Утро в деревне

Прасковья Горбатова
      

               
      В деревне все рано просыпаются, иной раз раньше, чем петухи запоют.
 В деревне столько дел, что вовек их не переделать, но еще больше их у тех людей, кто сам их придумывает.
 А Лиза с Дуней их не придумывали, какие попадут под руку — сделают, к примеру курам зерна сыпнут, молоко заквасят, а чистить сарай и завтра можно, двор, а чего его мести, если ветер снова нанесет всякого мусора.
 У них сменная работа — с утра Дуня в магазине висит на прилавке и выслушивает все разговоры, с обеда Лиза.
 За это им никто не платит, да они и бесплатно с удовольствием туда бегут.
 К вечеру в хуторе все новости готовы, да еще с прибавкой, как привесок к колбасе. Так накрутят, что за ночь люди не разберут откуда чего взялось и с чего начиналось.
 И все то им нужно и доступно.
 Утром гонят они коров в табун мимо Никишиной хаты, все вокруг проглядят и приметят.
 -Глянь, чёй-то Матявка с утра затеялась трубу мазать? - показывает Дуня палкой на Никишину хату.
 -Какую- там трубу, она вчера с вечера в Вешки уехала,- возражает Лиза.
 -Да ты чо, сляпая, погляди на трубе сидит руки растопырила, Матявка это в рубахе Ляксандровой.
Лиза вскидывает руку на лоб и вглядывается.
 -Чёй-то я не пойму, вроде правда Мотявка, а чёй-то она не движится стоит, как радикулит спину выпрямил.
 Бабы обе остановились, раскрыв рты.
  Коровы свернули с дороги в Настин огород.
  -Чё рты открыли, гляди куды коровы ваши пошли. Две кудели, чаво вы там увидали?,- догнал их Афанасий..
 -Афоня, да ты погляди, хто там на трубе стоит, чи Мотявка, чи нет?- Дуня показала костылем на Никишину хату.
 -Вы как совсем ослепли сразу на четыре глаза. Да пугало кто-то, пацаны наверно, в трубу засунули, вы бы ночью не спали, так много чяво увидали, услыхали.
 Лиза побежала выгонять коров, а Дуня слушала Афанасия.
 -Нядавно вечером сижу на пороге пляту корзинку, а у берега речки пацаны в карты играют, меня им не видно.
 Вот подходит к ним бригадир Картушин. Остановился, закурил и говорит:
 -Рябяты, вот у меня у порога яблоня до того сильная, ну вся облеплена яблоками! - докурил и пошел.
 Для чего он это сказал я в голову взять не  мог.
 На другой вечер снова идет. Подходит к пацанам, закурил  и говорит:
 -Рябяты, у меня яблоню у порога всю обтрясли, ну ни одного яблока не оставили.
 Докурил и пошел.
 -Вот теперь я и думаю, все у него в голове правильно?
 -А рябяты яму чаво сказали?,- удивилась Лиза.
 -Да ничаво. Скрылся он за речкой, они попадали на траву и так ржали, катались и тоже удивлялись, как и я. Яблоки-то они обтрясли.
 
Дуня заторопилась догонять корову. Навстречу шла Настя.
 -Дуня, что у тебя за штаны, ты на клоуна в них похожа, вытянутые коленки сзади мотыляются, - Настя нагнулась и потянула за штанину.
 -Не трогай. Думала рано отгоню корову нихто не увидит, так ты глазатая все приметишь.   
 -Куда идешь с банкой? - спросила у встретившейся Насти. 
 -Да к куме Нине.
 -За молоком? У нее чо корова уже отялилась?
 -Да нет, она банку у меня забыла, я ей несу.
 -А..а!
 
Пастух принял коров и Лиза с Дуней шли домой.
 -Слыхала, у Нинки корова отялилась, вон Настя пошла к ней за молоком. А моя ишо не причинает. И не думает.
 -Так она в Дуленки ее водила к бугаю, сто рублей платила, а ты пожалела, вот теперь и жди через год.
 -А ты чо ж мне раньше не сказала?
 -А ты спрашивала?
 -Да я тебе все , как на духу выкладываю, а ты все притаиваешь. Вот даже не сказала, что Мотявка вчара в Вешки поехала, я б тоже с ней поехала.
 -Зачем?
 -Ну она ж зачем-то поехала?
 -Она за лекарствами поехала внучке.
 -Ну вот, а у моей внучки лишние остались, я б их сдала.
 -Хто ж у тебя их примет, сама пей.
 -Да придется, не выкидать же, деньгу платили. А ты слыхала у Картушина яблоню ночью обтрясли всю дочиста.
 -Хто ж это?
 -Да вроде Афоня, они ж с ним ругались весной.
 Пойду, может хоть в фартук дадут на кисель, у меня ни одного яблока нету в саду, куда им такую махину.
 -Спроси, может и мне дадут. Ты с утра идешь в магазин?
 -Ага.
 -А у меня курица заквохтала, пойду ее в кадушку посажу, да к Нинке схожу за бугая узнаю. Хоть бы до обеда управиться.