Дети. дети...

Людмила Киргинцева
Дети должны быть всегда немного голодными и не богато одетыми, тогда они сами начинают думать, как им начать жить лучше. А мы всё с каким-то чувством вины перед своими детьми крутились в Перестройку, когда с экранов телевидения нас унижали, де работать не умеем, потому и бедны. Теперь это едим. Я свой пример приведу: в Узбекистане, в классе пятом, я почувствовала, что скоро в школу мне ходить уже будет не в чем. Мама как заворожённая была отчимом, который очень быстро потерял работу художника из-за пьянки и уселся на бюджет семьи. Мало того, что зарплаты были малы, так ведь муженьку и выпить хотелось! А в это время открылся у нас в районе новый детский дом (ненужных детей и сирот набралось немало). Нашу маму позвали туда работать поваром. И я сообразила, что если мама меня и братишку Вовку туда пристроит, то нас там и оденут и накормят. Помню, мама заплакала и ни в какую! Я говорю: - "Да не по-настоящему же! Понарошку. Нас там вытянут из убогости. Ты знаешь, как там сейчас детей одевают, домашние так не ходят, и ты попозже нас заберёшь. А то смотри, Вове уже ботинки из школы выдали как материальную помощь по-бедности." Мама подумала и сдалась. Я ведь девонька настойчивая! Так когда вопрос встал о том, что мы домой захотели обратно, потому что насмотрелись на то, как там воспитатели детей били (мне два раза досталось напрасно), "папаша" наш всполошился: - "Давай Людку оставим хотя бы...!" - хорошо прожил без нас - сукин кот! На что мама ему ответила, что после лагеря меня не бросила, а уж теперь-то даже через собственную смерть готова защитить нас от лиха казённой опеки. Но речь не об этой перепалке. Мы потом переехали жить в Киргизию, и нам ещё надолго чего из одежды и обуви хватило носить там, потому что выдали нам вещи все на вырост. И когда в Киргизии я увидела, что мама опять  была вся в пене от недостатка, - ни для меня, ни для брата вопрос уже не стоял: кто нас будет кормить, учить? Пошли по "путягам" и никогда не стыдились этого пути. А сейчас учёбу в ПТУ позором объявили. Вот и нет у многих детей самостоятельного будущего, а на госбюджет не все попадают, и родители студентов вынуждены платить за учёбу детей немалые деньги. Потом выстраданные, но невостребованные рынком труда дипломы лежат в тумбочках, а детки работают официантами в "Макдональдс" - на износ.Моя история имела место быть в СССР в середине 60-х годов двадцатого столетия.