Один мальчик очень не любил примеры

Максим Кузахметов
Но не такие примеры, как в математике. Не те, которые можно решить и получить хорошую оценку. А такие, на которые невозможно найти правильный ответ. Но зато о таких примерах постоянно говорят взрослые. Не проходит и дня, чтобы кто-то из них не сказал:
- Вот, например, я в твоём возрасте…
И дальше следует какое-нибудь совершенно невозможное сравнение.
Разве дети виноваты, что раньше не было компьютеров? Или что раньше было мало хороших игрушек, и они были очень дорогими? А что электронных - не было вовсе?
Если послушать взрослых, то все они в детстве были очень спортивными, умными, начитанными и воспитанными. Они без конца помогали своим родителям и заботились о пенсионерах. А ещё были кристально честными и добрыми.
Ну, в конце концов, с этими примерами из прежней жизни можно было бы смириться. Мало ли что творилось много лет назад. Тогда ведь всё было иначе.
Но что делать с манерой взрослых приводить примеры из современной жизни?
Вчера папин брат сказал мальчику:
- А вот, например, Коля, получил разряд по шахматам. А ведь он младше тебя на год!
И что? Зато этот Коля букву «р» не выговаривает. И маленького роста. Надо будет при встрече поколотить этого Колю! Но разве папин брат потом скажет с гордостью:
- А вот мой племянник, например, вчера Колю поколотил! И разряд по шахматам Коле никак не пригодился…
К сожалению, вряд ли такие слова прозвучат. Скорее можно будет услышать:
- Как ты мог обидеть Колю?! Вот, например, твой двоюродный брат Миша, никогда не дерётся! А ведь у него разряд по боксу…
Мальчик совсем недавно был с мамой в гостях у родителей этого Миши. И говорить с двоюродным братом оказалось совершенно не о чем. Он не разбирался в гоночных машинах. И даже не знал, кто в прошлом году стал чемпионом по футболу. Зато Миша без конца чесался. И ковырял в носу. И говорил со словами-паразитами:
- Я, это… Ну, короче… В общем на соревнованиях… Ну, это… Тренер мне говорит… Что у меня… Ну, это самое… Что с правой я любого сделаю! Понимаешь?
Причём слово «понимешь» звучало как «пмаишь». И никто не сделал Мише замечание. И не поправил его. Родители Миши очень гордились успехами сына на ринге. И смотрели на него с восхищением. И всё ему прощали. Вот бы Мишу тоже поколотить! Чтоб не задавался. Только уж больно крепкие у Миши кулаки.
Но пока мальчик думал обо всём об этом, мама сказала ему:
- А вот, например, Света, сестра Миши, очень хорошо рисует! А ведь она твоя ровесница.
Мальчик терпеть не мог эту Свету. Она была толстая и в очках. И рисовала скучные натюрморты. Вот если бы она умела рисовать кровожадных монстров! Тогда её можно было бы зауважать. Но Света любила только цветы.
Однажды мальчик увидел рисунок Светы с принцессой. Разумеется в окружении цветов и трав. И пририсовал фломастером принцессе очки и толстый живот. Получилось очень смешно! А взрослые не оценили… И мальчику здорово влетело в тот раз. А Света долго плакала.
Мальчик и без того недолюбливал Мишу и Свету. А после того, как ему без конца стали приводить их ему в пример – и вовсе возненавидел двоюродных брата и сестру.
За последний год взрослые умудрились испортить отношения мальчика со многими детьми. Потому что невозможно хорошо относиться к мальчикам и девочкам, которые не забывают дома дневник, аккуратно застилают постель и могут за один день выучить таблицу умножения. А как можно дружить с детьми, которые научились играть на скрипке или смастерили скворечник?
Мальчика немного утешала ситуация со взрослыми мужчинами. Потому что он не раз слышал, как взрослые женщины любят произносить вслух разные сравнения:
- А вот, например, муж моей подруги Ани всегда сам готовит дома ужин!
