Твой черед

Александр Асмолов
     Прежде никогда столько не бродил по столице, а последнюю неделю таскаюсь за этой девкой, открывая для себя Москву заново. Я изучаю ее жизнь, как фанат, сдвинутый на мелочах своего кумира. Научился спать урывками, забившись в какую-нибудь щель, пока она заходит в чей-то дом. Странно, но у меня появилось чутье на нее. Как у зверя, обострилось обоняние и слух. Я узнаю ее в любом парике и одежде, в толпе и едва освещенном переулке, за столиком в кафе и за рулем чужой машины. Я даже не ее тень, я ее двойник из параллельного мира. Теперь мне понятно, как маньяк выслеживает свою жертву в мегаполисе. Желание узнать о ней все, чтобы ударить в слабое место, приобрело вселенский масштаб. Мир вокруг «схлопнулся» в черную дыру. Что там пространство и время, моя бессмертная душа поглощена этой воронкой. Она всасывает извне без разбора и брезгливости весь мусор, перемалывая его в воспаленном сознании и раскладывая по полочкам. Наружу не вырывается даже отблеск того, кем я был прежде. Внутри, словно термоядерный реактор, бурлит жажда мести. Она подчинила себе мою личность, но я и не пытаюсь сопротивляться.

     Началось все в прошлую среду. Утром. По дороге в офис я остановился у светофора. Обычно в это время народ едет на работу привычными маршрутами, изучив их до мелочей. Я ждал, когда загорится разрешающая стрелка поворота направо, как вдруг из левого ряда выскочил джип и нагло подрезал меня, поворачивая передо мной. Шедшая по переходу женщина в сером плаще от испуга бросилась вперед, но не успела. Джип снес несчастную с «зебры», как порыв осеннего ветра сметает сухую листву. Полы серого плаща взметнулись, словно два крыла птицы. Удара я не услышал, в салоне машины работал приемник. Серый плащ рванулся через тротуар и врезался в киоск в пяти метрах от меня. Глухой стук и звон осыпавшегося стекла до сих пор звучит у меня в ушах. Те осколки, что не впились в тело несчастной, медленно падали на асфальт, врезаясь навечно в мою память, как кадры замедленного кино.

     Скорая и полиция приехали быстро. Пока я записывал свои показания в машине ДПС, как свидетель, кто-то снял регистратор с лобового стекла моего «Форда». Тогда я не придал этому значения. Подумал, что в суете не закрыл машину, вот кто-то и воспользовался. Только потом вспомнил, что на заднем сиденье лежал хороший кожаный портфель, но воришка не обратил на него внимания. С этого странности только начались. Следователь явно был на стороне водителя джипа, виновного по всем статьям. Им оказалась молодая рыжая девка, в поведении которой не было и намека на раскаяние.  Из дела пропали все показания очевидцев. Инспектора, оформлявшего ДТП, срочно перевели в другой город. Мне начали угрожать по телефону, заставляя указать виновником ДТП жертву. Женский голос нагло диктовал, что я должен делать. Когда же я послал ее подальше, пришла СМС-ка с фотографией дочери. Мы с ее мамой в разводе три года, и малышка единственное светлое пятно в моей жизни.

     Задолго до нелепой аварии в среду я насмотрелся на подобных лихачей, не ценящих ни пешеходов, ни правила, ни машины. Из-за какого-то особого положения таких важных персон в компании, им не только покупают машины, обслуживают их, но даже оплачивают штрафы и взятки. Более того, у такого «важнюка» бывает по две корпоративных машины. Пока одна в ремонте, на другой он катается, вернее - носится, не признавая правил. Похоже, рыжая была из таких вот «важнюков».

     В ту среду злоба закипала во мне с  каждым часом все сильнее и сильнее. Оказавшись под гнетом нарастающего прессинга, ничего не мог с этим поделать. Очевидно, пока я был в успешной части общества, несправедливость этого мира оставалась где-то за бортом моего корабля. Я возглавлял маркетинговый департамент крупной торговой компании, и жизнь вокруг подчинялась строгим законам бизнеса. Я в этом кое-что понимал, ухитряясь опережать конкурентов на шаг, а то и два. Хозяевам компании это нравилось, и все блага жизни мне, как директору по маркетингу, были доступны. Москва становится домом именно для таких успешных и дерзких. Так мне казалось еще на прошлой неделе.

