Исток

Ольга Широких
В здании Дома быта находился частный кабинет психологической помощи «Исток».

Хозяйка, она же психолог, Оксана Омулёва, была единственным сотрудником «Истока».
 
Открыть своё дело оказалось не так уж трудно. А, вот, удержаться в коммерческом водовороте – невероятно сложно.  Омулёва считала себя горе-дельцом, потому что дело должно приносить хоть какой-то доход!

Все  знакомые  Оксаны  дружно советовали «выстоять первые два года, потом легче будет». Но пока Оксана лишь себе в убыток оплачивала  уютное угловое помещение, в котором из «материальных ценностей» имелись   стул, стол, кушетка, телевизор, диплом в рамке и обогреватель «Ветерок».

Посетителей  приходило не больше одного в день. Омулёва выкладывалась полностью для них. Уходили они восхищёнными, сокровенно-расшатанными, понятыми, со слезами прозрения. Но в нашей стране настолько не принято допускать кого-то в свой внутренний мир, что «излечившись», посетители предпочитали забыть о визите, нежели рекламировать всем: «Я тут у психолога был, классный специалист, скажу я вам! Разобрался сразу, что отец сломал меня в детстве и теперь я всю жизнь доказываю ему, что на что-то способен…»

Оксана уже  подумывала  бросить играть в бизнес-леди и вернуться в коррекционный интернат на свою законную ставку. Однако, ей всегда хотелось помогать обычным людям; почему-то в обществе считается, что им помощь не нужна! Это они всем должны помогать. Оксане хотелось менять судьбы несчастливых и неуверенных в себе людей в лучшую сторону. Что интернат? Там она сможет путем натаскивания приблизить детей к относительной норме социализации. А,вот, работать с проблемами внутрисемейными, внутриличностными - это уже высшая форма качественной помощи. 

Как она к этому пришла? Слишком много сломанных жизней видела она вокруг. Взять её одноклассников. Хорошие, полные и прочные семьи на вид. Окружающие в восторге от них, равняются на них. И вдруг как гром среди ясного неба-трагедия. Вот пример. Вундеркинд Коля Барышев, красный медалист, надежда школы, в пятнадцать поступил в ВУЗ. Разве кто-то ожидал от него самоубийства в двадцать три года? А Коля просто устал жить, нажился уже.Исчерпал радость и желания совсем. Ощущал себя на семьдесят три... Или вот, красавица, Лена Мисина. Хотела быть ветеринаром. Родители заставили стать экономистом. Результат: Лена спивается. И таких примеров великое множество!
 
Оксана чувствовала, что может помочь сегодня тем, кто стоит на перепутье. Имеет силы переубедить, перенастроить участников будущей драмы, повлиять.
         
Сегодня намечается непростая работа. Непростая, потому, что работать предстоит с бывшей подругой. Они перестали общаться так, без повода, просто разошлись пути-дорожки….

С давними знакомыми работать вообще тяжело – они думают, что одним движением пальца ты развеешь то, что нагнеталось годами.

– Ой, Оксан, привет! Сколько лет, сколько зим! – обрадовалась Валентина при случайной встрече позавчера. – А я как раз собиралась тебе звонить, да телефона не нашла! Бог услышал, встретились! Хочу привести своего Витальку к тебе на приём.
       
– А что такое? – удивилась Оксана.

Обычно, Виталька доставлял мало проблем, и был на редкость организованным.

Витальку Оксана знала с рождения. Ещё тогда подумала о превратностях судьбы: ну почему у одиноких мам чаще рождаются сыновья?
 
У Валентины не сложилось с отцом мальчика, и они почти сразу расстались. А жаль. Валентина и Олег по отдельности  были хорошие люди, а вместе жить не стали. В результате мальчика воспитывали две учительницы, Валентина и её мама, Фаина Игоревна.

