Нас называют семидесятниками

Татьяна Домаренок
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
Может, я это, только моложе, —
Не всегда мы себя узнаём.
Ничто на Земле не проходит бесследно.
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя!
Песня. слова Н. Добронравова, муз. А.Пахмутовой.


Как-то раз увидела документальный фильм, где вспоминали о том,  что дети белорусских подпольщиков и партизанов прятали на груди под одеждой свои пионерские галстуки. Они так дорожили ими, потому что видели в них кусочки красного знамени бесстрашной и непобедимой Страны Советов.
Мое детство проходило в шестидесятые годы прошлого столетия. Я вспоминаю,  сколько было волнения в день, когда на торжественной линейке в пятом классе  меня вместе с одноклассниками принимали в пионеры и повязывали на груди красные галстуки. Мы, дети, гордились тем, что носили их, и никто из нас не мог прийти в школу в мятом неотутюженном галстуке. Это считалось позором и неуважением к героической памяти старшего поколения.  Жаль, что в школьные годы моего сына еще не принимали в пионеры так, как это делают сейчас.
Мои родители так же, как и родители всех детей послевоенного поколения, прошли войну, ее тяготы и лишения. Может быть, потому в их общении друг с другом было столько понимания и дружелюбия. В то время дворы пятиэтажек еще не были  заполнены легковыми машинами. Соседи встречались возле подъездов, во дворах, разговаривали, узнавали о жизни друг друга, делились своими бедами и радостями, поддерживали, давали советы друг другу.
Жили просто. В Минске в конце шестидесятых годов много строили – расширяли дороги, сносили старые бараки и обветшалые дома, создавали новые микрорайоны и предприятия. Город рос, росло его население. Молодежь съезжалась из деревень – поступала учиться, шла работать на заводы и фабрики. Вокруг была слышна белорусская говорка. Мы, городские, даже немного посмеивались над их белорусским акцентом. И напрасно. Как показала жизнь, нам, белорусам, нечего стесняться самих себя, а нужно беречь и уважать свои корни, свой язык. Ведь все мы, за небольшим исключением, как говорится, вышли из деревни, из земли.
Кем были наши матери и отцы, наши деды и бабки, наши прадеды? Простыми селянами, бедняками. И если серьезно подумать, то это чудо, что мы, внуки бедняков, смогли закончить средние школы и получить в то тяжелое послевоенное время бесплатное высшее образование. Что надо было детям для этого? Только желание и стремление обрести знания. Я всю трудовую жизнь проработала в научно-исследовательском энергетическом институте, мой брат до сих пор преподает в университете информатики и радиоэлектроники, доцент, лауреат государственной премии. Если б не было Страны Советов, разве мы б смогли мечтать об этом?
Вспоминаю годы учебы в политехническом институте. Наша группа №202, двадцать шесть человек, на половину, даже больше, состояла из приезжих. Это были уроженцы небольших белорусских городов и простых деревень. Все они смогли бесплатно проживать в общежитиях. А после окончания института по месту трудоустройства довольно быстро получили бесплатные квартиры и обзавелись семьями. Сейчас получить такие квартиры они бы, конечно, не смогли.
Может быть, от того, что молодые люди моего поколения были уверены в завтрашнем дне, поступив в высшие и средние учебные заведения, все старались хорошо учиться. Ведь от этого, от полученных знаний, напрямую зависела их дальнейшая судьба. И сейчас мои мужчины группы №202 практически все занимают руководящие должности в энергетике, достойно выполняя свой трудовой долг перед государством.
Наша дружная группа! Сколько радостных и счастливых событий моей жизни произошло за время учебы! Всегда во время экзамена на дверях кабинета мы вывешивали список студентов нашей группы. А рядом проставляли свои оценки. И не поверите! В этом списке троек почти не было. А на последних курсах эти списки блистали большей частью одними пятерками.
Первая картошка перед началом первого курса так сблизила и сплотила нас, что мы до сих пор раз в пять лет обязательно собираемся на встречу. Совместное чтение и обсуждение художественных книг, походы в театры и кино, на вечеринки, в кафе, поездки за город – все это было в мои студенческие годы.
Наши любимые преподаватели! Мы слушали их, затаив дыхание. Термодинамика, тепловые и электрические станции, гидравлика были любимыми предметами. Я помню, как обкладывалась толстенными учебниками и отключалась от реального мира, вникая в увлекательные термодинамические и гидравлические процессы. В то время еще не было компьютеров, все расчеты мы делали на логарифмической линейке, по ночам чертили курсовые на ватмане, оттачивая карандаши и пользуясь «балеринкой». Казалось, это было трудно, но как увлекательно и интересно! А наши матери, не получившие в свои молодые годы высшего образования, как могли, старались нам помогать, снимая с нас на время учебы почти все житейские проблемы. Ведь они так хотели видеть нас образованными и культурными людьми, чтобы в нашем лице восполнить пробелы своей юности, которые создала для них война.
В моей семье нас было трое детей. И все мы в одно и то же время учились в институтах на дневных факультетах: брат – в РТИ, мы с сестрой – в БПИ. И, хотя, питание в то время было дешевым, квартплата – небольшой, маме хотелось еще что-то купить в не так давно полученную трехкомнатную «хрущевку».  И потому денег нам, детям, не давала. Мы с сестрой умудрялись одеваться на свою стипендию, благо, она была повышенной. Даже в складчину купили трехстворчатый шкаф и письменный стол в свою комнату. Только после окончания института я смогла «справить» себе хорошее зимнее пальто с рыженькой норкой и такую же шапочку, английские замшевые сапожки и синий брючный костюмчик из модного тогда кримплена. Всё это мне в то время пошили в ателье. И хорошо сшили! Не хуже, а даже лучше современной одежды, купленной на рынке. 
Я пошла учиться на курсы кройки и шитья и начала сама «обшивать» себя. Мои обновки – брюки, юбка клеш, юбка в складочку, блузки с рюшами и т.д.  Я долго ходила в своих платьях и юбках. В то время все девушки делали так. Мы делились между собой модными новинками, выписывали на институт польский журнал мод «Коbеtа». И в те же годы мы много вязали. Это было очень распространенное увлечение среди молодых девушек и даже зрелых дам. Вот так мы одевали себя, и все это было даже очень не плохо. Ведь фасоны вязаных кофточек и юбок, платьев и жилетов, шапочек и шарфов мы выбирали для себя сами, развивая чувство хорошего вкуса.

на снимке - моя группа №202 ЭФ БПИ, 1970-75 годы

20.11.12
p.s. Если б была жива мама, ей бы сегодня исполнилось 95 лет.

p.s. Дорогие друзья! Читайте мои рассказы и сказки на моем личном сайте http://domarenok-t.narod.ru