     Роковая среда все перевернула. Незримый цунами прокатился по ней, не оставив и намека на прежнюю жизнь. Звонки влиятельным «друзьям», с кем по выходным встречался на кортах или татами, оказались бесполезными. Сосед по даче, служивший в ФСБ, посоветовал вести себя разумно, ведь ту женщину в сером плаще я даже не знал. Возможно, в иной ситуации я просто отмахнулся бы от проблемы, как большинство успешных, урвавших в жизни кусок чужого пирога. Стоило ли проверять в нашей стране благосклонность Фемиды, давно снявшей повязку и пристально рассматривающей кошельки страждущих. Наверное, отошел бы в сторону, если бы не малышка. Неизвестная, выдавшая себя за родственника, в среду вечером забрала ее из садика. Дочка пропала, и бывшая жена подозревала в этом меня. Я же был уверен, что тут не обошлось без рыжей, которой грозил срок. Она боялась моих показаний и решила шантажировать, взяв дочурку в заложницы.

     Это было подло. Настеньке недавно исполнилось шесть лет. Открытый, умный человечек с чистой доброй душой. Как только у кого-то рука поднялась. Сам бы убивал таких нелюдей. И злоба переполняла меня. Веры ни «друзьям», ни полиции не было. Я стал готовиться к войне. Поэтому, когда в очередной раз позвонил женский голос, я без колебаний «забил стрелку», чтобы, как говорят в известных кругах, «перетереть тему». Договорились на половину одиннадцатого, но в назначенный час рыжая не пришла. Прислала вместо себя «шестерку». «Браток» попытался меня запугать, но я послал его подальше, сказав, что буду говорить только с рыжей. Прождав до полуночи, решил сам открыть охоту на рыжую. Я знал ее адрес и полное имя, этого достаточно, чтобы начать. Понимая, что единственным эффективным оружием в борьбе с ней и ее окружением у меня была только скрытность, решил бросить все, как есть, и действовать самостоятельно. Нужно было разом оборвать все связи, чтобы меня трудно было отследить или вычислить. Непростая задача, но ненависть ко всему продажному миру закипела во мне с такой силой, что я ощущал готовность биться врукопашную с полчищами подонков, посмевших поднять руку на малышку.

     За неделю я немало узнал о рыжей девице из джипа. Помимо официальной квартиры в Крылатском у нее была лежка в Бирюлево.  Безработная Грановская любила посещать ресторан «Круаж» на углу Пречистенки и Гоголевского бульвара. По нечетным дням Виктория Владиславовна пару часов проводила в тире. Еще она ежедневно посещала клуб фитнеса и косметический салон. До полного комплекта состоятельной или находящейся на содержании дамы, ей не хватало только шопинга. Однако не это удивило меня. Рыжая много и подолгу гуляла. Причем в самых разных обличиях. Студентка, разносчица пиццы, курьер рекламной компании, посыльная дорогой клиники или агент туристического бюро. У нее было две машины, багажники которых, словно женские сумочки, таили в себе несметное количество вещей и вещичек.

     Первые дни было трудно угнаться за ней так, чтобы не мозолить глаза. Клеить бороды или косить под гостарбайтеров было не для меня. Я быстро понял, что неузнанными на улицах Москвы становится тот, кого не хотят замечать. Прохожие запомнят, что на углу столкнулись с попрошайкой или вороватым бомжиком, но никогда не опишут его лица. Они будут умышленно отводить свой взгляд или выстраивать стену безразличия, только бы не соприкоснуться с чьей-то бедой. Не зря мистики утверждают, что она подобна заразе. Пристанет, не отмоешься. Поэтому я не прибегал к каким-то особым методам конспирации, а полагался исключительно на свое актерское мастерство. В студенческие годы я увлекся театром, да так, что чуть не бросил экономический институт. С азартом играл на разных площадках в молодежных коллективах. Остановило только то, что заработать на приличную жизнь в столице актерским трудом удавалось лишь единицам. Вот и ушел в бизнес.

