Глагол - царь прозы

Сабир Сабуров
Глагол – самая важная часть художественной речи.
По силе глаголы варьируют от сильных до слабых. Сильные глаголы, в большей степени, чем любая другая часть речи, вдыхают в прозу жизнь. Напротив, слабые глаголы разрыхляют предложения.
В американской методической литературе приводится масса советов и примеров, как отбирать более сильные глаголы, однако английский язык – не русский, и пожалуй, единственная статья, которой лично для меня была полезной – это "Strong Verbs Versus Weak Verbs» в монографии "Writing Genre Fiction: A Guide to the Craft" (автор – H Thomas Milhorn)
 

Привожу ниже перевод, несколько адаптированный мной.

Глаголы обычно классифицируют на:
     1) сильные
     2) приближающиеся к сильным
     3) промежуточные
     4) приближающиеся к слабым
     5) слабые

Глагол силен тогда, когда он точный и конкретный. «Конкретный» - значит, описывает реальное действие. Писатель должен использовать такие глаголы как можно чаще.
Более слабые глаголы выражают менее реальное действие.
На низшей ступени этой иерархии находятся  формы глаголы «быть», которые не выражают действия и должны использоваться в прозе как можно реже.

Прекрасное описание разных глаголов разного уровня силы дает Lars Eighner*:

       «ДЕЛАЮЩИЕ» глаголы – самые сильные
       • Билл РЫГАНУЛ на пол.
«Делающие» глаголы – это такие, как «выстрелил», «сходил», «взорвал», «ухмыльнулся», «задушил», «пел» и так далее. Конечно, некоторые из них более имеют большую эмоциональную силу, другие – меньшую. Укреплять вашу прозу – значит передавать события с помощью сильных, активных глаголов.

       «ГОВОРЯЩИЕ» глаголы – приближающиеся к сильным
       • «Меня тошнит», - СКАЗАЛ Билл.
«Говорящие» глаголы – это «сказал» и «спросил». Они прекрасны для большинства диалогов, и обычно не стоит их улучшать, превращая в «крикнул», «прошептал» или «поинтересовался» только лишь ради разнообразия. Вы сделаете диалог сильнее, если будете преобразовывать его в поступки, по мере возможности. То есть, покажете читателю действие непосредственно, а не его передачу в речи персонажей.

       «ДУМАЮЩИЕ» и «ОЩУЩАЮЩИЕ» глаголы (промежуточные)
       • Билл ПОЧУВСТВОВАЛ тошноту.
«Думающие» и «ощущающие» глаголы во многом сходны с «говорящими», но они несколько слабее, так как они не совершаются в реальном мире – они совершаются только в голове персонажа.
«Вспоминающие» и «размышляющие» глаголы не так хороши, так как используются только для того, чтобы передать какую-то часть информации из прошлого.

       «СДЕЛАННЫЕ КЕМ-ТО ДРУГИМ» глаголы (приближающиеся к слабым).
       • Билл ОТРАВЛЕН своей женой.
«Сделанные кем-то другим» глаголы – это глаголы в страдательном залоге. Они все еще выражают немного действия, хотя и в обратном направлении: от объекта к субъекту. Кроме того, страдательный залог может придавать фаталистическую окраску, так как в данном случае окружающий мир что-то делает с образом, а не наоборот.

       Формы глагола «БЫТЬ» (самые слабые)
       • Билл БЫЛ нездоров.
Формы глагола «быть» - самые слабые. Вы должны стремиться показать, как Билл что-то делает, а не рассказывать нам о том, что он находится в каком-то состоянии.

*Eighner, Lars. Online writing course, How can I identify weak verbs, Writing    Course,