1990 год. Впервые в Европе - часть 3

Татьяна Кузнецова 4
                ЭССЕН

Наши ноябрьские праздники у меня уже были расписаны, и необычно было проводить их на немецкой земле, где они никак не отмечаются. Накануне я созвонилась со Штефаном Вагнером из Эссена, и мы договорились с ним на 7-е ноября, что он мне покажет Эссен. Он студент Дортмундского университета, будущий журналист, с которым я познакомилась еще летом в Москве (он дал нам несколько уроков немецкого языка). А Мюльхайм – совсем близко от Эссена, и мы договорились с моей новой знакомой г-жой Цольнер, что она подъедет вечером к Вагнерам на машине и заберет меня к себе. Так и вышло.

7 ноября я села в поезд и доехала до Эссена (минут 50 от Хагена). Штефан меня встречал на вокзале. День мы гуляли по Эссену, осматривали музей сокровищ, панораму города с последнего этажа самого высокого банка, были на службе в католическом соборе и заходили в магазины, где я сделала несколько удачных покупок. Эссен считается самым дешевым городом Германии. Его даже называют "Einkaufstadt" (город покупок).

Это город крупных промышленников: здесь когда-то заправляли компании Круппа, Зингера, Тиссена, Шахта и др. К вечеру мы поехали к Штефану домой, где его мама приготовила вкусный обед,  Первое, что поражает – масса книг.  Смотрю – и все почти о политике. Оказывается, юноша серьезно интересуется политикой и языками – в свои 23 года знает 8 языков! Мечтает работать журналистом именно в Москве. Считает, что сейчас это самое интересное и престижное место для любого журналиста мира. Он уже объездил всю Европу, был в США и СССР, даже добрался до Узбекистана, видел пустыню, о чём  рассказывал с нескрываемым восторгом.

Включили телевизор. Шел репортаж о демонстрациях на Красной площади в Москве (их было целых три!). У него 17 программ и переключаются они дистанционно нажатием кнопки. Я сама это с удовольствием проделывала с кресла. В его комнате стоит персональный компьютер. Машину пока не покупает, т.к. все деньги тратит на книги.

Вечером   мы   решили немного пройтись,  и мама со Штефаном повели меня в парк, недалеко от дома. В воскресенье 11-го числа - католический праздник, день Святого Мартина, и некоторые школы уже начали праздновать его: нам навстречу по дороге попалась бесконечная вереница детей, родителей, учителей. У каждого в руках цветной фонарик с горящей лампочкой внутри, все увлеченно поют. Мы сошли с тропинки, долго смотрели, любуясь этим ярким зрелищем. Потом не спеша побрели в сторону дома.
Как мы и условились, в 20 часов приезжает за мной Frau Zollner, и мы едем к ней домой. До Mulheim'a всего 15 минут.

                ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА

                ПОЕЗДКА В КЕЛЬН


К воротам мы подъехали в темноте, она завезла машину в гараж, и, вдохнув ночной аромат огромных сосен в саду, мы вошли в дом. Как только открыли дверь – в темной прихожей тут же загорелась лампочка!
- Это муж увлекается автоматикой, – сказала она.
И потом, выходя ночью в туалет, я вздрагивала от вспыхнувшей в коридоре лампочки. Так же зажигаются и фонари в саду, если туда выйти ночью.

Познакомились с хозяином – г-н Цольнер. Он сразу же мне понравился: простой, приветливый, остроумный человек (вспомнила попутно, как Эрдмуте однажды сказала, характеризуя мне кого-то: "Он – человек хороший, хотя и богатый"). К тому же, Рольф Цольнер знает несколько слов по-русски – его в детстве бабушка учила. Сейчас он пенсионер, но раньше возглавлял крупное предприятие, г-жа Цольнер – домохозяйка, очень любит и понимает искусство и это сразу чувствуется в убранстве дома.   

Она – антропософка, и не рядовая, а член правления города, и вальдорфскую школу в городе организовывала.  Так, за вечерним чаем мы понемногу узнаем что-то  друг о друге. У них трое взрослых сыновей – все женаты, живут отдельно, только приезжают в гости. И много внуков (не помню, сколько). Их комнаты всегда готовы для приезда детей, в них очень красиво и комфортно: кровати, столики, компьютеры и разные тренажеры.

Свой первый вечер я в подробностях не помню, т.к. была ошарашена великолепием апартаментов и автоматикой. Мне показали мою комнатку, очень уютную, с букетом роз и фруктами, ванную, туалет – и вскоре я уснула сказочным сном.