     За последнюю неделю я так вымотался, что небритое лицо приобрело выражение нескончаемой тоски или болезни. Впрочем, полиция и охранники меня не трогали, поскольку внешний вид внушал, что жилье-то у меня есть, а вот жизнь не сложилась. Я научился выражать взглядом и всем своим обликом, что не прошу денег, а взываю к справедливости. В нашей стране перестали в это верить. Потому и сторонятся. Впрочем, роль человека, выброшенного волной случайностей из русла благополучной жизни, была мне очень близка. Оставив в одночасье дорогую квартиру, престижную работу, новенький «Форд», преуспевающих коллег, хорошенькую секретаршу, помогавшую коротать редкие часы вне офиса, я исчез. Даже сотовый остался в спальне, покинутой мною в ночь со среды на четверг. Ни друзья, ни враги не знали, где я.

     Быстрее, чем Создатель, я сотворил вокруг себя новый мир, отведя неделю на поиски. Я не знал, что смогу найти и как этим воспользуюсь, но образ маленькой дочки в душе придавал силы на борьбу со злом во всем мире. Его олицетворяла рыжая из джипа. После общения с окружавшими ее людьми и собственных поисков, в моей памяти собралось целое досье на нее.  Там были не только паспортные данные и список текущих дел, но и то, как оценивают ее знакомые и что о ней говорят за глаза. Однако, иначе, как рыжая, я ее не называл.

     Она была из тех перспективных спортсменов, чья карьера оборвалась еще на взлете. Их много, но о них предпочитают не говорить в нашей стране. Попросту забывают, вычеркивая из жизни. Пытаясь выбиться в чемпионы, они ломают себе не только тело, но и душу. Брошенные и забытые, многие из них опускаются на самое дно. Это не значит, что они становятся бомжами или алкоголиками. Нет. После долгих раздумий они разрешают себе переступить закон. И человеческий, и Божий. Логика в их рассуждениях проста – если обществу наплевать на меня, то и мне наплевать на общество, если Господь отвернулся от меня, то и мне дозволено. Некоторые сбиваются в банды, кто-то действует самостоятельно. Первые не столь опасны, потому что их действия предсказуемы и укладываются в известные криминальные схемы. А, вот, одиночки не только изобретают что-то новое, но и получают от этого особое удовлетворение. Они доказывают, прежде всего, сами себе, что их зря сбросили со счетов, что они особенные. Из них рождаются гении преступного мира,  с которыми представители правоохранительных органов нижних ступеней не способны справится. Эту роль почему-то выпало исполнить мне. Возможно за какие-то грехи в прошлом.

     Сегодня рыжая опять «пасла» мужика лет сорока. Удивительно, что ни он, ни его охрана не замечали этой наглой девки. Она буквально издевалась над ними, подходя к объекту вплотную. Впрочем, нужно отдать должное ее изобретательности. Я и сам не сразу расшифровал ее, когда поджидал за углом магазинчика, куда она зашла, якобы за покупками.  Помогло обострившееся чутье на эту зверушку. Ее тренированное гибкое тело в обычном состоянии скорее принадлежало подростку, чем киллеру. Она запросто усыпляет бдительность, но в момент опасности это быстрая мангуста или молниеносная кобра. Волкодавы из охраны «папика» ждут свирепого вепря или снайпера в засаде. Подросток же в обвисшем на худеньком теле одежде их не напрягает.

     Очевидно, рыжая вычислила кафе, где сорокалетний мужчина тайно встречался с дамой, и спокойно его там дожидалась. Вернее, мы ждали его вместе – я помогал таджику раздавать рекламки соседнего магазина у большой витрины этого кафе. Внутрь зайти опасался, но выручали модные нынче в интерьере торшеры и настольные лампы. Согласно учению Фэн-шуй, они привлекали в дом гостей и удачу. На это рестораторы не скупились. Мне было хорошо видно, что сорокалетний мужчина с дамой сидели во втором справа кабинете, а рыжая пару раз прошла в метре от «папика». Двое охранников сидели за соседними столиками. Согласно инструкции, они даже не притронулись к остывшему кофе, держа согнутые в локте руки у оттопыренных пиджаков. Неуклюжие движения угловатого подростка ни у кого не вызвали подозрений.

     Прохожие перед кафе не обращали внимания на попытки раздать рекламу. Ручейками они обтекали нас с таджиком, как столб или ямку. Кто-то брал яркие листочки только для того, чтобы тут же выбросить. Так продолжалось около часа, пока в кафе ни началась суета. Сорокалетний мужчина, откинувшись, полулежал в кресле с открытым ртом. Он словно пытался вдохнуть, но никак не мог этого сделать. Его дама старалась ослабить несчастному галстук, но узел не поддавался. Один охранник звонил по сотовому, другой тряс за плечи перепуганного официанта. В зале началась паника, и посетители спешили покинуть злосчастное заведение. Никто не обратил внимания на то, как быстро исчез подросток. Его угловатые плечи в толпе были интересны только мне.

