Божьих полях» (благоприятный климат и дешевая рабочая сила) собирали по два урожая в год, в результате этой деятельности иезуитские редукции поставляли на международный рынок большие партии парагвайского чая, хлопка, кож, дубильного экстракта, воска, табака, зерна и других продуктов, полученных вследствие труда индейцев. В 1760-х годах орден был запрещен в ряде стран, в результате военных операций проведенные испанской армией поселения были ликвидированы, а иезуиты преследовались и высылались из Южной Америки.

б) Иезуиты в Иллинойсе
Уже освоенную практику организации сельскохозяйственных христианских общин в среде индейцев Южной Америки, иезуиты старались использовать и в Северной Америке, а конкретно – в Иллинойсе, однако повторить организацию НИЖНЕГО СИОНА (Южная Америка), в ВЕРХНЕМ СИОНЕ (Северная Америка) они не успели, орден был запрещен.

Первые исследователи этих территорий (1673) - Жак Маркетт (1637-1675), французский иезуит и Луи Жолье (1645-1700), канадский первопроходец, скупщик пушнины, гидрограф и исследователь, окончил иезуитскую школу и семинарию. Жолье и Маркетт обратили внимание, как индейцы собирали урожай: "В сентябре, когда наступает время сбора, индейцы на челнах … трясут прямо в лодку спелые колосья. Спустя несколько минут лодка полна зерном. Высыпав его на берег, они топчут зерно обутыми в мокасины ногами, обвевают шелуху и сушат рис над огнем, после чего превращают его в муку". Огромные стада бизонов также вызвали восхищение у путешественников.

Чуть позже исследованием бассейна Иллинойса занялся Рене-Робер Кавелье де Ла Саль (1643-1687), французский исследователь Северной Америки (получил образование в иезуитском колледже); двигаясь на запад Ла Саль  обнаружил крупную реку Иллинойс, в 1680 году он сумел спуститься по ней вплоть до его слияния с Миссисипи;  в 1703 году миссии иезуитов возникли на территории современного Иллинойса.

genealogytrails.com/ill/forts.html, «Форты Иллинойса» (перевод Гугла)   
FORT ST. LOUIS NO 2. (Fort Pimitoui, Форт Иллинойс, Форт Peoria)
««в конце озера на северном берегу» отец-иезуит Жак Gravier восстановил здесь представительство Непорочного Зачатия, не позднее апреля 1693» (речь идет о местности Пеория (озеро на Иллинойсе)).

В результате экспедиций первопроходцев-иезуитов эти территории вошли в состав Новой Франции, в 1763 г. перешли к англичанам; во время Войны за независимость англичане были изгнаны, а территории вошли в состав штата Виргиния. В 1783 году регион был передан Соединённым штатам и стал частью Северо-западной территории; 3 февраля 1809 года была создана территория Иллинойс, и началось её массовое заселение.

3) Существующая этимология хоронима Иллинойс

а) Индейская версия
- http://isi.by/38-illinojs.html: «одно из индейских племен, жившее на Среднем Западе, называло себя иллинивек. На их языке это слово значило просто «люди».

- Википедия
Иллинойс (ы), иллиной — конфедерация индейских племён пеория, каскаския, кахокия, мичигамея и тамароа; в 1650 обитали на территории современных штатов Иллинойс, Айова, Миссури, Арканзас и Висконсин. Жили кланами, поклонялись тотемам; практиковалось многожёнство (жёны были преимущественно сёстрами). После войн с ирокезами и другими северными племенами (около 1750) остатки иллинойсов перебрались в Канзас (1832), а позднее (1867) — в резервацию на северо-востоке Оклахомы. Ныне их насчитывается свыше 1,5 тыс. человек; известны также как пеория.
Язык иллинойс принадлежит к алгонкинской группе, ныне мёртвый.

- accessgenealogy.com/native/tribes/illinois/illinoishist.htm (перевод Гугла)
«Иллинойс (Iliniwek , передние ilini 'человек', ш "есть", ек множественное окончание, изменен французы Франсуа). Конфедерация алгонкинских племен, ранее занимающий юг Висконсина, северной части штата Иллинойс, а также разделы Айова и Миссури, включающий Cahokia, Kaskaskia, Michigamea, Moingwena, Peoria, и Тамароа».
«Когда Маркетт (иезуит) отправился вниз по Миссисипи в 1673 году он нашел Пеории и Moingwena на западной стороне, около устья реки Де-Мойн. По возвращении на родину, спустя 2 месяца, он нашел их на реке Иллинойс, недалеко от нынешнего города Пеория».

- tolatsga.org/ill.html
«Иллинойс французской версии своих Illiniwek имя означает "люди", которое иногда сокращается до Illini. Различные написания были: Aliniouek, Aliniwek, Eriniouai, Hileni, Illiniwek, Illiniouck, Ilinoue, и Inoca. Другие названия включают: Chicktaghick, Geghdageghroano, и Kighetawkigh Roanu (Ирокез); Oudataouatouat (Wyandot) и Witishaxtanu (Huron)».

