Лабиринт

Соколов Сергей
Смеркалось. Денни бесцельно брёл по парку. Погода была не для прогулок – дождь сменился изморосью. Вода была повсюду: и на земле, и в воздухе. Холодало, но Денни не торопился возвращаться домой. Вид пустой комнаты с примелькавшимися картинками на стенах вызывал тоску. Жизнь, ещё недавно бросавшая его из стороны в сторону, вдруг резко остановилась. А он? Он, как человек, слетевший с «колеса смеха», пролетел по инерции какое-то расстояние и ударился о барьер. Он не видел этого барьера, но ему было больно... Больно жить... Больно вспоминать…

Сырость и холод проникали внутрь. От их прикосновений ёжилось тело. Ёжилась и душа. Или она ёжилась от его мыслей?
 
Денни не был приучен к одиночеству… особенно к одиночеству среди людей. Ему нужно было, чтобы вокруг него всё вертелось. Он любил, чтобы люди, находящиеся рядом, развлекали его. Ему нравилось, быть нужным. Нравилось, когда его нагружали чужими заботами, пусть пустыми, пусть ненужными, но они занимали его. Такие занятия давали ощущение полноты жизни. Сейчас же его жизнь была наполнена пустотой. Безмолвной пустотой! А ему был нужен шум жизни. Шум, к которому он привык! Но кто-то большой и невидимый внезапно упаковал его в прозрачную звуконепроницаемую оболочку. Она отделила его от людей, находившихся рядом. Порой Денни казалось, что это оболочка растворила их. Первое время телефон напоминал о бывших коллегах и приятелях. Звонки для него были свидетельством того, что его помнят. Потом Денни понял, что ему звонили скорее по инерции, чем по необходимости: сказать приятелям было нечего. За короткое время их интересы разбежались в разные стороны. Сейчас приятели только эпизодически, на краткий миг появлялись в его жизни. Внезапно появлялись… Так же внезапно исчезали... Он понимал, что общение с ним не доставляет им удовольствия. И Денни жалел… себя.
 
«Этакий житейский парадокс – приятелям неприятно общаться», – грустно подвёл итог своим размышлениям Денни. – «А чему, собственно, удивляться? Говорят, что друг познаётся в беде, но дружить предпочитают с теми, кто делится радостями, а не горестями».

Таких выводов за последнее время он сделал предостаточно, но ни один из них не добавил ему оптимизма. Правда, этот позволил понять, что ему изрядно надоело копаться в себе и в событиях последнего времени.

Денни остановился… Огляделся… Только сейчас он понял, что потерял связь с действительностью, а его голова, похоже, потеряла связь с ногами. Оказывается, он давно не обращает внимания на то, куда несут его ноги. И сейчас ему хотелось поточнее знать, где он оказался.

Денни стоял в дальнем конце парка. С одной стороны доносился шум городских улиц. С другой – была тишина. Там парк упирался в пустырь, который, как говорили, доживал последние дни: скоро он должен превратиться в новую стройку. Между городом и пустырём, прямо перед Денни, поблёскивал огнями появившийся недавно в парке аттракцион. Голые ветви деревьев, раскачиваясь на ветру, делали его огни мерцающими, загадочными. Раньше Денни давно бы посетил его один или с приятелями, но сейчас… Сейчас он был равнодушен к подобным развлечениям: в его жизни хватало и более серьёзных «аттракционов». И глядя на огни аттракциона, он понимал, что оказался здесь случайно.

«… по воле бесконтрольных ног», – подметил Денни, как бы снимая ответственность с себя.
 
Сумерки сгущались. Контуры деревьев на глазах теряли резкость. Казалось, они медленно растворяются в густеющем воздухе. Редкие прохожие торопились миновать парк. В их движениях проглядывала суетливость, будто они боялись, что наступающая темнота обязательно растворит и их.  А может быть, они просто хотели побыстрее оказаться дома, необязательно в уютной, но обязательно в привычной для них обстановке. Им не было дела до Денни. Равно, как и ему не было дела до них.

Денни пошёл в сторону огней. Он шёл на их зов, как идёт уставший путник на одинокий огонёк, мерцающий в ночи. Внутри Денни теплилась надежда. То была надежда на перемены… перемены к лучшему.
   
 
***
Реклама аттракциона зазывала. Нет! Она просто притягивала! Сверкающие буквы складывались в слова: «Успех ждёт тебя!»

«Успех?.. Меня?.. » – Денни скептически усмехнулся.