     Через десять минут я уже плелся по противоположной стороне улицы за начинающей актрисочкой. Потому что подросток, заскочивший в бутик женской  одежды, преобразился в восходящую звезду сцены, щедро расплатившись с продавцом. Огромные солнцезащитные очки не могли скрыть очаровательную улыбку на хорошеньком личике. Прохожие отвечали ей тем же. Надо думать, и конкуренты несговорчивого «папика» тоже улыбнулись, услышав новость о странном происшествии в кафе. Разве что, патологоанатом удивился, обнаружив маленькое пятнышко за ухом доставленного из кафе покойника. Однако ни отравленного дротика размером с иголку, ни присутствия какого-либо яда в организме так и не нашли. Вывод стандартный  - чрезмерные нервные нагрузки и неправильный образ жизни просто косят современных бизнесменов. Особенно тех, чей бизнес приглянулся более сильному конкуренту.

     Прогуливаясь в паре по многолюдным улицам столицы, мы добрались до знакомого ресторана «Круаж». По дороге солнцезащитные очки сменила элегантная шляпка с вуалью, а неприметные ноготки заиграли на тонких пальцах от яркого лака. Движения начинающей актрисы стали ленивыми и сексуальными. Едва наметившиеся особенности женского тела были неотразимо привлекательны под тонкой материей. Ах, эти обольстительницы, как они могут манипулировать вниманием мужчин! И вот, уже официант дорогого ресторана прогибается перед важной клиенткой, помогая ей сесть за стол, чтобы не помять платье. Мужчина с сигарой расщедрился на угощения, и стол накрыт на славу. Впрочем, он знает, что путь к сердцу красавицы лежит не через желудок. Изящное колечко сверкнуло камушком на тонком пальчике, и она одарила поклонника долгим чарующим взглядом. Увлажненные нежные глаза и чуть приоткрытые чувственны губы… С ума сойти!

     Я наблюдал за этой картиной под видом скупердяя, рассматривавшего меню. Примостившись за столиком у входа, отделенного от зала изящной плетеной загородкой, минут пять украдкой следил на рыжей. Изобразив недовольство высокими ценами, гордо покинул свой наблюдательный пункт. Официанты продемонстрировали брезгливое пренебрежение к такому придирчивому клиенту. Вообще-то с деньгами у меня, действительно, был напряг. Да, деньги теперь уверенно правят нашей страной, как того не могли добиться ни коммунисты, ни демократы. 

     Покидая престижное столичное заведение изысканного питания, заступаю «на вахту». На противоположной стороне Пречистенки, у памятника Кропоткину, есть удобные скамейки. Рыжая после ужина непременно поднимется на веранду с видом на Храм Христа Спасителя. Она любительница кальяна и  эффектных зрелищ. Так что в сторону памятника бывшему теоретику анархизма она навряд ли будет смотреть.

     Пока столица медленно погружается в вечерний полумрак, стараюсь только чутко дремать. Мой обостренный звериный инстинкт непременно подаст сигнал, если рыжая появится у двери ресторана. Не думаю, что сегодня она уйдет через черный вход. Мужчина с сигарой не ограничится роскошным обедом, он будет покорять эту вертихвостку с купеческим размахом, получая удовольствие не столько от предвкушения возможных ночных забав, сколько от осознания своей значимости. Раньше таких, как он, в нашей стране презрительно называли торгашами, а теперь они руководят обороной великой державы, разворовывая последнее. Впрочем, что мне до этого, нужно вытащить малышку. Я пытаюсь распутать клубок, не оборвав единственную ниточку, а она тянется к рыжей. Мысленно я десятки раз проигрывал воображаемые сценарии освобождения дочки, и всякий раз убеждался в их нелепости. Аналог американского боевика, в котором простой клерк спасает мир, ну, или хотя бы, своего ребенка, не складывался. Сегодня заканчивается отведенный на поиски срок. Кто его мне назначил, не знаю, но ощущение приближающегося финала явное.

