Дождь, ведущая вода и латины с готами

Георгий Тележко
"Главным в потомстве Эла и Асират был их сын или внук, звавшийся Ваалом, -наиболее яркий и важный из всех богов. Ханаанейское слово "ваал (baal)" означало всего лишь "господин, господь" и могло прилагаться к любому из богов, однако, чаще всего, этим именем величали великого БОГА ДОЖДЯ и, соответственно, плодородия."
(http://www.svob.narod.ru/bibl/judaism.htm)

Вода у многих древних народов обожествлялась: жизнь древних южных земледельцев зависела от благосклонности дождя.

Продолжим тему о божественности воды.

В английском языке "дождь" - "rain". Этимология последнего, согласно Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера, весьма туманна:

rain (n.)
O.E. regn, from P.Gmc. *regna- (cf. O.S. regan, O.N. regn, O.Fris. rein, M.Du. reghen, Ger. regen, Goth. rign "rain"), with no certain cognates outside Germanic, unless it is from a presumed PIE *reg- "moist, wet," which may be the source of L. rigare "to wet, moisten" (cf. irrigate).

Нет определённых родственных связей за пределами германских языков - так здесь написано. Однако, помимо связки с латинской ирригацией, можно почувствовать связь с лат. regina "королева". Действительно, в справке о слове regal "королевский" мы видим будто бы омонимичный корень *reg, теперь уже не со значением "сырой, влажный", а со значением "двигать(ся) по прямой", "править":

regal (adj.)
early 14c., from L. regalis "royal, kingly, belonging to a king," from rex (gen. regis) "king," from PIE root *reg- "move in a straight line," hence, "direct, rule, guide" (cf. Skt. raj- "a king, a leader;" Avestan razeyeiti "directs;" Pers. rahst "right, correct;" L. regere "to rule," rex "a king, a leader," rectus "right, correct;" O.Ir. ri, Gaelic righ "a king;" Gaul. -rix "a king," in personal names, e.g. Vircingetorix; Goth. reiks "a leader;" O.E. rice "kingdom," -ric "king," rice "rich, powerful," riht "correct;" Goth. raihts, O.H.G. recht, O.Swed. reht, O.N. rettr "correct").

Теперь я от себя добавлю ещё и связки слов "вода" и "водить" (об этом и не только напишу позже подробнее), layer "слой" (от "лить") и lead "вести". Похоже, что семантическая связь между "водой" и "вождением" - очень древняя и общая.

Древнеиудейский бог Яхве был властен над водной стихией. О его связи с водой и возможной связи его имени с латинским словом aqua "вода" можно прочитать в http://trueview.livejournal.com/76751.html.

Итак, мы имеем основания думать, что латинское слово aqua "вода" и готское ahwa "река", выбивающиеся из ряда ИЕ слов со значениями "вода" и "река", могут быть напрямую связаны с именем иудейского бога Яхве (YHWH). Или наоборот, имя Яхве связано в этих южных языках с текущей водой, источником жизни, подобно тому, как имя славянского Даждьбога связано с "давать" и "дождь".

Особо отметим, что основа akw- в полном виде встречается только в латинском и готском языках, и даже в усечённом виде, вплоть до одной буквы "a" или "o", - только в других германских. Кроме того с [kw], преобразованным до [p] или [b], эта основа встречается только в южных - италийских и иранских - языках (apa; ab, об). Происхождение имени Яхве считается неизвестным.

Косвенно в пользу связи др.-евр. YHWH и лат. aqua + гот. ahwa говорит не единственность связи латинского и готского с семитскими языками. Есть ещё явное фонетическое и семантическое сближение лат. anno "год", оскского akno- "год, благодатное время" и готского athnam "годам" с др.-евр. HNH (hannah) "благодать" и именем главного шумерского бога неба Ану. Опять таки, как и в случае с aqua, с семитским словом связаны только пара италийских слов и одно германское.
Известно, что русское слово год также означало не солнечный цикл, а "годное" время - весну и лето, в английском ему родственны слова good "хороший" и god "бог". Английское year и немецкое Jahr "год" аналогичным образом связаны по смыслу с др.-греч. ear и рус. яр "весна".