Блеск рекламы, сверкавшей на фоне тёмного неба, не вязался с его настроением. Он не знал, нужен ли ему этот игрушечный успех? Решит ли он его проблемы? На душе у Денни было темно… Так же темно, как и в парке вдали от аттракциона.

Буквы кричали. Они не отпускали Денни. Они обещали. Они намекали, что все его невзгоды преходящи, и, может быть, уже сейчас эти невзгоды готовы уйти в прошлое. Нужно только решиться!

Денни не мог отделаться от чарующего влияния сверкающих букв. Они вносили сумятицу в его и без того неустроенную жизнь.

В сознании Денни внезапно возник образ успеха... Возник сам по себе. Возник вопреки его желаниям. У Денни даже пересохло во рту, когда перед ним стали пробегать заманчивые картинки. И в каждой – главным героем был он! Вот одно лёгкое движение руки – что там движение! намёк на него! – вызывает вихри подобострастия… Как джин из бутылки, вырастает распорядитель… Ещё мгновение и перед Денни возникает всё, чего бы он ни пожелал... Да, что там – «пожелал»! – перед ним возникает даже то, чего он пожелать ещё не успел! Вот вокруг него суетятся репортёры… Вспышки фотокамер… Зазывные улыбки женщин… Вот…

Денни тряхнул головой. Ему захотелось избавиться  от наваждения. К чему оно? Такая жизнь не для него! Видение сжалось, исчезло. Но… оно растворилось только на миг. И тут же возникло с новой силой. Оно рисовало новые картины… Рисовало их в новых красках... Рисовало ярче, чем прежде... Образы успеха завораживали с удвоенной силой! На мгновение Денни даже показалось, что видение живое. Оно смотрит на него! Смотрит глазами  окружавших его там людей. Оно смотрит глазами людей, которые сами были видением. Видение смотрит и не верит… Оно не верит, что от предлагаемой им жизни можно отказаться.

Взгляд изнутри родил в Денни сомнения. Они захватили его.

«А, что?.. Может, рискнуть? Не такая уж большая плата – цена за билет. В крайнем случае, проживу один день без ужина. Говорят, даже полезно…» – подумал Денни. И тут же грустно добавил. –  «Полезно, наверное, для полного брюха…»

Его собственное брюхо давно не бывало полным.
 
Незаметно для себя Денни поддался искушению видения. Он начал убеждать себя, придумывая всё новые и новые аргументы.

Вскоре Денни уже верил, что билет на аттракцион – этот раскрашенный кусочек плотной бумаги – станет для него пропуском в новую жизнь... В ту жизнь, которую он только что видел... В ту жизнь, на которую намекала реклама...

Денни сунул руку в карман. Выгреб всю имевшуюся наличность. Пересчитал её. Бросил беглый взгляд на сверкающие буквы и решительно направился к входу в аттракцион.


***
Денни был не одинок в своём стремлении. Перед самыми дверями его обогнала группа молодых людей. Они оживлённо обсуждали, кто пойдёт «за успехом». Похоже, и у них основным препятствием на этом пути были деньги. Точнее, их отсутствие.

«Странно», – подумал Денни,  – «даже за попытку, стать успешным, нужно заплатить. Платить за то, чего нет, и, может быть, никогда не будет! Парадокс!»

Это открытие не изменило его намерений. Денни не примерил его на себя. Оно касалось только молодых людей, обогнавших его. Денни уверенно продолжил своё  движение к цели.

Двери аттракциона смачно чмокнули и проглотили молодых людей.

«Исчезли… как корм в пасти рыбы», – машинально сравнил Денни.

Сам он оказался следующей порцией «корма» для сверкающей огнями «рыбины».


***
Денег на билет хватило. И даже немного осталось.

Через несколько минут Денни уже ставил подпись под распиской. Организаторы аттракциона не допускали к игре без неё. Они хотели иметь гарантию того, что всю ответственность за последствия игрок возьмёт на себя. Не отвечали они и за «...летальный исход…». Этот пункт рассмешил Денни. Ничего глупее нельзя было придумать! Зачем ему в этом случае будет их ответственность? Ему будет всё равно.

Расписка смущала Денни. Но… что было его смущение по сравнению с тем, что его ожидало? Сейчас он верил, что и в его честь прозвучат фанфары… Те самые фанфары, которые иногда звучали с подиума у аттракциона в честь победителя. Об этом ему тоже рассказывали.

