О синице в руках и журавле в небе

Айзик Кремер
 
До отправления электрички оставалось минут двадцать. Обычно я садился в третий вагон. А тут, проходя мимо второго, услышал безудержный хохот. Я, человек не только любознательный, но и любопытный, решил узнать, кого кто-то так развеселил. Незнакомец был один в вагоне. Я решил сесть напротив. Развернув перед собой газету, он продолжал заразительно смеяться. Прочитав что-то смешное до конца, незнакомец открылся и, несколько смущаясь, посмотрел на меня. Я тут же поинтересовался:
   –Прошу прощения,  чем  вызван ваш гомерический хохот?
   –Почитайте! – продолжая смеяться уже тише, сказал незнакомец, передавая мне газету.
   –Прошу прощения ещё раз, а не перескажете своими словами? Чувствую, вы это  сделаете намного интереснее. Так смеяться может только человек творческий. Тем более я свои очки забыл. Прошу вас!
Мой визави, похоже, моложе меня, пенсионера с солидным стажем, лет на пять-шесть, перестал смеяться и задумался, что-то вспоминая. Потом спросил:
   – Вы не читали «Пенсионерову сонату»?
   – Какую сонату? – я быстро отреагировал. Я читал «Крейцерову сонату» Льва Толстого. Сравнительно недавно слышал о романе известного Проханова, назывался он «Крейсерова соната». А о «пенсионеровой» впервые слышал.
   – Ну, автор этот неизвестный. Но почитать его вам, пенсионеру, надо обязательно.
   –Это отрывок из его сонаты заставил вас так громко смеяться?
   – Нет. Но там тоже много смешного. А вспомнил я  об этой сонате из-за одного диалога из этой книги.
   – Интересно, интересно?
        –«Встретились два пенсионера»
   – Как мы с вами?
   – Ну, почти.
     «Один спрашивает другого:
      – Вы когда-нибудь держали синицу в руках?
      – Нет!
      – А журавля в небе?
      – Тоже нет!
      – Тогда держитесь за меня! Впереди ещё не одна минетизация!»
   –Понял! Соната эта о пресловутой монетизации?
   –И не только о ней, достаньте книгу и почитайте.
   –Ну, а хохотали вы над чем? Новая минетизация?
Незнакомец молчал. Он снова задумался, поглядывая на меня, будто изучая, готов ли я к рассказу. Одно дело –  дать прочитать, другое  – пересказать с комментариями совершенно неизвестному человеку. Хоть сейчас ещё всё разрешалось, но нововведения уже потихоньку отрабатывались. Наконец незнакомец решился.
   –Каждый должен заниматься своим делом! – почти торжественно произнёс он. – Каждый должен знать своё место, в смысле соответствовать ему. Беда, когда человек не дотягивает до того места, которое занимает.
Я внимательно слушал прописные истины, не перебивая собеседника. Но поскольку сам люблю не только слушать, но и поговорить, тоже вставил:
   – Ну это, любезный, как говорится, и ежу понятно. Откуда смех?
И тут незнакомец выпалил:
   – Президент полтора года готовился  к тому, чтобы  стать вожаком стаи!
   – Какой Президент? Какой стаи? –  ничего не поняв, переспросил я.
   – Наш!
Я всё равно недоумевал. Ну, всякие игры наверху известны. Это только верхи никак не поймут, что низы уже давно соображают. И попытался уточнить:
   - Что же вас так развеселило?
   – Рассказываю. Наш Президент решил указать журавлям новый маршрут движения на зимовку. Вроде бы все приоритетные направления развиваются путём. А вот стерхов совсем мало стало. Когда узнал об этом Президент, решил лично внести собственную лепту в дело развития птичьего хозяйства. Для этого купил дельтаплан, тренировался, потому что управлять им это не истребителем. Тут, рядом  с новыми птицами, которые и клюнуть могут неизвестного, надо обезопаситься. Не только подобие похожего клюва прицепить, но и комбинезончик специальный надеть. Эти штучки были разработаны специально обученными людьми в специально организованном конструкторском бюро. Целую науку пройти надо было этому коллективу. И самому Президенту для управления в небе и дельтапланом, и птичками пришлось поучиться. Поэтому серьёзная подготовка на Земле и заняла целых полтора года. Ну, сколько помощников было в этом новом для Президента деле, неизвестно. Он и  сам на все руки, как говорится, большой мастер. Поэтому и Президентом стал. Тут никаких вопросов нет. А вот за какие деньги купил  самолётик, народ может спросить. Вроде бы за свои, в чём сомневаться не приходится. Поскольку стоимость его копеечная по сравнению с зарплатой Президента. Это нормально. Иначе что это за Президент, если  на такую игрушку у него денег не будет!
А ещё Президент порекомендовал всем не очень занятым самим попробовать полетать. Кроме стерхов есть и другие птички, которых всё меньше остаётся. И безработица уменьшится, а  некоторые свою энергию на полезное дело расходовать начнут. Ну, не смешно?!
   – Вы ёрничаете, но птичек тоже жалко,  –  попробовал я вставить слово в защиту Президента.
   – Конечно, жалко. Но  царское ли это дело ловить журавля в небе, любезный? Ведь столько малоимущих на Земле, которые о синице в руках мечтают. И которым сказки о журавле в небе продолжают рассказывать.
   – Вот почему вы вспомнили о разговоре двух пенсионеров в «Пенсионеровой сонате»?
   – Правильно вы врубились, любезный! Теперь ещё книгу почитайте. А то некоторые, не разобравшись в юморе и сатире автора, Зощенко вспоминают. Или, вырывая фразы из контекста, наводят, как говорится, тень на плетень. Есть такая  новая обслуживающая интеллигенция.
   – Понятно, всё понятно, я обязательно поищу «сонатку».
А незнакомец продолжал:         
   – Ни один день без катаклизмов не обходится! И птички которые падать не должны, продолжают плохо держаться в воздухе. Ну, может в результате какого-то сложного пилотажа падают? А может, лётчик подготовку на одном самолёте проходил, а лететь заставили на другом? А неужели  специалисты, которые уже давно обученные, не могут направить журавликов на путь истинный. Или там специалистов уже не осталось, и приходится и тут самому Президенту порядок наводить! Надолго ли его хватит при такой многостаночности? Впереди ещё столько лет править! Может, не отвлекаться на стаи журавлей. Может другими стаями заняться, чтоб действительно уж порядок был. Этих стаек столько развелось по вертикали и горизонтали, что уж начинаешь сомневаться, правильная ли эта вертикаль, а может и новая горизонталь? Вот это уж точно царское дело! Или для правильного выбора нашего маршрута движения Президента надо царём объявить?

На этом рассказ незнакомца закончился. Конечно, ситуация смехотворная. Но меня рассказ не рассмешил. У каждого своя реакция. За меня отсмеялся мой собеседник. Он ждал моей реакции. Но мне было не до смеха. Я поблагодарил за рассказ. Возможно, творческий человек что-то добавил, что-то усилил, углубил, как раньше говорили. Но суть, похоже, не изменил. Собеседник посмотрел на меня и произнёс:
   – С другой стороны, сейчас мода на всякие перфомансы, – после чего снова развернул газету, забыв о моём существовании. А я продолжал размышлять. Пищи для этого хватало, в том числе и полученной от  рассказа незнакомца.