С неогубленным вариантом согласного [k] встретилось ещё фригийское слово АКАЛА "вода" (ср. др.-греч. akala-rreites "спокойно текущий", где rreites - от reo "течь, литься").

Есть ли у нас ещё какие-нибудь основания предполагать близкое соседство предков латинов с гутиями - предками готов (самоназв. готов - gut-thiuda)? Гутии, как известно, обитали к юго-западу от нынешнего Ирана, были воинственным племенем и одно время владели почти всем Междуречьем. Затем были вытеснены на север и в 1 тысячелетии до н.э. постепенно смешались с прочим закавказским населением. С. Старостин и Вяч. Иванов указывали на связь латинского quinque "пять" со словами восточно-кавказских языков, имеющими значение "кулак". Я обнаружил исключительное созвучие более сотни латинских слов с армянскими словами (среди них и слова со значением "звезда": лат. stella и арм. astэl - созвучные друг другу и осетинскому стъалы). Это было бы странным, если бы не возможность обнаружить предков латинов неподалёку от Закавказья, где был некогда распространён язык хурритов, родственный северно-кавказским языкам.

Римский античный автор Марк Теренций Варрон даёт нам подсказку: язык народа сикулов, чьё имя дало название острову Сицилия, он счёл мало отличным от латинского. Сикулы были среди "народов моря" (др.-егип. шакалаша), которых незадолго до Троянской войны отогнал от Египта фараон Мернептах, правивший приблизительно в 1212 — 1202 годах до н.э.

"Теренций Варрон в своём трактате De lingua latina отмечал многочисленные сходства между сикульским и латинским языками, предполагая, что сикулы произошли из Рима.
...
Сходство с латинским языком наблюдается и в лексике обнаруженных сикульских надписей. В частности, глагольная форма pibe является императивом «пей», родственным аналогичной латинской форме bibe и санскритскому piba." - http://ru.wikipedia.org/wiki/Сикульский_язык.

Совпадение формы латинского супина (типа неопределенной формы глагола, специфического употребления: в сочетании типа "хочу (что-то сделать)") с инфинитивом санскрита и большое количество падежей в обоих языках намекают (если оба языка не выдуманы одной группой авторов) на возможность длительного соседства их носителей. Где это соседство могло быть? Известно, что элита царства Митанни в Закавказье говорила во 2-м тысячелетии до н.э. на диалекте санскрита, помимо общего хурритского языка (Трубачев О. Н. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа // Вестник древней истории. № 4. По Трубачёву, этноним "митанни" произведён из одного из самоназваний приазовских и прикубанских меотов - "maitai" - и хурритского суффикса "-nni"). Следы опять привели к Кавказу. Не исключаю, что топоним Мидия (Media) - страна 1 тысячелетия до н.э. в Закавказье - имеет латинскую природу: medio - "находиться в середине", Мидия - "Срединная".

Действительно ли сикулы пришли в Сицилию из Рима?
Гордон Чайльд о миграции сикулов, сардов и этрусков пишет следующее:
"Наш подход к решению этой проблемы будет зависеть от решения вопроса о происхождении тех народов, натиск которых пришлось отражать Мернептаху. Среди них выделяются ахейцы, тиррены (этруски), жители Сардинии, Сицилии и ликийцы. До сих пор остается нерешенным вопрос, пришли ли этруски, сардины и сикулы в Египет со своих исконных мест обитания на западе, или они все еще только находились на пути туда. С одной стороны, обращает на себя внимание, что они напали на Египет с запада. Кроме того, ясно, что хорошо известные бронзовые статуэтки, найденные на Сардинии, одна из которых произведена на фото 4, изображают тот же самый народ, который сражался против фараонов или же служил у них в качестве наемников.

