М. Баттерфляй - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, 1993
Режиссёр: Дэвид Кроненберг
Сценарий: Дэвид Генри Хван
В главной роли: Джереми Айронс
Жанр: драма
_________

Чио-Чио-сан по-китайски
_________

60-ые года ХХ века. Сотрудник французской дипломатической службы в Китае Галлимар (Джереми Айронс) на представлении Пекинской оперы "Чио-Чио-сан" влюбляется в примадонну театра Сон Лилин (Джон Лоун). Между ними завязываются сложные и весьма экзотические любовные отношения, напоминающие главному герою историю мадам Баттерфляй.

Разница культур, мировоззрений делают роман Галлимара и Сон Лилин уникальным: то, что разделяет героев, делает их одновременно ближе друг к другу. В их отношениях много недоговорённости, как и в самом фильме, и от этого возникает ощущение тайны. А роковая тайна у Сон Лилин есть, только ослеплённый любовью Галлимар не замечает очевидного - толстый грим лежит не только на лицах актёров Пекинской оперы, он на всей китайской действительности времён победы Народной революции. Впрочем, не только у Галлимара, ослелённого страстью, но и у зрителя будет ближе к финалу возможность изумиться изуверскому коварству Востока. В этом смысле "М.Баттерфляй" Дэвида Кроненберга напомнила мне "Шестое чувство" Найта Шьямалана: зрителю представлено всё необходимое и достаточное для того, чтобы предвидеть финал, козыри лежат открытыми на столе, но развязка оказывается умопомрачительно неожиданной. А ведь Сон Лилин, насколько это возможно, честно предупреждала Галлимара о том, что между японской Баттерфляй и китайской мало общего...

Для пущей исторической и этнографической достоверности съёмки фильма велись в Пекине и Париже, картина изобилует мельчайшими непридуманными подробностями. На их фоне любовь героев показана штрихообразно, скупо, она словно прикрыта вуалью. В целом, для Айронса Галлимар - некое подобие сыгранного позже в "Лолите" Гумберта: он неплохой по сути человек, тронутый любовью и пороком. А что останется от любви, когда маски сорваны и грим стёрт? Ведь реальный человек всегда не такой, каким мы его себе представляем. Что мы по-настоящему любим: самого человека или его образ, созданный нашим воображением? И какой трагедией для нас будет, если придуманный образ окажется бесцеременно развенчан? Судьба умеет зло шутить, и со всей жестокостью и бескомпромиссностью она заставит Галлимара проверить свою чувства на истинность.

Фильм очень даже стоит того, чтобы его посмотреть. Динамики ему не слишком достаёт, но гениальный Айронс, почти документальный образ Пекина 60-х и неожиданная развязка - это огромные плюсы.

9 из 11