Ещё раз глянув на расписку, Денни отдал её распорядителю. Тот деловито принял её… Внимательно посмотрел на подпись, словно не был уверен в её подлинности… И также деловито спрятал её в недра большой папки. Исподлобья глянув на Денни, словно прикидывая его шансы, распорядитель предложил ему пройти в дальний конец холла. Там было начало игры. Чтобы достичь успеха, нужно было пройти через лабиринт.

Вход в лабиринт не впечатлил Денни. Обычные, как у лифта, двери. Сбоку – обычная, «лифтовая», кнопка. Совсем не то, что было снаружи!

«Тоже мне, «ворота к успеху»! Могли бы, придумать что-нибудь поинтереснее», – съехидничал про себя Денни.

Распорядитель нажал кнопку. Двери бесшумно раздвинулись. За ними открылась сверкающая огнями площадка, по которой то и дело сновали люди. Распорядитель жестом пригласил Денни пройти туда. При этом сам он не изъявил ни малейшего желания, следовать за ним.

– Прошу вас – с некоторым опозданием озвучил он свой жест.
Денни сделал шаг. Для него это был шаг в неизвестность. Как только он переступил порог, двери за спиной закрылись.
Игра началась.


***
Распорядитель окинул взглядом пустой холл и направился в «зал видеоконтроля».

Помещение, в которое он вошёл, только называлось – "зал". Это была большая комната, сплошь уставленная мониторами. Они были везде. Их было столько, что свободного места практически не оставалось. Сюда сходились изображения со всех видеокамер, расположенных в лабиринте. Камеры же были везде, даже в самых укромных его уголках. Что поделаешь… Техника безопасности!  Он должен был знать всё об играющих. Должен быть готовым к любой неожиданности, чтобы в любой момент вмешаться в игру и вывести из неё оплошавшего игрока.
Среди экранов выделялся один огромный, занимавший почти всю стену. На него сводилась общая картина лабиринта. На этот монитор и бросил беглый взгляд распорядитель, войдя в комнату.

Он заметил, что новичок быстро освоился в игре.

Уже на втором круге тот понял, что бежать вместе со всеми не имеет смысла. В этом, конечно, он был прав. Распорядитель знал это точно: как бы быстро ни двигался игрок по основному кругу, вокруг него постоянно будут возникать одни и те же ситуации. Сообразив это, новичок стал поглядывать на боковые тоннели. И в этом он был прав: один из них и вёл к победе.

Правда, лабиринт был устроен так, что каждый день это был новый тоннель. Организаторы делали всё, чтобы любители поиграть не смогли воспользоваться полученным опытом. Подвижная конструкция лабиринта позволяла делать это без особых усилий. В итоге, ещё никому из игроков не удалось выиграть дважды.
 
Остальные туннели заканчивались "сюрпризом". Так интереснее. В конце одних – игрок платил дополнительную сумму, чтобы… снова оказаться в начале игры. В конце других – он попадал в «больницу», где ему предлагали продолжить игру на новых условиях или покинуть лабиринт. Если он изъявлял желание играть дальше, то его выводили «на распутье»: перед ним открывались новые варианты движения вперёд, которые были недоступны ему раньше. Были и "смертельные тупики". Оказавшись в них, игрок сразу же снимался с игры. Обо всём этом игроков предупреждали заранее, в расписке, но мало кто обращал внимание на эту её часть: всех интересовал успех.

Распорядитель снова посмотрел на большой монитор. Новичок чем-то нравился ему. Чем? Наверное, тем, что он не боялся экспериментировать. Правда, делал он это с каким-то ожесточённым упрямством. Порой казалось, что для него нет обстоятельств, в которых он пожалел бы себя.

Допустив ошибку в первый раз, новичок заплатил небольшую сумму и продолжил игру. Зато после этого, сунувшись в "смертельный тупик", быстро разгадал предупреждающие знаки и сумел вернуться «на круг».

В следующей попытке новичок оказался в "больнице", но продолжил игру.

После этого он уже вёл себя, как игрок с опытом. Он сразу же отмел предложенный ему для выбора "смертельный тупик". Не пошёл он и по пути, ведущему к потере денег. Тем не менее, выбрав правильный путь, прозевал нужный поворот и снова оказался в "больнице".

Распорядитель усмехнулся: «Какой дурак придумал, что путь к успеху лежит через страдания?»

Уж он-то точно знал, что в их лабиринте всё совсем не так: «путь к успеху» никогда не был самым сложным. Чтобы найти его, достаточно было проявить немного смекалки.