С другой стороны, наиболее достоверная традиция связывает происхождение этрусков с Анатолией. В таком случае народ шардана мог быть сарданами из Лидии, а шакалаша - жителями города Сагалассоса в Писидии. Мы могли бы предположить, что эти три племени предприняли путешествие морским путем, чтобы напасть на Египет, однако, встретив негостеприимный прием у Мернептаха, они продолжили свое путешествие, дав свои имена Этрурии, Сардинии и Сицилии." - http://www.istorya.ru/book/arii/index.php; http://www.istorya.ru/book/arii/13.php

Вторая точка зрения, в совокупности с заключением Теренция Варрона о родстве латинского и сикульского языков, позволяет нам видеть в шакалаша 13 века до н.э. предков не только сикулов, но и латинов, чьи языки даже ко временам Теренция Варрона, то есть за 1200 лет, не сильно разошлись, несмотря на территориальную разобщённость провинции Лациум и острова Сицилия. Тогда и близость некоторых лексем латинского, готского и армянского языков (включая близость имени римского бога войны Марса западноармянскому mart "человек, мужчина", ср. лат. Martius "посвящённый Марсу") не выглядит чем-то исключительным.

Название древнейшего из освоенных человеком металлов - меди - в латыни звучало как aes Cyprium "кипрский металл". Ср. с санскритским ayas "металл". Теперь посмотрим, как звучит медь на итальянском - отнюдь не cuprum, как можно было бы подумать по латинскому названию меди в таблице Менделеева! Медь по-итальянски - rame, как ни в каком другом европейском языке. Ищем, откуда пришло слово на Апеннины - на мальтийском арабском ram, погружаемся ещё глубже в историю (чтобы понять, кто от кого это слово получил) и находим, что много раньше подобным словом именовалась медь в аккадском языке: wera^m, причем в винит. падеже (аккузативе) пропадал первый согласный - e-ru-am "медь (акк.)" < weru?am, где ? - гортанная смычка. Итак у латинов название меди связано не с будущим итальянским названием, а со словом санскрита и названием острова Кипр, находящегося очень далеко от Апеннин. Но рядом с царством Митанни, где часть населения говорила на диалекте санскрита. У басков, кстати, ещё более древнее, чем у итальянцев, наименование меди - шумерское. Можно поразмыслить о волнах переселения из Азии в Европу.

Кроме того, соседство предков латинов с митаннийскими ариями, говорившими на диалекте санскрита, может объяснить и вышеупомянутое сходство глаголов повелительного наклонения со значением "пей" в латинском, сикульском и санскрите, а также близость лексики вышеупомянутых языков к древнеиндийской, включая имя Юпитера: Juppiter "отец небесный", ср. санскр. dyu "небо", pitr "отец".

Есть любопытная статья в Википедии, в которой о связи сикулов и латинов говорится прямо (со ссылкой на Фукидида):
"Итал (греч. (h)Italos) — царь энотров, именем которого, по преданию, названа Италия. Царь энотров, которые переименованы в италиков, доблестен и мудр, покорил землю между Напетинским и Скиллетинским заливами. Его статуя из кедра стояла в дворце Латина в Лавренте [Вергилий. Энеида VII 178]. Согласно Фукидиду, один из царей сикулов, по имени которого названа Италия. [Фукидид. История VI 2, 4]".

Если взглянуть на карту, то видно, что сикулам не обязательно было отправляться в путь с Сицилии, чтобы подойти к Египту с запада. Из Эгейского моря кратчайшим путём можно подойти именно к западному побережью Египта, то есть "западная" аргументация Гордона Чайльда в пользу Сицилии как стартового пункта теряет свою убедительность. К тому же, среди "народов моря" значились и ахейцы, а они-то, точно, не с Сицилии, а из того же Эгейского моря добирались до Египта.

Кроме этрусков (чей язык в последнее время сближают с хурритским – хурриты и митаннийские арии жили на одной территории), сикулов-шакалаша и сардов-шарданов в Европу после Троянской войны мигрировали и энеты – будущие адриатические венеты. Герой Троянской войны Эней, по преданию, уйдя после поражения троянцев на Апеннины, помог царю Латину, эпониму будущих латинов, в борьбе с конкурирующими племенами и основал город Лавиний, а его потомки впоследствии - Рим. А что могло побудить этрусков, сикулов и сардов мигрировать за некоторое количество лет до этого?