Наутро нам предстояла поездка в Кельн, куда нас везет на своей машине RENOYT г-н Цольнер. У них три машины на двоих: его, её и общая – двухэтажная машина для путешествий, в которой есть всё: полки-кровати, кухня с плитой, туалет, холодильник, кондиционеры. Я подумала, что они путешествуют в такой большой машине всей семьей. Оказывается, нет, только вдвоем, т.к. у детей тоже есть такие же.

Итак, после завтрака мы едем в Кёльн!

Дорога прекрасная, машина летит как на крыльях, кругом - живописный       холмистый ландшафт. Проезжаем по мосту через Рейн - он, как ему и подобает, течет спокойно и величаво. Издали уже виден символ города Кёльна – двухшпильный  Кёльнский собор (der Kolner Dom). Это шедевр немецкой готики,  он, в отличие от своего парижского собрата – собора Парижской Богоматери – строился очень долго (с 13 по 19 века) и поэтому уникален. Снаружи он кажется невесомым, прозрачным, кружевным, полным воздуха, и внутри – простор, много воздуха, торжественность и устремленность в небеса. Поразительная красота!

        Цветные витражи в окнах переливаются яркими красками и отражаются на стенах, В войну на этот собор было сброшено 50 бомб: американцы бомбили с воздуха. "Хорошо – не русские", - думаю я. Верхняя половина многих витражей утрачена и восстановлена после войны – они заметно хуже по качеству.

Всё это мне объясняет Рената по-немецки, но я уже научилась её хорошо понимать. Она – большой знаток искусства, архитектуры, и сама была рада случаю снова побывать в Кёльне и пережить всё это. Потом мы пообедали в уютной итальянской пиццерии, просто побродили по городу, фотографировали и осмотрели ещё несколько соборов в романском стиле (она мне объяснила отличие двух стилей), побывали на службе. Вскоре Рольф Цольнер заторопился, чтобы успеть проскочить до часа "пик", когда по шоссе устремляется масса машин – все возвращаются со своих служб домой.

Когда подъехали к дому, то Рольф Цольнер начал показывать фокусы: сидя в машине, встряхивает каким-то прибором в руке, и двери гаража сами собой медленно поднимаются вверх – прямо как в фантастическом фильме! Выходим из машины - встрях!  – и ее дверцы оказываются уже запертыми на ключ. Чудеса!

Вечером после ужина мы слушали музыку, и я им сыграла на пианино несколько русских романсов. Рената растрогалась, видно, ей понравилось. Затем г-н Цольнер с неподдельной радостью ребенка ещё демонстрировал мне свою автоматику в доме: от электропечи до телефонной трубки с антенной, в которую можно говорить, прогуливаясь по саду. "И даже с Москвой! " - весело добавил он. А позже показывал собственный фильм, своё летнее турне по маршруту Берлин - Москва - Иркутск - Харбин - Пекин - Берлин. У меня было интересное переживание – увидеть родную Москву (даже Варшавское шоссе и свой НИИ, где я работаю) глазами иностранного туриста.

Потом Рената Цольнер повела меня, как в сказке, в одну из комнат, где я примеряла одежду и подходящую она дарила мне. Так закончился этот день, показавшийся мне годом.

Утром   после   завтрака г-н Цольнер   показывал   мне   сад, круглый бассейн для детей, который он сам соорудил, я фотографировала. Наконец, они отвезли меня на Эссенский вокзал и купили билет до Хагена. До поезда еще оставалось около часа, и мы успели походить по магазинам, кое-что купить. Прощание было трогательным – мы расставались лучшими друзьями.

В поезде я увлеченно писала свой дневник (я ежедневно вела путевой дневник в Германии), любовалась видами за окном. Очнулась, когда в вагон вошёл контролёр. Тут я с ужасом обнаружила, что забыла отбить билет на вокзале (дату и время). А штрафы здесь огромные, до 100 DM! Эрдмуте меня всегда об этом предупреждала. Как же я могла забыть? И Цольнеры не вспомнили… Понятно, ведь они редко ездят поездом.

        Я виноватым голосом стала объяснять ему, что недавно приехала из Москвы, еще не усвоила здешних законов и совсем забыла отбить билет на вокзале в Эссене.  Он спросил, как давно я живу в Хагене, я ответила. Он сказал, что его друг из Хагена сейчас находится в Смоленске (это город-побратим Хагена). Я с радостью сообщила ему, что моя мама родом из Смоленска! Наверное, это меня спасло. Он сказал, что сейчас сам пробьет время и дату на билете, и чтобы я впредь об этом не забывала. Вытащил компостер, пробил и пошел дальше. О, как я была ему благодарна!

