Вчера было завтра - II

Саша Тумп
                http://www.proza.ru/2012/10/27/1700

       Дима ушел на кухню и тут же вернулся.
       Он сел в свое кресло, глядя на молчащих Марию и Сергея.
      –…Я понимаю… Понимаю!
         Но ведь обязательно найдется какой-нибудь «ухарь-бабахарь» который заявит, что компьютер… да неважно по какой программе и неважно по каким исходным данным, создал образ живого человека.
      …Кстати… а почему бы и нет?  Почему бы и нет?.. 
      – Дим. Мы поедем? Ты с нами? – Сергей встал.
      – Не, ребята. Вы уж дальше без меня. Впрочем, я позвоню. Что-то в этом есть. Вот только что?
      Дима проводил Марию и Сергея до двери.
   – Все-таки в нашей жизни много веселого! – подмигнул он им на прощание.
       –…У тебя есть, планы, Сережа? – Мария остановилась на выходе из подъезда.
   – А у тебя какие? – Сергей тоже остановился.
   – Я в библиотеку.
   – Я с тобой.
   – Поехали. Только давай не будем дорогой про меня ничего говорить.
   – Давай не будем. Я так понимаю, что ты в библиотеку ненадолго?
   – Ненадолго.
  …Сергей высадил Марию и стал искать место, где приткнуть машину. Ему повезло, – почти перед ним черный Форд безуспешно пытался выехать на проезжую часть.
      Сергей затормозил, перекрыв собой дорогу, пропустил бедолагу и нырнул на его место.  Сергей откинулся на спинку кресла и закрыл глаза.
   … Мария прошла в зал.
        Она подошла к  дежурной. Та стала искать её формуляр.
    – Софья Андреевна, не надо. Я на минутку. Вы знаете эту женщину? – она достала из пакета фотографию.
    – Надежду Петровну? А вы разве не знакомы? Я думала, что…
 Знаю. Сколько здесь работаю – столько и знаю. Удивительный человек. Удивительный.
     – Она сегодня здесь?
     – Нет. Сегодня её нет.
    Её нет только в одном случае – либо она приболела, либо у неё заседание в академии. Удивительный человек. Удивительный!
    …Маша, мне крайне неудобно, но я должна Вам сказать. Вы уж извините меня, ради бога. Она про Вас спрашивала… И Ваш формуляр смотрела… И вон туда выше лесенки посмотрела, улыбнулась  и сказала: «Очень занятно!»
    Вот! Так и сказала – «очень занятно».
   – Софья Андреевна, а вы меня не выручите? Возможно, у Вас есть номер телефона её или адрес?
   – Маша. У нас есть и то, и другое, –  та кивнула на длинные ящики формуляров и добавила шепотом. – Там! Только Вы меня не выдадите? Я думаю, что её координаты можно найти и в академии…
   …Мария вышла на улицу и с замиранием сердца набрала номер телефона.
    Ответили сразу.
  – Надежда Петровна, скажите, как мне с вами увидеться? Возможно ли это и если «да» то когда и где? – спросила Мария, представившись аспирантом.
  – Мария. А я Вас узнала по голосу. Правда… только что звонила Софья Андреевна и каялась в том, что дала Вам мой номер телефона. Я её поблагодарила.
Я сегодня буду весь день дома. Возможно и завтра. Так что выбирайте удобное для Вас время.
  – А можно я сейчас приеду? – с замиранием сердца спросила Мария.
  – Безусловно. Безусловно. Я буду очень рада. Мы с вами будем пить чай.
  – Надежда Петровна, а насколько будет удобным, если я буду не одна, а с товарищем?
  – Прекрасно. Надеюсь – ваш товарищ не моего возраста? – послышался смех. – Вы будете моими гостями, и это будет – замечательно.
     Мария набрала номер Сергея.
  – Сережа, я поеду сейчас к ней. Если… ты поедешь со мной?
  – Обязательно.
 …Купив каких-то сладостей к чаю, букетик желтых роз, через час они стояли около двери на третьем этаже.