– Проблема у нас, – трагическим голосом сказала Валентина. – Он стал просто невозможным: грубит, хамит, дуется, огрызается.  Бабушку до слёз довёл! Помоги нам!
         
«С чего такое поведение? Гормональные перепады?»

Оксане предстояло разобраться.

…И вот, Валя и сын сидели  на приёме.

– Оксан, мы зашли к тебе поговорить, – вступила  Валентина.

– Я вас внимательно слушаю.

– Да нормально у нас всё, – буркнул  паренёк с настойчивым пушком над верхней губой. Он сидел в сгорбленной  позе, раздвинув ноги и свесив с них  кисти рук.  На этот поход к психологу он согласился  лишь под давлением матери и выворачивать душу не собирался.
         
«Пункт первый. Расположите собеседника к себе».

– Может, чай? Кофе? Печенье?
         
– Да какой там кофе! – взорвалась Валентина. – Проблема у нас, Оксана … Юрьевна! Он грубит! Не хочет меня понимать абсолютно!

Валентина вдруг выдала неожиданную, но судя по отчаянному голосу, основную версию:
 
– Виталька  не хочет продолжать династию педагогов! Его, видите ли, «тянет в небо»!

– Мама! – возмутился  сын. – Мы же с тобой говорили на эту тему! Ты…

– А что мама! – развернулась к нему Валентина. –  Много ты о маме думаешь!
    
– Так ты из-за авиации меня сюда притащила? «Приступы агрессии, приступы агрессии»... А я-то поверил, дурак набитый! Ну и зря всё это!  Думаешь, поход к тёте Оксане переубедит меня, и я пойду работать этим дурацким учителем?
   
– Вот! – всплеснула руками мать. – Слышишь, Оксан, как он рассуждает? Мы с мамой, оказывается, «дурацкие учителя»! А я, между прочим,  в твоем возрасте маму послушала, пошла в педагогический, и потом ни разу не пожалела! Никакого уважения к профессии! 
       
– Да уважаю я, – буркнул Виталька, беспомощно поглядывая на Оксану. –  Просто…
      
– А ему всё просто! – На  лице Валентины проступил мраморный румянец. – Он даже не думает, что мы с бабушкой с ума сойдём от тревоги! Самолёты сейчас бьются, как рюмки! Воспитываешь тут, воспитываешь, лучшее вкладываешь, а они все в своих непутёвых...

Омулева пронзила взглядом Валентину, призывая остановиться:
    
– Валентина….Мне примерно понятна суть вопроса.  Идите сейчас домой. Пусть Виталя приходит один в четверг, в тринадцать тридцать, после школы. 
    
– Без меня, что ли?

– Да. Подпиши согласие на работу с ним в индивидуальном порядке.
 
– Я-то подпишу.  Просто…. И это что, всё на сегодня? – сомневалась подруга.

– Это был предварительный разговор, он бесплатный, чтобы вы определились: будете ходить, или не будете.

Медленно поднявшись, Валентина сухо попрощалась и направилась к двери.

Рад окончанию сеанса был только подросток, который  для себя уже решил в четверг не приходить.

…Тут налицо противостояние поколений и интересов, подумала Оксана и вдруг вспомнила историю, слышимую от самой Валентины когда-то.
      
…Витальке было четыре года.  Это был второй раз после роддома, когда Олег захотел пообщаться с сыном.  Он подошёл к нему на прогулке в детском саду:

– Ты Виталя?

– Да!

– А хочешь, я принесу тебе большой самолёт?

– Не-ет, – ответил мальчик, – ты лучше куклу принеси, вот такую большую. – Виталька показал ручкой, какого роста должна быть кукла.

– Но почему куклу? – растерялся Олег.

– А я буду её азбуке учить, как мама, – сказал мальчик и убежал.

