Любить собаку

Левва
   При доме моей бабушки, где мы жили, имелся большой двор. 

   Утром выхожу на высокое, в несколько ступенек, старинное крыльцо. Во мгновение ока, будто только и ждал, рядом "в шуме и ярости" материализуется огромный индюк.
Вздыбил всё своё разноцветье, налился злой кровью, трясет куцей головкой и в нетерпении перебирает длинными ногами: сейчас запинает - заклюет!  Устрашающие выпады сопровождает неистовым ором.

   Взываю о помощи. Выходит бабушка, незлобиво машет рукой, и "чудище обло, озорно, стозевно и лаяй" выключает звук, тут же преобразует военную экипировку в мирную и важно, будто не он секунду тому назад скандалил на весь двор, с возмутительно надменным видом удаляется.
Опасливо, с оглядкой на террориста, я схожу с крыльца, но злодей уже утратил ко мне всякий интерес, присоединился к своему гарему, ходит там гоголем и, наверное, принимает знаки восхищения по случаю удачно отбитой "атаки".

   Яркими букетами по двору рассредоточились нарядные, разноцветные куры в своих вечных поисках чего-либо приятного на вкус. Всё съедобное давно уже склёвано, но вдруг да попадётся какое-нибудь затерявшееся в мусоре зёрнышко.  Всякое ведь бывает...

Рядом ведёт интенсивные раскопки и петух, а узрев нечто питательное, сам не притронется, а возопит на весь двор, скликая своих наложниц. Сбежавшимся подругам галантно предложит угоститься, демонстрируя деликатес и сопровождая своё хлебосольство нежнейшими интонациями непременных "ко, ко-ко".

   Много на дворе сменилось обитателей, но  кого не держали никогда, так это - собак. Ими и город не изобиловал, как-то повывелись после многих голодных лет, а заводить снова народ не спешил. По окраинам брехали кое-где за заборами, в центре же встречались редко - пробегали сторонкой по улице, одинокие, неприкаянные, в каких-то своих заботах. 
    Только однажды довелось мне увидеть собаку особенную.

    Случилась вдруг у меня неприятность с глазами. В поликлинике не помогли, пришлось обратиться к старому, в прошлом ещё земскому врачу. Пока шла у них с мамой беседа, я не сводила глаз с необыкновенного для меня животного: чуть поодаль в этой комнате восседала огромная собака. Неподвижная, величественная, она вся была - предельное внимание: наблюдала и слушала! Думаю, что расцветку крупными пятнами мог демонстрировать только дог. Хотя, если признаться, в собаках я и до сих пор не разбираюсь.

   Мало того, что у нас дома собак не было, меня ими ещё и пугали!

   Все на работе, я - под надзором у бабушки, у которой забот и так выше крыши. Ладно, если я в поле её зрения кручусь, но ведь и на улицу хочется.
-Смотри, бешеная собака укусит!
Эта страшилка рефреном звучала всё детство. Вроде бы каждый раз - мимо ушей, но в определённый момент количество перешло в очень неприятное качество: в моей душе прочно поселился страх собак. Любых. Причём совершенно неподконтрольный рассудку.

   Увижу на улице пса - охватывает ужас, примериваюсь: обойти его или, сохраняя по возможности достоинство, повернуть назад. Выскочит из подъезда, мимо которого прохожу, невеликая собачонка и зальётся радостным лаем по случаю предстоящей прогулки - у меня зайдётся сердце от испуга, который ещё надо скрыть от окружающих.
И продолжалось это долгие годы. Я давно уже стала вполне взрослой и даже - мамой, но в моём  отношении к собакам ничего не менялось.

   Но однажды... Однажды поднимаюсь я по лестнице нашего московского дома и вижу на площадке крупного щенка,не решающегося спустить лапы на ступеньку. Сзади маячит улыбающаяся соседка. Деваться некуда и я, невероятным усилием подавив страх, наклоняюсь и беру щенка на руки. Эта была первая собака в моей жизни, до которой я дотронулась.
Щенок возликовал! Может быть я его выручила, взяв с "опасных" ступенек? Во всяком случае, он выражал свою радость непосредственно: облизывая меня и пытаясь прыгать от избытка чувств прямо в руках. И меня ударило в сердце: это же настоящий ребёнок, держать его на руках, горячего и брыкающегося, не меньшее удовольствие. Наверное, именно тогда моя "фобия" слегка покачнулась, но я этого пока не осознавала.

