Покаяние, баллада

Элсинора
часть 1


        Лампадка, тонкая свеча, мрак по углам и ночь и ветер.
Я здесь один на целом свете. Мой монастырь- есть мой причал.
Осталось несколько часов... иль дней,- не знаю. Может, месяц-
Бродить среди опор и лестниц, дверей, закрытых на засов;

        глядеть в пролеты этажей, кружить бессонными ночами,
пока ушедшие печали не всколыхнут души моей...
Воспоминанья- пёстрый рой,- скачки ума, провалы мысли,-
Как тучи над душой нависли. А "луч"- так редок, одинок...

        ...Мой старший брат- друг прежних дней,- сын удалой своей эпохи.
Но нынче где он?.. Только крохи воспоминаний. Все ясней
теперь и сердцу и уму,- зачем мне Бог сулил остаться-
В молитве умной подвизаться,- хранителем в его "дому".

        ... Тень матери… Глаза- сухи. Погибшая в тот день утраты,-
Едва похоронила брата,- слегла. Шаги её, легки-
за давностью, в потоке дней,- теряются навеки где-то…
Я знаю, все приемлет Лета. Но нет,- не боль души моей!      

        Брат пал в войне, за короля. Десятилетия размолвок,-
К победе путь кровав и долог. В разрухе замки и поля.
Меж герцогом и королем вражда горит непримиримо.
И пламя, что неугасимо, вошло и в наш счастливый дом.

        Отец- сторонник короля,- промолвил: "Жду тебя с победой!
Учись и пороха отведай, мой сын! Кругом- твоя земля.
Но, если герцог обретет победу в этой страшной битве,
Нам не помогут и молитвы. И смерть здесь жатву соберет..."

        Брат взял кольчугу и коня, взял крепкий меч,- поехал к сече,
Был властелином он замечен,- красив и юн. Крепка броня,
Но пушки герцога сильней и храбрости младой и пыла.
Собою короля закрыл он и погребен... на той войне.

        Когда бы распри королей не длили войн в своих владеньях-,
Гордыню усмирив терпеньем и мудростью остаток дней,-
Когда бы славы не искать иным сынам в полях сражений,
То мир желанный- вне сомненья- мне б сохранил семью и мать.

        О, род людской,- дела твои- погибель сотен душ невинных,
Ты проливаешь кровь, как вина. И сеешь смерть среди руин!

    
  часть 2


        О чем теперь ещё мечтать?- Я получил свою свободу,-
Один, в любое время года,- смотритель, страж. На мне печать-
утерянного для страстей затворника, анахорета.
Презрев соблазн и блага света, я удалился от людей,-

        От распрей мира, суеты, от зависти, слепых желаний.
Но сны мои, как наказанье- неразрушимые мосты-
Меж миром прошлым и другим,- где Бог и Вечность ( безвременье)
творю молитвы для спасенья - как воскурение и дым- 

        отраду преходящих дней, души последнюю усладу.
Но, в содроганьях,- муки Ада все видятся душе моей.
Любовь- отрада юных дней- прибежище слепых иллюзий...
Там долго мне являлась музой и счастием души моей-

        Моя давнишняя печаль,- цветок, истаявший с годами.
(Но лишь портрет в потертой раме уносит мысли смутно вдаль.
Когда душою молодой с другой такою же, беспечной,-
летел, как ветер, быстротечный,- промеж событий, мыслей, снов-

        Не ожидая, не грустя,- без размышления о смысле,
Растрачивая бескорыстно младую силу, как дитя...)
Текли без размышлений дни. Любимая, мой дом и дети.
И вот- один на целом свете. Лишь тени прошлого... Они

        Сегодня стерегут мой сон- на грани яви и забвенья,
Крадут последние мгновенья из покаяния часов.
Мой друг,- душа моей души, волшебница младых свершений,
Мой невоспетый юный гений,- спешит ко мне в ночной тиши...