…Оксана грешила тем, что проваливается в мысли, как в пуховую перину. Вдруг она с удивлением  обнаружила, что Виталька на неё как-то странно  смотрит.
Ах, да! Настал четверг. Уже тринадцать тридцать пять. Она же сама пригласила его на индивидуальный сеанс, усадила на стул и задумалась!   
      
– Виталька, а почему ты всё-таки пришёл? – спросила она. – Видела, ты не собирался идти.

– Потому что мать дома начала: «Вот, не знаю, что и делать…. Сын максималист, нервы мне треплет, а подруга тоже хороша, из-за отсутствия клиентуры решила на мне»... ну, дальше неважно. Обидно мне за вас стало. Вы же денег даже не взяли в тот раз!

– Понятно… Из вредности, значит...

– Теперь что, от авиации меня отговаривать станете?    
    
– Нет, ну что ты. Зачем. Психология учит, что я лишь наткнусь на обратный эффект. Если не торопишься,  посиди пока, а мне надо сделать  один  важный звонок.

Виталька  кивнул головой, сел вольготнее и стянул со стола печенье.  Оксана вышла из кабинета, и вскоре вернулась.

 «Пункт два. Разговори человека».
      
– Знаешь, Виталька, устала я со своим «Истоком».

– Почему? Надоело вам с такими, как я, общаться?
       
– Нет, просто не идут ко мне посетители.  Вот и ты не хотел идти… 
       
–  Но почему…, – попытался возразить он и покраснел. – Тогда зачем  вы тут сидите?
         
–  Работу свою люблю, вот и сижу. А знаешь, Виталька, жалко, что раньше  не было психологов. Меня отец один воспитывал. Я драться умела, из рогатки стреляла, с мальчишками яблоки крала, а сама выла по ночам без мамы…
   
– У вас что, мамы не было? –  проникся  Виталька. 
       
– Не было.  А у тебя есть замечательный отец, которым можно гордиться. Пресловутый летчик.  Виталька, жизнь не всегда складывается, как по книге. Прости его!
            
– С чего это я должен простить его? – нахмурился Виталька. – Тёть Оксан, кому это нужно? Где он, вообще? Как он узнает, что я простил? Ерунда какая-то…
      
– Ну, не скажи, – возразила Оксана.  – Не ерунда. Ты никогда не задумывался, почему тебя тянет в небо? Про зов крови слышал что-нибудь?

На Оксанин телефон пришло сообщение. Она быстро прочла его и удовлетворённо кивнула головой, пока Виталька отвечал на поставленный вопрос:
         
– Генетическая информация, и всё такое... Это что-то вроде вашего «Истока»…   
         
– Лучше и сказать нельзя! А может, с твоим глубоким мышлением лучше в  преподаватели, а? 
         
– Да нет! Понимаете, тёть Оксан, ну не вижу я себя у доски с указкой! – сказал Виталька уже объясняющим тоном, спокойным. 
      
– Да поняла я! Сейчас мы с тобой пройдём тест на профпригодность. Вот, держи бланк, заполняй.
          
Пока  парень трудился над тестом, Оксана раздумывала, как представить  того, кто стоит сейчас за  дверью.
         
– Я всё! – радостно сообщил Виталька.

– Пока я расшифровываю, закрой глаза – это часть теста – и представь, кем ты себя ощущаешь?
          
Парнишка нехотя закрыл глаза, ему не нравились такие приёмы, но всё же сумел сконцентрироваться.

– Я вижу себя пилотом самолёта! – Руки уверенно взялись за воображаемый штурвал, лицо стало серьёзным.
 
Оксана поняла, что страна только что окончательно потеряла учителя. Результат теста также указывал на преобладание технических способностей.

– Открывай уже очи свои, размечтался!
      
Виталька открыл глаза, потёр кулаками и не сразу сфокусировал изображение. Кто это? Перед ним стоял Олег в лётной форме. Он был высок, успешен, уверен в себе, на лице играла полуулыбка.

Он кивком поздоровался с Оксаной и крепко пожал Витальке руку.
       