Распорядитель увлёкся своими мыслями и пустился в рассуждения о схожести реальной жизни с лабиринтом. Он не заметил, как потерял игрока из вида, а тот...

Словно лишившись поддержки распорядителя, игрок сделал «роковой» выбор. Он выбрал не «путь к успеху», а «путь на выход». Полученный опыт на сей раз не помог ему.

«Ну, вот и всё. Этот тоже не оправдал моих надежд», – подвёл итог распорядитель.

Он вызвал «исполнителей», находившихся поблизости. В их обязанности входило скрытно выводить проигравших из игры. Назвав номер недавнего новичка, распорядитель уточнил им задание:
– Выведите его на задний двор. Для него игра закончена.

«Безуспешно», – добавил он про себя с некоторым сожалением. Ему почему-то хотелось, чтобы именно этот парень преодолел лабиринт, но… Не срослось.


***
Игра закончилась, но Денни продолжал жить в ней. Он искал то роковое распутье, на котором совершил ошибку. Он не мог смириться с поражением.

Стук дверей, захлопнувшихся за спиной, вернул Денни к действительности.
 
«На путь к успеху возврата нет!» – грустно пошутил Денни. – «Правда, можно начать всё сначала… снова заплатив деньги!»

Он огляделся.

Перед ним был темный пустырь. Лишь неровная цепочка низких тусклых фонарей вела к реальной жизни. Она вела туда, где играла музыка, где разноголосый крик автомобильных сирен вплетался в стройный ряд музыкальных инструментов. Он понял, что оказался там, где оказываются все, кто не сумел победить в игре, кто не смог пройти лабиринт.

«Да… неприглядно выглядит задняя сторона успеха»,  – отметил про себя Денни. Парадокс, но это печальное открытие почему-то добавило ему настроения.

Денни направился через пустырь. Он шёл туда, куда вели фонари.

«Как символично», – думал Денни, –  «неудачников в игре и неудачников в жизни ожидает одно – задворки и одиночество».

 Он не жалел о том, что сделано. Не жалел он и потерянных денег.

Вдалеке зазвучали фанфары. Денни ускорил шаг. Ему вдруг захотелось взглянуть на очередного счастливчика, увидеть того, кто в отличие от него прошёл «путь к успеху». Увидеть именно сейчас!

«Чем он лучше меня? Почему он, а не я… Почему он сумел сделать это? Почему…»
Вопросы неслись чередой, но все они оставались без ответа.


***
Денни стоял в толпе зевак и рассматривал победителя.

Ничем не примечательный парень… Может быть, один из тех, кто обогнали его у входа. Он стоял  на подиуме и широко улыбался. Радостно вскидывал вверх руки, приветствуя толпу. Толпа в ответ радостно приветствовала его.

«А они-то, дураки, чему радуются?»  – недоумевал Денни.

Тут же крутились репортёры местных газет. Они не могли обойти вниманием «триумфатора на час». Он чувствовал свою нужность и старательно позировал им. Ещё бы! Сегодня его фото появится на первых полосах местных газет. Может быть, и не только местных.… Он не думал о том, что его успех для всех этих, суетящихся вокруг него людей, есть только повод заработать.

Денни пытался представить себе, как изменится жизнь этого парня после… после всей этой шумихи… после того, как он вернётся домой. Что случится с ним после того, как он выйдет из  шикарного лимузина, положенного победителю, у дверей своего, может быть, совсем не шикарного дома? Как изменится он в душе? Сейчас ответы на эти вопросы занимали Денни куда больше, чем то, что происходило на подиуме. Он не заметил, как мысли о будущем победителя вытеснили из его головы мысли о собственной жизни.

Постепенно интерес к происходящему угас. Вместе с ним растворились и мысли о победителе. На смену им пришла пустота… Пусто было в душе… Пусто было в сознании. От этого стало совсем грустно.

«Это и есть жизнь?.. жизнь?.. нь?..» – зазвенело в голове. Видно, природа, в том числе и человеческая, не терпит пустоты.

Денни выбрался из толпы. Он ещё раз, со стороны, бросил взгляд на яркое шумное действо. Глубоко внутри что-то оборвалось. Лишившись своих скромных сбережений, он вдруг осознал, что успех не купишь за деньги, даже если твои возможности позволяют сделать это. Успех – миф, видение. Его легко можно создать. Но… его также легко можно разрушить!

Сочувственно глянув на толпу, Денни пошёл прочь. Он шёл к своим лабиринтам. Он шёл туда, где жили, а не играли в жизнь.