  Большая высокая дверь, лестница напоминали декорации к какому-то фильму.
   После звонка дверь открылась.
   На пороге с приветливой улыбкой стояла невысокая, хрупкая пожилая женщина в черной длинной юбке, в светлой кофточке в мелкий черный горошек с высоким воротом, перехваченным черной атласной узкой лентой, закрепленной массивной камеей, изображающую юную девушку с грустью разглядывающую розу, лежащую на ладони у неё.
Женщина была красива не той бывшей красотой, а настоящей, соответствующей её возрасту.
 Чистые ясные глаза смотрели дружелюбно и чуть с хитринкой
    Мария невольно задержала взгляд сначала на лице, а потом на камее и на её тонком, видимо, серебряном ободке  в форме виноградной лозы и на розе, лежащей у девушки в ладони, которую та с любовью рассматривала.
 – Я уже было начала беспокоиться. А тут и вы. Проходите, – женщина отступила в сторону, пропуская гостей.
 –  Надежда Петровна, вы нас извините, что возможно мы не ко времени. Это Сергей мой товарищ, – Мария почувствовала, что покраснела.
  – Что вы?.. Что вы… Раздевайтесь, проходите. Проходите.
    …Мария и Сергей прошли в просторную комнату. На стенах были неплохие репродукции  пейзажей в массивных золоченых рамах.
    Большой тяжелый стол из темного дерева  стоял посредине комнаты, около него три стула с высокими резными спинками.
   – Если молодой человек курит, то это удобнее будет делать на кухне, – Надежда Петровна вошла с подносом в руках.
   – Надежда Петровна! Я бы с удовольствием Вам помогла, – Марии опять стало неудобно. Она вспомнила про конверт у себя в сумочке.
   – Можно я вас буду звать Маша? А ещё лучше Машенька. Можно? – хозяйка смотрела в глаза Марии.
   – Конечно, – Мария опустила взгляд.
   – Вот и прекрасно. А молодого человека – Сергеем. Думаю – он не обидится, – сказала Надежда Петровна, чуть наклонившись к Марии и глядя в сторону Сергея. – Садитесь. Садитесь. Будем говорить.
       Мария поглядывала на сумочку, не зная – как начать разговор.
       На какое-то мгновение наступила неловкая пауза.
    – Сережа! Можно я Вам все объясню. Секунду, – Надежда Петровна встала и вышла в соседнюю комнату.
     Вернулась она с двумя альбомами для фотографий. Один был в темно- коричневом коленкоровом переплете, второй в малиновом бархате.
     Хозяйка села на свое место, открыла один из альбомов и подвинула его к Сергею: – Посмотрите, Сережа! Что скажите?
      Сергей посмотрел на фотографию.
      На черно-белой с коричневым налетом фотографии где-то около прямоугольной колонны с барельефом льва стояла Мария. Рядом стояли мужчины в двубортных пиджаках, черных галстуках, в  широких брюках. У двоих в руках были папиросы.
       Мария была в темном платье, с широким поясом и светлым отложным воротничком.
       На ногах были светлые носочки и массивные туфли.
      Сергей, молча, подвинул альбом к Марии.
       Мария взглянула на него, отвернулась,  но потом стала рассматривать фото.
       Надежда Петровна улыбалась, глядя на них. 
  – Это Шолохов? – спросила тихо Мария.
  – Да. Там рядом еще и Леонов. А Женю узнали? Женю Евтушенко? Он.
      Это второй съезд писателей.
      Все притихли, каждый думая о своем.
   – …Я, Сережа, когда увидела Машеньку – не поверила своим глазам. Я же себя помню. Вот и разглядывала её. Видимо напугала. Надо было подойти, как-то объясниться. А как тут объяснишься?
   …Вы полистайте альбом. Полистайте.
      Она встала и пошла в сторону кухни.  Мария смотрела на картины.
    – Сережа, ты что-нибудь понимаешь? – тихо произнесла она, не переводя взгляда на него.
    – Случайное совпадение, которого не может быть, но которое есть.
    Больше мне в голову ничего не приходит. Надо принять это спокойно, – ответил он.