- А вот, например, мой брат никогда не забывает дату дня рождения своей жены! В отличие от тебя…
Мальчик видел, как взрослые мужчины начинают хмуриться. И молча злиться. Особенно при словах «всегда» и «никогда». Наверняка они бы тоже хотели поколотить и мужа подруги и брата своей жены. Один раз мальчик видел, как беспомощно выглядел папа, когда мама сказала ему:
- А вот, например, Игорь Семёнович никогда не смотрит футбол! И не пьёт с приятелями пиво по любому поводу.
Папа долго открывал рот как рыба. И ничего так и не смог произнести. Потому что однажды он в сердцах сказал маме:
- А вот, например, Ирина Николаевна…
Тут мама вспыхнула и крикнула папе:
- Вот и катись к своей Ирке!
И заплакала. А папа потом долго просил у мамы прощения. С тех пор он не рисковал приводить ей примеры. Зато повадился своими сравнениями изводить собственного сына. Он регулярно говорил мальчику:
- А вот, например, я в твои годы…
И перечислял свои немыслимые достижения в детстве. Папа был чемпионом по всем видам спорта, победителем любых соревнований и лучшим учеником во вселенной…
Одним словом, жизнь мальчика стала невыносимой. На его любое доброе дело взрослые приводили в пример сто ещё более добрых дел, совершённых другими детьми.
В общем, пора было идти к знакомому волшебнику.
Но мальчик долго не мог придумать, какое же ему нужно волшебство.
Чтобы все дети стали непослушными и бездарными? Вроде бы нет…
Чтобы все взрослые перестали говорить о других детях хорошее? Тоже странно. Тем более, что примеры взрослых не ограничивались только людьми. Мама любила приговаривать, что от мартовских котов меньше шума, чем от родных детей. После такого примера хотелось научить соседскую кошку визжать весь февраль каким-нибудь  особенным ужасным ором…
Знакомый волшебник внимательно выслушал мальчика. И ничуть не удивился. Мальчику даже показалось, что в глазах волшебника мелькнуло сочувствие. Наверняка ему в детстве тоже попадало в школе колдовства. И ему приводили в пример более способных к магии учеников.
Волшебник сказал, что есть особое заклинание. И мальчика больше никто не будет злить сравнениями в чужую пользу. При этом волшебник загадочно улыбнулся. А на прощание сказал:
- Учти, заклинание перестанет действовать, если ты и вправду станешь хоть в чём-то лучше других детей!
Мальчик оказался на улице. Один и под моросящим унылым дождём. Он пребывал в растерянности. Что волшебник имел в виду? Как это не быть лучше других детей?!
Мимо проходил незнакомый мужчина. Он вёл за руку какую-то девочку младшего школьного возраста. А в другой руке держал зонт. Мужчина остановился и с восторгом посмотрел на мальчика. А потом сказал девочке:
- Посмотри! Вот какой мальчик - молодец! Ты-то, например, в дождь всегда капюшон надеваешь. И твоего лица никому не видно. А я вот, в твоём возрасте, в сырую погоду терпеть не мог головные уборы. Прямо как этот школьник!
Мальчик удивился. В первый раз в жизни его ставили в пример кому-то другому. Только пример получился немного странным.
Дома мама встретила мальчика на удивление приветливо:
- Как хорошо, что ты такой мокрый! Я вот, например, с детства восхищалась мальчишками, которые не боялись дождя! – Мама грустно вздохнула. - Твой-то отец без зонта даже в безводную пустыню бы не отправился.
Мальчик слушал затаив дыхание. Вскоре пришёл дедушка. Он первым делом спросил:
- Надеюсь, ты не делал уроки? А то я, например, с первого класса терпеть не мог всяких паинек-отличников. И моим лучшим другом был второгодник!
Мальчик уж и не знал, радоваться ли ему или огорчаться от таких сравнений…
А на следующий день события стали развиваться уже совсем невероятно.
Учительница в начале урока стала перечислять оценки за диктант. И когда добралась до тетрадки мальчика – стала счастливо улыбаться. Сияя от восторга, она сказала:
- Это мой любимый ученик! Мне ведь, например, так надоедает читать тридцать одинаковых текстов. Проверять тридцать тетрадей. Искать чужие ошибки. А ему я сразу могу ставить единицу. Не читая! У него ведь всегда так много ошибок!