б) Европейско-индейская версия, http://prousa.ru/illinois
«Название штата Иллинойс происходит, как и названия многих других штатов США, от языка коренных обитателей Северной Америки - индейцев. В данном случае корни слова "иллинойс" прослеживаются в одном из диалектов алгонкинской группы языков - иллинойс-майами.
По разным версиям, слово "иллинойс" происходит либо от Illiniwek, что означает "племя высших людей", либо от irenwewa, что переводится "он говорит как всегда".
В любом случае, слово "иллинойс" пришло в английский язык из французского, ведь именно французские миссионеры и исследователи были первыми европейцами на землях современного штата Иллинойс».

Подведем итоги
а) Какие либо археологические данные о проживании индейцев в бассейне реки Иллинойс – отсутствуют, естественно индейцы там жили, но постоянных длительных поселений периода XV-XVII вв. пока не обнаружено, следовательно, пребывание индейских групп здесь было временным и носило кочевой характер.
Из туманных сообщений иезуитов и современных исследователей ясно, что  нескольких племенных групп индейцев, ведущие кочевой образ жизни в бассейне реки Иллинойс, пытались объединиться (вероятно, под влиянием миссионеров) в союз под наименованием ИЛЛИНОЙ (имя очевидно дано миссионерами).  Затея эта провалилась, и к 1750 году в результате междоусобных войн и эпидемий их осталось около 2000 человек (первоначальная численность варьируется от 20000 до 70000 чел.). Отметим, что индейское население этих территориях было незначительным, индейцы в то время не «знали» лошадь, огнестрельное оружие было редким. Охота на бизонов (не приручаемый, зверь, с повышенным уровнем тревожности (см. статью Зубр)) без лошади на огромных пространствах прерий, при помощи только копья и лука, крайне затруднительна и опасна, бизоны (стада по 400 голов) не подпускали охотников на расстояние выстрела из лука.

б) Термин «Иллинойс»  является явно «французскими» - характеристика территории, введение её в культ Бога. Отметим, что многочисленные индейские диалекты никто не знал, объяснялись через немногочисленных «лесных бродяг», на самом примитивном уровне, лишь только в середине XIX веке, по заселению этих территорий началась работа по изучению индейских языков (перевод Библии). К этому времени, под влиянием европейской культуры, у индейцев поменялся лексический состав языка; собственно этот процесс (изменение языка под влиянием господствующей идеологии) отмечен у каждого народа, в том числе и у европейцев.  Мы ведь не говорим на языке кельтов, германцев, славян и тюрок, современные европейские языки сложились под влиянием доктрины иудеохристианства, тот же языковый процесс (заимствования терминологии) затронул и индейцев.

в) все первопроходцы – иезуиты;

г) первоначальная торгово-промысловая колонизация Северной Америки оказалась мало эффективной, поселения погибали от эпидемий и в стычках с индейцами. Закрепиться на континенте удалось христианским религиозным группам, которые в Европе подвергались гонениям (пуритане, лютеране, меннониты, гугеноты и др.), колонизация шла под лозунгами: «Построим новый Сион, Иерусалим».

Вывод
Термины «Иллинойс» возник в период 1680-1718 годов, его распространение связано с деятельностью иезуитов, соответственно он должен иметь связь с библейским сакральным языком – ивритом, искать смысл этого понятия надо в идеологии и терминологии  иудаизма.

3) Этимология иврита
ILINOIS (первоначальный термин) = наоборот - SION+ILI
Итак, первопроходцы (французские иезуиты) исследовали бассейн реки Иллинойс в 1680-1718 гг. и закрепились здесь, создали свои миссии. Они выяснили, что эти земли пригодны для организации сельскохозяйственного производства - земледелия и скотоводства, и дали ТЕОФОРНОЕ (божественное) имя этой территории – ILINOIS или при прочтении наоборот – SION + ILI, как в иврите (Царство Божье).

SION (ивр. Цийон) -  в Библии Сион «город Давида», «святая гора», «жилище и дом Божий», «царственным город Божиий», в переносном смысле сам Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский. Именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в преобразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его. Оттуда приходит спасение Израилю (Пс.8:7; 52:7), оттуда является Бог во славе Своей (Пс.49:2-4); туда придут искуплённые Господа, и радость вечности на главе их (Исаия) (ЕЭБЕ, ст. Сион).

ILI – ивр. ИЛИ (ИЛЛИ) верхний; вариант – немного измененное ЭЛИ Мой Бог (например, в распространенном еврейском теофорном имени Илья (Элияху – Бог Мой Яхве), в различных европейских языках варианты огласовок (И, Э, Е) – Илья, Елиа, Елиас, Иллес и другие.

Таким образом, хороним (название областей) ILINOIS состоит из двух корней иврита –  СИОН + ИЛИ = ВЕРХНИЙ СИОН, в отличие от нижнего Сиона (в Южной Америке) находящегося ниже по широте. Изобилие животного мира (бизоны, птицы, рыбы), плодородие земли и слабая заселенность (миролюбие к путешественникам) территории индейскими племенами вызвали у исследователей-иезуитов  представления о земном рае – Царстве Божьем или  Сионе; термин Иллинойс, очевидно, принадлежит еврейскому языку и идеологии иудаизма.