    –…Машенька, а я посмотрела Ваш формуляр. Замечательно. Не расскажите мне  над чем вы работаете, – Надежда Петровна зашла с вазочкой какого-то светлого варенья. – И уже нескромно крайне, – неужели работа лингвиста сегодня позволяет зарабатывать на хлеб?
    – Вообще-то я занимаюсь не столько проблемами языка, сколько проблемами его носителей. Так получилось, проблемами очень узкого слоя носителей языка, у которых нет проблем с деньгами.
       …Меня заинтересовало, что наличие проблем с «языком» и наличие денег у одних и тех же людей – как-то связано между собой.
    – Интересно. Никогда не подумала бы, что есть такая взаимосвязь. Но если она проглядывается даже контурно – очень интересно. Очень, – Надежда Петровна бросила взгляд на альбомы. – А я вот, стыдно сказать, почти всю жизнь занималась проблемами перевода на русский язык. Сначала английской драмы и лирики конца семнадцатого – начала девятнадцатого веков. Потом…
     …А потом наступило время, когда интерес потерян и к наследию чужой культуры и к проблемам собственной.
     …Посмотрела вот – вспомнила выступление тогда там Ольги Берггольц… Вот она смогла…
        Надежда Петровна замолчала и стала разглядывать картины.
      –…А сейчас… Вы знаете, Машенька, я почти уверена, что по анализу лингвистических форм сегодня и их развитию можно предсказать многие этапы в развитии общества завтра. Притом за двадцать, тридцать лет до формирования видимых изменений структурных и политических в обществе. Вы понимаете, что отсюда недалеко до идеи управления формациями общества, через управление языком этого социума. 
       …Много интересного.
     Но объемы материала просто пугающе. У меня таблицы занимают полкомнаты. Я иногда полдня провожу на полу. Так смешно, видимо, со стороны, – продолжила она с грустью.
    – Если   таблицы заполнены, то можно сказать, что девяносто пять, девяносто семь процентов работы сделано.
     Компьютер позволяет такие таблицы деформировать и сортировать как по столбцам, так и строкам. Очень быстро. С такой базой данных можно делать все, что угодно, – Сергей держал ложечку с варением над чашкой.
    – Сережа, я догадываюсь об этом, что это как-то можно делать, но… Сережа я же из прошлого века. Из его первой половины. Все, что я могу: это включить его, выключить, что-то найти, посмотреть картинки, послушать музыку, написать что-то для себя или других. Иногда, получается, отправить  письмо по адресу…
    – Надежда Петровна, Вы умеете так много, что этого вполне хватит Вам освоить абсолютно простые задачи. Поверьте мне. Я знаю людей, которые умеют меньше Вас, – он посмотрел на Марию и улыбнулся.
    – Машенька, я в это все равно не поверила. Хотя приятно слышать комплименты  особенно в присутствии такой приятной особы, как вы, от такого приятного молодого человека, как Сергей, – хозяйка замолчала. – Сережа, а Вы что думаете по содержанию некоторых фотографий, – она кивнула в сторону альбомов.
     Мария посмотрела в сторону сумочки. Сергей перехватил взгляд, прикрыл глаза и слегка покачал головой из стороны в сторону.
   – Трудно, что-то сказать, кроме того, что на снимках девушка, очень похожая на Машу.
    …А вот…  если Вы дадите мне часть таблицы, то я приведу её к удобоваримому виду и мы обсудим результат в любое удобное для Вас время. Вот это я могу утверждать с полной ответственностью.
     …А над этим событием… – Сергей посмотрел на альбомы, – я думаю, что пока не стоит ломать голову. Время все расставит по своим местам.
      Он  улыбнулся и оглядел женщин.
   – Все равно как-то тревожно. А Вам Маша? – хозяйка действительно с тревогой посмотрела сначала на Сергея, потом на Машу.
   – Мне нет, – сказала Мария, явно сделав над собой усилие.
   – А я такой смелой никогда не была, – сказала с грустью Надежда Петровна.

    Продолжение - http://www.proza.ru/2012/12/19/1130