Прилагательные - 1 плюс 1 плюс 1 равно 0

Сабир Сабуров
Душа прозы – в глаголе.
Сразу за глаголом по значимости следует существительное.
Дальше в списке идет прилагательное.
Все литераторы, от Вольтера до Стивена Кинга, единодушно предостерегают об опасности злоупотребления этой симпатичной частью речи.
      
       “Прилагательное часто становится злейшим врагом существительного” (Вольтер)

       “Меня так же учили не доверять прилагательным, как впоследствии я сам научился не               
       доверять некоторым людям в определенных ситуациях” (Эрнест Хемингуэй)

       “Прилагательное – банановая кожура других частей речи” (Клифтон Фадиман,
       американский писатель, критик и издатель)

       “Ловите прилагательные и убивайте их. Нет, я не имею в виду всех до одного, но
       убейте большинство – тогда те, что останутся, будут ценны. Прилагательные
       ослабляют прозу, если стоят близко друг к другу. И они придают прозе силу, когда
       стоят далеко” (Марк Твен)

       “Дорога в ад вымощена прилагательными” (Стивен Кинг)

       “[Прилагательное] – та часть речи, за которую первую ухватываются и потом вконец
       заезживают новички и второразрядные писатели” (Дж. И. Родейл, американский
       драматург и издатель)

       “Избегайте лишние слова, избегайте прилагательное, которое не раскрывало бы чего-
       нибудь” (Эзра Паунд)

       “Еще не создано такое прилагательное, которое могло бы вытащить из
       затруднительного положения слабое или неточное существительное” (Э.Б. Уайт)

С другой стороны, если текст будет состоять только из глаголов и существительных, он будет выглядеть стерильным. Конечно же, в нем должно быть место и для прилагательного, и для описания, но обращаться с ними следует очень осторожно.

Рассмотрим следующие три параграфа.

ПРИМЕР 1: Сочинение в средней школе
      
       Джон, парень с каштановыми волосами и карими глазами, ростом метр шестьдесят и       
       упитанный, медленно шел по улице. Он шел на свидание с Мэри, его рыжеволосой
       пышной девушкой, которая спокойно сидела на цементных ступеньках ее красного       
       кирпичного дома.
       (9 прилагательных, два наречия)

ПРИМЕР 2: Только факты

       Джон шел по улице. Он шел на свидание со своей подругой Мэри, сидевшей на
       ступеньках дома.

ПРИМЕР 3: Хорошая описательная проза

       Джон брел по улице, ветер ерошил его каштановые волосы. Его щеки вспарили в       
       улыбке, когда он увидел Марию на ступеньках ее дома. Она тряхнула пылающей гривой,
       и Джон втянул живот, в который раз поражаясь, что это прекрасное создание – его
       девушка.
       (3 прилагательных, 0 наречий)

В Примере 1 для описания сцены используются прилагательные и наречия. Читатель узнает, что у Джона каштановые волосы, карие глаза, он упитанный и т.п. Кто-то может считать, что таким образом нарисована ясная картина для читателя. На самом же деле, здесь дается слишком много ненужных деталей. Имеет ли какое-то значение для данной истории, что волосы Джона каштановые, а глаза - карие?

В Примере 2 лишь констатируется то, что происходит, и больше ничего. Здесь ничего не делается, чтобы вовлечь читателя, дать представление об образах или возбудить интерес к дальнейшим событиям. Этот отрывок скучный.

Пример 3 показывает, как можно создать реалистическую сцену, заменив прилагательные и наречия более сильными глаголами и существительными. Этот параграф дает информацию о том, что у Джона каштановые волосы и он полноватый, но это делается таким образом, чтобы вовлечь читателя. Многие мужчины, не работающие над своей талией, поймут и будут симпатизировать Джону, который втягивает живот перед тем, как встретиться с девушкой.
Самое важное отличие этого последнего параграфа в том, что он не только передает действия или физические характеристики образов, но и показывает нам скрывающиеся за действиями эмоции и намерения.

Прилагательные имеют стадную природу – им свойственно нагромождаться. Нагромождение прилагательных – это серьезный недостаток в художественной прозе, которого следует избегать любой ценой.
      
Приводя в порядок первый черновик, выявляй в тексте существительные, которые ты определил двумя и более прилагательными. В каждом случае выбери самое сильное – то, которое наилучшим образом передает картинку, которую ты хочешь изобразить, и убери все остальные. По мере возможности заменяй прилагательные сильными глаголами и существительными.
Избегай так называемых «ленивых» прилагательных:
       прекрасный
       замечательный
       красивый
       милый
       ужасный
       глупый
       приятный
       неприятный
       противный
       и т.п.
В редакционных кругах ходит анекдот о прилагательных, который рассказывается в уравнениях:
       1 = 1
       1 + 1 = 0,5
       1 + 1 + 1 = 0