Эмиграция

Анна Боднарук
                Э М И Г Р А Ц И Я

Если нет Родины, то нет и изгнания.
Переселенцы – люди настроенные на удачу.
Где два эмигранта, там три партии.
Дым отечества светлее огня на чужбине.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.



         Даже В. Набоков, не очень «нуждавшийся» в богатстве бытовых впечатлений, в русском воздухе, оказавшемся вдруг за холмом, и тот, ощущая «распад атома» (Г. Иванов), то и дело вплетал в серию «потуг удержать Россию» такой резкий запоздалый самоупрёк: «…и мучила мысль о том, сколько я пропустил в России, сколько бы я успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку» («Другие берега»).

Эмиграция – капля крови нации, взятая на анализ.
                Мария Розанова

     «Ничего не забывается, ничего! Мы – словно листья одного дерева: даже опадая, сохраняем в себе образ и подобие. Я твой, твой навсегда, мой Двор, мои Сокольники!.. Моя земля…
     Она отторгла нас, упрямых своих пасынков, и без сожаления поглядела нам вслед. Ей, в её временной глухоте, ещё не под силу услышать, чего же мы жаждем в нашей горькой любви к ней. Но в этом надменном её непонимании уже чувствуется вопрос: куда вы? И мы вернёмся, мы непременно вернёмся, чтобы ответить ей с надеждой быть наконец понятыми. Поэтому я не говорю сейчас «прощай», а только лишь – «до свидания».
     «До свидания мати!
Аминь…»
                Владимир Максимов

«Всеми фибрами чемодана он стремился за границу»
                Илья Ильф

     «Эмиграция – это всё-таки экстремальная ситуация. Её можно поставить в один ряд с фронтом, с тюрьмой и лагерем. Прошлой жизни уже нет и больше не будет – даже если весь этот кошмар в какой-то прекрасный день кончится. В тот день настанет просто другая жизнь. Человек не выбирает эмиграцию – или делает это в самом конечном случае, когда уже ничего нельзя поделать…
                Владимир Максимов