        Она все так же молода. Опять ко мне простерла руки.
И, словно нет всех лет разлуки. Но вспять не повернуть года,-
Я помню,- пережить зимы не смог наш город. Вкус победы
Мы с радостью смогли отведать. Но следом- дни беды,- чумы.

        Разруха, мор пришли потом,- за войском, павшим в страшной сече.
И время раны не залечит, где опустел счастливый дом.
Я думал, что любовь одна способна стать щитом и хлебом.
Но это горе не от неба,- в нем человечья есть вина!


  часть 3

        Отец... Твой облик так знаком, но скрыт годами. Я в смятении,-
твой призрак тает в отдалении,- парит- небесным мотыльком,-
без отклика, приветных слов, без слез свиданья,- без возврата.
Но я молюсь за Вас и брата,- к разлуке разум не готов.

        (...Отец, не в силах перенесть, душой поник,- поколебленный,-
Поправ все "нормы" и "законы", задумал суд земной и месть,-
Мятежнику, который люд послал на гибель и утраты,-
Мечтая отомстить за брата, за мать,- он свой измыслил суд ):

        Пусть тайный дерзостный клинок последний приговор приемлет,-
Покуда Суд Небесный медлит,- земной неотвратим, как рок!
В одеждах грубых, как слуга,- он к герцогу пришел на службу,
Являя преданность и дружбу,- он жаждал покарать врага.

        Но что есть распри королей?- Политика, вопросы веры?
Многоголовые химеры растут из "жертвенных" кровей!
Однажды вечером он встал на караул к Его покоям.
Он был уверен и спокоен, когда клинок в руке сжимал

        и пролил кровь. Та месть была его победой и наградой-
(недолго). Здесь же, с трупом рядом,- казнили стражу, без числа,
советников и люд и знать... не разбирая, кто виновен.
Наследник- герцог жаждал крови! И к черной мести воспылал.

        (Отец разбередил войну,- убийством новым- "факел" бросил.
Увы. С кого теперь ты спросишь?! Кому припишешь ты вину?!)
И сотни тысяч полегли и невозможно примиренье.
Был старый герцог в нетерпенье, а молодой- как бич земли,-

         прошел по землям короля с огнем карающим и сталью,-
неизгладимою печалью явилась новая "заря"...
О род людской,- дела твои- погибель сотен душ невинных,
Ты проливаешь кровь, как вина и сеешь смерть среди руин!


   часть 4

         ...А я? Бежал из замка. (Дом был конфискован принцем, лично.
Отец, "раскаявшись" публично, во всем признался и казнен...)
И смерть и новая война, бесчестье и позор убийства.
Как сын, людским судом - витийством, я осужден. Но в чем вина?
               
         Как сын убийцы, я бежал от гнева нового владыки.
Куда? Духовные вериги влача. За что?- Тогда и сам не знал.
Брат, мать, любимая, отец... все сгинули в период краткий.
А я, бежавший без оглядки, терновый свой принял венец:

         С тех пор, скитаясь, как монах, читаю я людские души,
Отверстые глаза и уши внимают трению в умах,-
В чем смысл теперь Путей Земных? И получил я Весть Благую.
Мой Бог! Я больше не тоскую. Я примирился за двоих.

         Ведь смерть как милосердный брат, вернет любимую навечно.
Я трепещу в преддверии встречи! Своей кончине скорой рад
Я вымолил себе покой- остаток дней в уединении.
Молитва, призраков явленье... Надежды Свет. И Бог со мной!

         ...Как тень иного, но жива- воспоминаний нить мелькает.
И все, что сны напоминают,- все перемелют "жернова",-
Часы молитвы и покой,- уединенье, созерцанье.
Мне скоро предстоит свиданье с Создателем. Его рукой

         направлен отмолить свой грех, покаяться в уединении.
Душа! Последние мгновенья текут вином из всех прорех,-
Так, будто ветхий днями "мех",- годами обращенный в тленье,-
Теперь вкушает сожаленье от прежних молодых утех...

         Конец.