   Ещё не один раз я встречала щенка. Он рос стремительно, и брать его на руки я уже не могла, но радовался он неизменно бурно, с обязательными наскоками и стремлением во что бы то ни стало лизнуть. Его аура тепла и любви была настолько мощной, что затаившийся внутри меня страх истаивал. Щенок, подобно доброму волшебнику, словно снимал с меня порчу.
Не знавшая собак, я не могла взять в толк, за что он дарит мне такой непосредственный открытый восторг при каждой встрече. Чем я заслужила это? Или  природа собак такова? Между тем вскоре соседка переехала в соседний дом, и я забыла обо всём этом думать.

   Но вот спустя какое-то время иду по улице, и мчится ко мне большая, мощная, чёрная собака с крупной головой, породистая и холёная. И бросается мне, что называется, на шею и радуется, радуется, радуется, напрыгивая на меня в попытке приблизиться к лицу. Это бывший неуклюжий щенок вырос во взрослого ротвейлера и, хотя времени прошло немало, меня не забыл.
Да что за чудо, оказывается, эти собаки, как щедро они воздают за когда-то полученную поддержку!

   Погода ненастная, слякоть. Пришлось возвращаться домой, отмывать плащ. И тут-то я спохватилась: у меня же совсем исчез страх, следа не осталось от мучившего меня так долго этого чувства! Я осознала, что не только не боялась, но испытала в ответ такую же радость, а тепло и нежность от этой встречи ещё продолжают согревать душу.

   И, как апофеоз произошедшей со мной трансформации, вскоре случилась странная история, разгадать которую я не могу и по сей день.

   В очередной раз я запланировала посещение кладбища. Днём помешали непредвиденные дела, но я всё-таки поехала, хотя время перевалило через три часа. Сравнительно недавно открытое, большое загородное захоронение было уже безлюдным, когда я прошла в его начало. Основной  массив  располагался не менее, чем в десяти минутах ходьбы, а здесь простиралось пустынное поле.
   Я споро зашагала по пустырю, ни минуты не задумываясь о том, что это изолированное от мира пространство может таить в себе какую-либо опасность.

   Внезапно со стороны могил показалась фигура мужчины в сопровождении собаки. Они были достаточно далеко от меня, и лицо человека я рассмотреть не смогла, но собаку определила- овчарка. Едва увидев меня, она рванулась в мою сторону. Мужчина совершил какое-то движение - я не поняла: снял с поводка или, наоборот, пытался взять на него -, крикнул ей что-то короткое на слух, но сам остался на месте, а собака со всей доступной скоростью помчалась на меня.

   Я оценила ситуацию. Все кладбищенские службы далеко позади. Передо мной безлюдное пространство, я одна, мужчина стоит на месте, а ко мне стремительно приближается определённо не с добрыми намерениями собака.
И тут на меня снизошло странное спокойствие, даже отрешённость. Я, дрожащая бывало перед любой безвредной шавкой только потому, что она - собака, стояла столбом, не испытывая не только ни малейшего страха, но и вообще никаких чувств.

   А овчарка неслась совершенно по киношному: отталкивалась сразу двумя задними лапами, в полёте выбрасывала разом две передние, приземлялась на них и возобновляла цикл. Она уже почти достигла меня, но на расстоянии четырех-пяти метров ее неостановимый до той поры бег странно нарушился. Она как-будто споткнулась обо что-то невидимое или вошла в другую, более плотную среду, и поэтому была вынуждена сменить скорость. Её зад даже закинуло вбок, как это случается с резко затормозившей машиной.
Уже почти шагом она приблизилась ко мне, по-прежнему стоящей молча и недвижно, обошла  вокруг и  тут же бросилась бежать обратно, не только не тронув меня, но даже и не тявкнув.

   Это была настоящая овчарка, мощная, натренированная. Я так и вижу, как она после приземления из классического прыжка, вопреки отлаженному ритму бега, вопреки своей воле неожиданно явственно тормозит. Что помешало ей наброситься на меня, как и дОлжно происходить в подобных обстоятельствах? Ведь не зря же она мчалась на меня, как на врага!

   Между тем она добежала до хозяина, потянулась к нему мордой, и в этот момент он ударил её ремнём поводка по носу так, что она взвыла. Вместе с ней взвыла и я: за что? И вообще, какую команду он ей прокричал, почему не тронулся с места, чего хотел, чего ждал, зачем наказал собаку?
Верно, что человек бывает хуже собаки, или, что, пожалуй, правильнее: собака бывает лучше человека!

   Они пошли в сторону хозяйственных построек, а я медленно приходила в сознание. Всю длинную дорогу домой я пыталась понять: что уберегло меня от неподдельно злой и опасной  собаки? Что за странная умиротворённость нашла на меня и диктовала поступки: стоять, не двигаться, не бояться? Какая сила остановила собаку в непосредственной близости от меня?

   И вот другого объяснения происшедшему, кроме того, что какая-то невидимая сила на кладбище оберегала меня, я пока не нахожу...


________
Фото из интернета