     Инстинкт не подвел меня. Рыжая выходит из ресторана, сопровождаемая мужчиной с неизменной сигарой. Медленно приближаюсь к ним, лихорадочно соображая, что, если они сядут в машину, могу их упустить. Удача на моей стороне. Парочка обсуждает, куда бы поехать кататься по Москве-реке. Даже не сомневаюсь, что любительница эффектных зрелищ прикажет ехать к памятнику Петру на пересечении  Бережковской и Болотной набережных. Подобно лосю во время гона, я рванул к Патриаршему мосту, где можно сесть на катер. Летом я устраивал банкет на пароходике для топ-менеджеров после регионального совещания. Как бы пригодился мой сотовый со всеми контактами, но его нет. Впрочем,  удача не покидает меня.

     Когда рыжая появилась на причале, я уже был на единственном свободном катере.
Пассажиры не торопятся. Мужчина попыхивает сигарой и смотрит по сторонам. Наконец подкатывает такси. Из него выходит женщина и девочка в ярком платье. Похоже моя дочка ровесница этой девчушки. Она обнимается с рыжей, взволнованно рассказывая, как они мчались по городу. Похоже, это ее дочь. Я наблюдаю за ними из своего укрытия за рубкой и теряюсь в догадках. Случайна ли встреча. Тем временем катер, глухо заурчав двигателями, выходит на середину реки. Пока пассажиры любуются видами вечерней столицы, в моей душе борются противоречивые чувства. Я еще не знаю, на что смогу решится.

     Катер медленно подходит к нелепому творению Церетели. Мужчина с сигарой и женщина, сопровождавшая девочку, сидят за столиком, накрытым на корме для ужина. Рыжая стоит у борта, обняв девочку за плечи, и что-то ей рассказывает. Это мой шанс. Под рокот двигателей мне не сложно подкрасться к этой парочке.  Впрочем, девочка все же что-то услышала и медленно повернулась. Ее испуганный взгляд остановился на моем лице.

 - Ты хочешь убить меня? – неожиданно спрашивает она.
 - Кто? – рыжая едва не кинулась на меня.
 - Где Настя? – почти шепчу я от гнева в ответ.
 - Сейчас речь о тебе, - неожиданно спокойно произносит девочка.

     Во мне борются две мысли – отомстить всем этим нелюдям за малышку и страх причинить боль незнакомой девочке, дочери моего заклятого врага. Она, ведь, тут ни при чем… Как и моя девочка, между прочим, ставшая разменной монетой в чьей-то игре. Нет, всех под корень.  Каленым железом… Не знаю, сколько продолжается во мне эта борьба, но поднять руку на ребенка я не в силах.
 
     Очевидно мое лицо, как зеркало, отражает душевные порывы.
 - Я же говорила тебе, что он не убийца, - обращается девочка к рыжей, не сводя с меня пристального взгляда.
 - Откуда такая уверенность? – цинично отзывается та, рыская глазами по сторонам.
 - Хочешь поговорить с Настей? – неожиданно спрашивает девочка.

     У меня перехватывает дыхание, и я только нервно киваю в ответ. Девочка достает из кармашка телефон и, быстро набирает номер.
 - Алло, - слышу я до боли знакомый голосок, - кто это?
 - Это папа… - я пытаюсь ответить малышке, но ничего не получается.
 - Папа? – после долгой паузы неуверенно спрашивает она. – Это ты?

     Мне хочется кричать в этот дурацкий телефон во весь голос, но я вдруг понимаю, что аппарат со светящимся экраном не у меня в руках, а у  девочки в ярком платье.
 - Мама сказала, что тебя убили неделю назад, - всхлипывает ее голосок. – В субботу были похороны… А ты откуда звонишь? Я, ведь, знала, что не уйдешь не попрощавшись. Так в кино показывали. Я знала…

     Я слышу, как она плачет, но не могу выдавить из себя ни звука.
 - Я тоже тебя люблю, - неожиданно отвечает мне малышка, словно слышит мои мысли, – и буду всегда помнить. У мена на столе фотография. Где мы втроем. Я еще маленькая и ты меня держишь на руках. Помнишь?

     Телефон отключился, и я почувствовал необычайную легкость.
 - Иди с богом, - слышу я чьи-то слова. – Твой черед.


Рассказ вошел в сборник «Ключи от дома»
Москва: «Полиграф Центр» 2007 - 535 стр.  ISBN 978-5-903438-09-9   
и  Екатеринбург: «Ридеро»  2017 – 402 стр.  ISBN 978-5-4485-7836-6