– Виталька, это твой папа, – запросто сообщила Оксана.

У Витальки натурально отвисла челюсть. Рот приоткрылся. Он рассматривал отца и не знал, что делать.         
       
– Я думаю, вам есть, о чём поговорить, – буднично сказала Оксана, приподнимаясь со стула. – А у меня обеденный перерыв.

Она оставила отца и сына одних.
         
На самом деле она гуляла по этажу и никак не могла унять сердце, которое хотело выпрыгнуть из-под кофточки.

Что происходит в кабинете? Молчат? Ругаются?

Она наводила предварительные справки о семейном положении Олега. Он живёт с женщиной и ребёнком Виталькиного возраста. Встреча с сыном, вроде как, никому навредить не должна.
 
…Мучимая нетерпением, она распахнула дверь. Две головы склонились к мобильным телефонам и обменивались номерами…

"Валентина теперь точно меня убьёт"...

«Маме ничего пока не скажу» – решил Виталька.
 
«В какой дыре Оксанка принимает, с ума сойти...» – подумал Олег.
      
… Прошло три месяца. Зазвонил телефон, Оксана сняла трубку:
         
– Алло,  «Исток» слушает….
          
Это был Олег.

– Привет, Оксан. Ты сейчас  телевизор включи, местную программу, ладно?
          
– Ладно! – согласилась она, и, не отнимая трубки от уха, нажала кнопку включения.
 
Начался рекламный блок. И вдруг диктор объявил:

–… «Приглашаем всех посетить агентство «Исток»! Приём ведёт высококвалифицированный специалист Омулёва Оксана Юрьевна. Она поможет разобраться вам в нелёгких взаимоотношениях с детьми, наладить контакт и обрести долгожданный мир в семье! Приходите по адресу, улица Богатырёва, 22…»

– Но у меня не такой адрес! Улица Богатырёва  же в центре, там дорогущие офисы…, – не поняла Оксана.

– Теперь у тебя новый кабинет в центре.
            
– Олег…  Ты с ума сошёл!… 
         
– Я тут не при чём. Один хороший  человек помог мне по старой памяти.  Оксана, не пугайся. Это бесплатно, сроком на три месяца. Дальше посмотришь по обороту, оставаться тебе там, или возвращаться в Дом быта. Да и дело не в этом! Ты в курсе, что сын решил идти по моим стопам?
       
– Правда? – уклончиво сказала Омулёва. – Всё-таки, решил!
       
– Да, – подтвердил Олег, как довольный кот. – Спасибо тебе за всё! Мы начали общаться! Я сам готовлю его к поступлению, брал в аэропорт с собой. Валентина, конечно, бушевала сначала, но потом смирилась. Теперь мы общаемся ради сына.  Я познакомил Витальку с пасынком, Сережкой. Они подружились. Ты будешь смеяться, но Сережка хочет стать учителем истории… Но это я сейчас отступил от темы разговора!  Оксана! У того знакомого, чей офис на Богатырёва, сейчас проблемы с дочерью. Он хочет привести её к тебе! Так что, съезди туда обязательно!
          
 …Раздираемая сомнениями, она  поехала. По пути думала, что профессия  сыграла и ней злую шутку. Ей бы радоваться, а она мучается: неудобно принять королевский подарок Олега. Слово родом из совка – «неудобно» – многим испортило жизнь!
Психолог ещё называется! Себе помочь не может!
         
… Омулёва ахнула, распахнув двери. Никогда ей не доводилось видеть такой  великолепной  студии с геометрически нарушенными  потолками, хромированными столами, изогнутыми вазами, оригинальными панно со шкурами нерпы на стене.

Ухо ласкал самый благодатный звук на свете – телефонный звонок! Она нужна людям!
Кстати, а это что? Оксанин взгляд устремился под потолок: там висел белый, гордый  и свободный, как птица, самолёт…