В 13 веке в Малой Азии было очень неспокойно. Государство Митанни, в непосредственной близости от которого мы ищем предков латинов, в 1250 г. до н. э. было окончательно уничтожено Ассирией, ранее зависевшей от Митанни.

Кроме того, если обратиться к литературе о фригийцах, то выясняется, что в 13 в. до н.э. племена бригов, причисляемые к фракийской группе племён, ушли в Малую Азию, где, по Геродоту, стали называться фригийцами. Согласно античным авторам, бриги-фригийцы вели себя на вновь обретённой территории, как и многие в их положении, довольно агрессивно. Метаморфоза с их этнонимом говорит о том, что на территории, занятой бригами-фригийцами, звук [b] испытал действие какого-то языкового субстрата. Замена b > f  в начале слов была характерна для латинского языка, и мы видим в этом обстоятельстве ещё одно свидетельство присутствия предков латинов на территории, захваченной фригийцами. Фригийский фактор, скорее всего, и подтолкнул местных жителей, в частности, обитателей городов Сарды и Сагалассос, к уходу с родных краёв. Через некоторое время после ухода латинов поражение троянцев в войне с ахейцами вынудило уйти из Малой Азии и союзников троянцев – энетов. Именно из-за общих корней, я полагаю, Эней нашёл общий язык с Латином на Апеннинах.

Писидия и Лидия – соседние малоазиатские области, по их территориям и поныне протекает река, называемая в те времена Герм (ныне Гедиз), которая впадает в Средиземное море у города Смирна (ныне Измир) на юго-западном побережье Малой Азии. Герм-Гедиз до 19 века был судоходной рекой:
"Река (Гедиз) несла с собой большое количество ила, который, оседая, быстро уменьшал размер и глубину залива, что затрудняло судоходство и могло со временем лишить Измир чудесной естественной гавани." (http://rest-in-turkey.ru/izmirskij-il/lesa/).
Столица Лидии Сарды находилась у реки Пактол, притока реки Герм. По одной из версий мифа о Тантале, первом царе Фригии, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактол.
Это означает, что:
- древние обитатели Малой Азии считали, что фригийцы заняли территорию будущей Лидии - верхнюю часть бассейна реки Герм;
- жители областей у реки Герм имели возможность уйти на своих судах от фригийцев по воде: по реке Герм в Эгейское море и далее, оказавшись в числе "народов моря" под названиями шардана (сарды) и шакалаша (сикулы).

В 13 в. до н. э. Лидия была известна как союзное Трое царство АСИЯ (http://simposium.ru/ru/node/4784). Обратим внимание на "германское передвижение" [p] ~ [f]  в лидийском-асийском: столица Лидии Сарды называлась по-лидийски Сфарда, а в др.-персидском - Спарда. 

Итоги расследования:

- наличие множественных параллелей в обожествлении воды и дождя у разных народов и уникальность сближения латинского aqua "вода", готского ahwa "река" и древнеиудейского YHWH "Яхве", имеющего неизвестное происхождение;
- близость латинского и сикульского языков друг к другу и, по части признаков, - санскриту, а в значительной части лексики, включая имя бога Марса, - армянскому языку;
- высокая вероятность тождества сикулов и шакалаша из числа "народов моря";
- ареальная малоазиатская замена b > f, характерная для латинского языка и происшедшая с этнонимом "бриги" в Малой Азии;
- ассирийские завоевания и фригийская экспансия во время, близкое к миграциям "народов моря", как мотив для ухода местного населения из Сард (Лидия) и Сагалассос (Писидия);
- судоходность реки Герм, соединяющей Лидию и Писидию с Эгейским морем;
- западный маршрут из Эгейского моря к Египту

- всё это с высокой вероятностью говорит о том, что предки латинов (наряду с предками этрусков и сардинцев) обитали в Малой Азии, по соседству с предками армян, хурритами, митаннийскими ариями, гутиями (предками готов) и древними иудеями, и в конце 13 века до н.э. ушли с родных мест с "народами моря" и осели в разных частях нынешней Италии.