Мальчик чуть не заплакал от такого сравнения. Но остальные ученики ничуть не удивились. А главный отличник класса даже посмотрел на мальчика с нескрываемой завистью.
В школьной столовой царили обычные шум и хаос. Но толстая повариха издалека заприметила мальчика и приветливо помахала ему рукой. А когда мальчик оказался рядом с ней - сказала с улыбкой:
- Ты ведь мой любимый школьник! Мне, например, давно надоели многие дети. Они всё время капризничают и воротят нос от наших обедов. То им переварено, то недожарено. То компот неправильного цвета, то мясо слишком жирное. То просто невкусно. А ты – другое дело! Я всегда с удовольствием смотрю, как ты без разбора поглощаешь любую нащу стряпню!
Мальчик не нашёлся что ответить…
После уроков он был подавлен и расстроен. Чтобы скрасить нежданную тоску мальчик пошёл на спортивную площадку во дворе. Хотелось просто погонять мяч и попасоваться с одним дружелюбным приятелем. Тот уже ждал мальчика. И сказал ему с искренним восхищением:
- Как хорошо, что ты пришёл! А то мне с другими пацанами очень трудно играть. Они такие ловкие! А вот ты, например, совершенно неуклюжий на поле. И тебя очень легко обыгрывать. Я обожаю играть против тебя, когда ты в другой команде. Особенно если ты на воротах. Никогда без гола не ухожу с такой игры!
Мальчик разозлился и пнул мяч со всей силы. Но удар получился слабым и неловким. Мяч лениво скакнул и вскоре замер…
Мальчик почувствовал себя мячом. Таким же нужным, и таким же беспомощным. Все дети любят мяч. Его можно бить ногами и пинать со всей силы. А мяч при этом остаётся совершенно бесправным и несамостоятельным. Но каждый мальчик хочет иметь свой собственный мяч. Чтобы при любой возможности ударить по нему. И можно не переживать, если мяч окажется в колючих кустах или в грязной луже.
Мальчик сел на скамейку и заплакал. Мимо проходили две девочки. Очень, кстати, симпатичные. Они остановились около мальчика. И одна из них сказала подруге:
- Как хорошо, что есть мальчики-плаксы! Такого не испугаешься. А то, например, я очень боюсь, когда вижу одного подростка с нашего двора. Вот тот - никогда не плачет! Даже если его старшие парни будут бить! У него всё равно на лице не будет ни слезинки.
Другая девочка с улыбкой посмотрела на плачущего мальчика:
- А такого, например, даже самые трусливые малыши не будут бояться! Вот и хорошо!
Мальчик вскочил и убежал в дальний конец двора.  Там было безлюдно и тихо. В луже валялся чей-то мяч. Потрёпанный и немного сдутый. А от того – совсем никому не нужный. Отчаяние снова овладело мальчиком. «Вот и я такой же…» - подумал он.
Мальчик рассеянно подобрал мяч и в задумчивости стал набивать его ногой, не давая коснуться земли. Сначала получалось всего два-три удара и мяч плюхался на траву. Но рядом никого не было. И никто из парней не видел этого позора.
Через некоторое время мальчику удалось сделать уже четыре удара подряд. Мягкий мяч был удобен для тренировки.
Неизвестно, как долго продолжалась эта игра. Но вдруг мальчик услышал сзади чьё-то сопение. Он оглянулся и увидел малыша в комбинезоне. Тот с восхищением смотрел на мальчика. А потом сказал:
- Ничего себе! Целых семь раз подряд! У меня, например, так много никогда не получится…
Мальчик неожиданно почувствовал прилив сил и энергии. Он дружелюбно сказал малышу:
- Обязательно получится! Просто надо быть терпеливым. Вот, смотри!
И мальчик сумел девять раз подряд ударить по мячу, не давая тому упасть на землю.
Неожиданный успех окрылял. Хотелось жить и побеждать.
Мальчик ещё долго тренировался сам и помогал учиться тонкостям футбола малышу. А потом сказал ему:
- Не надо бояться быть в чём-то слабее других! Потому что в чём-то другом обязательно окажешься сильнее…