                И СНОВА В ХАГЕНЕ 


Когда   я   вернулась,  Эрдмуте   была   дома.   У   неё совсем разболелась поясница,  и после моего отъезда она вызвала врача. Сейчас она лечится и несколько дней не пойдёт в школу. Дни болезни у них так¬же оплачиваются, т.к. ежемесячно они отчисляют налог в больничную кассу. Я вообще (для сравнения с нами) выписала себе её бюджет. Вот он:

Ее заработок в месяц (ZV-Brutto): 3,478 DM. Налоги:  424 (Lohnsteuer   -    подоходный налог) 213 (Krankenvers – больничная касса) 325 (Rentenvers   -    пенсионный налог) 74 (Arbeitslosenvers - налог на безработицу).
Итого на руки:  2.389 DM. Плата за квартиру: 675 DM (4-х комн. 70 кв.м)
Электричество и отопление: 150 DM Телефон: 100-150 DM
Итого в месяц её доход: примерно 1400 DM. Кажется, это доход среднего уровня.

Если уж речь зашла о ценах, то меня часто поражало их несоответствие. Так, два стакана минеральной воды стоят столько же, сколько колготки (2 DM), а зубная щетка еще дороже (2,5 DM)! Обычная записная книжка (8 DM) – как складной зонтик или хорошие электронные часы.

Еще удивляло, что при такой дороговизне книг и всей печатной продукции они не жалеют денег на рекламу: красочные рекламные проспекты на прекрасной бумаге буквально подбрасываются всюду: под дверь, в почтовый ящик, в транспорте, а люди, даже не разворачивая, охапками несут их в контейнеры для макулатуры! Одна я подбирала их и с любопытством рассматривала.
Цены на машины такие: Volkswagen (VW) – от 17 до 30 тыс.DM, Рено, Тойота, Ягуар - до 80 тыс.DM, Мерседес - около 96 тыс.DM,
Телевизоры:  самый большой цветной - 3,5 тыс.DM, средний - 500-1000 DM, совсем маленький - 200 DM.

          Но возвращаюсь к повествованию.
               - Ты знаешь, я побывала у миллионеров! Но какие прекрасные люди! – и я рассказала ей обо всем, что увидела.
               - Я тоже хочу побывать в этом доме! - заявила она. Мы решили, что в следующий раз поедем вместе, ведь приглашали же еще.

        В субботу к 15 часам мы приглашены к г-же Kahl. Едем на такси, у них – уютный 2-х  этажный особняк с большим садом. Нас приветливо встречает хозяйка и г-н Kahl. У него тоже прихватило спину и он, как и Эрдмуте,  полусогнут и держится за спину. Это очень комичное зрелище вызывает общее веселье.

Вскоре из своих комнат спускаются 2 сына: Johannes и Kristian. Иоганнес изучает русский в Дортмундском университете и хочет, чтобы мы больше говорили по-русски. Он ведет меня в сад, всё показывает. Сад – это гордость всей семьи, они все там работают. И действительно, он очень красив и ухожен. Где-то в глубине стоит античная колонна, рядом крошечный бассейн для золотых рыбок, кругом цветут последние розы. Потом все садимся за стол на веранде, пьем кофе с кексом, беседуем на русском и немецком языке.

          После кофе г-жа Kahl устраивает для нас домашний концерт: играют Гайдна. Она – на флейте, Иоганнес – на скрипке, Кристиан – на  виолончели. Гостиная у них – огромная, и поэтому оркестр звучит прекрасно. Я пришла в изумление от такой, совершенно профессиональной игры. А когда Кристиан один сыграл очень сложную вещь Брукнера (он – профессионал, и получил за эту вещь премию в Париже), я уже не могла вымолвить ни слова... Вечером Кристиан довёз нас на машине до дома, и мне хотелось как-то выразить ему моё восхищение, но комок стал в горле и кроме  "Vielen Dank!" я никаких слов не нашла.

       А в воскресенье в 16 мы встречаем гостей:  приходят Ильзе с дочерью Корнелией (учительница валъдорфской школы) и Frau Waterstradt (библиотекарь, сейчас работает в книжном магазине). За столом идет живой, перекрёстный, эмоциональный разговор по-немецки, я немного отключилась и поэтому мало что понимаю, просто слушаю музыкальные интонации языка…
                --------------------------------------------------

                Продолжение следует.