К слову о хореографии и не только 2

Павлова Вера Калиновна
Иллюстрация из интернета. Испанский танец

Начало здесь:  http://www.proza.ru/2012/11/28/998

                К слову о хореографии и не только 2
               
 Что же происходит сейчас?

     Да, есть танцевальные кружки, именуемые их участниками не иначе, как «танцы». Танцы эти, скорее, можно назвать ритмико-физкультурным тренингом под оглушающий зарубежный музыкальный эрзац-продукт, тренингом; ничего общего не имеющим с хореографией, пластикой и, тем более, с грацией.

     Кстати говоря, этот весь ЭРЗАЦ продаётся за бешеные деньги, точнее, за 1500 руб. в месяц с каждого участника. Так называемые костюмы, разного цвета, одного и того же фасона для девочек и мальчиков,– верхний балахончик и нижние,– похожие на шаровары, штаны – родители приобретают так же - за свои деньги. 

     Весь этот безобразный «прикид» рассчитывается на «шаги саженьи», на движения без предела и на этику без границ и понятий полового различия. Там все равны – мальчики и девочки. Костюмы не меняются на протяжении всего концерта, варьируется лишь цвет световой "иллюминации".

     Успех каждого в таком коллективе зависит от благополучно выполненного бессмысленного эквилибра задаваемых руководителем телодвижений.

     Думаю, что так не везде, и надеюсь, что есть и профессиональные, и подвинутые самодеятельные танцевальные коллективы с настоящими классической и народной хореографией, что было хорошей традицией в Советское время. Произошла полная подмена танцевального жанра на его ЭРЗАЦ.

     Надо с горечью признать, что детям это нравится, как нравятся, убивающие всё живое, западные ритмы. Ведь для этих занятий не требуется тонкости ума и понимания, нет никаких требований, кроме физкультурно-акробатических, не нужно выполнять домашние задания.

     Имея целью «ошеломить» зрителя каскадом невероятных сценических физкультурных ритмопостроений, совершенно упускается при этом из виду красота, эстетика  и элементарная хореографичность танцевального представления. Эти танцы и их музыкальное сопровождение, - средство, выхолащивающее духовность, чувство прекрасного в танце и в детской душе.

     Предлагаемые для просмотра номера танцев класса хореографии не отличаются высоким мастерством исполнения. Исполнители танцев - сельские дети с определённым менталитетом и представлениями о танцевальности, поэтому очень сложно бывало преподавателю сквозь них пробить брешь к  эстетической красоте, к культуре хореографической пластики, грации и навыкам.

     Как важно и нужно при достижении педагогического результата сохранять терпение и выдержку. В классе хореографии преимущественно девочки. Многие, пришедшие из семей сельскохозяйственных работников, физически малоразвиты, неловки, угловаты в движениях, не всегда имеющие необходимую физическую комплекцию.

     Т.е., в классе всегда есть повод и причина для того, чтобы обрушить гнев, потерявшего всякое терпение, педагога на того или иного ученика. Вот это и бывает особенно опасным. Хорошо, если преподаватель гибок и умеет тут же, во время урока, сгладить свой срыв. Если нет, - в душе ребёнка может оставаться негативный след, который он понесёт дальше, а, может быть, подсознательно, и по жизни…

     В связи с этим вспоминается  случай в общеобразовательной школе, когда пожилая учительница называла девочку 2 или 3 класса «пузатой» и ещё как-то некрасиво. Слово, вроде бы, не самое плохое, но имеет негативный фон, в котором девочка пребывает. И если это затягивается, у неё может постепенно вырабатываться комплекс неполноценности. Это очень опасно для ребёнка-девочки, т.к. впоследствии этот комплекс может перейти в психоформу от пассивного отношения к своей жизни и жизни вообще до «беспричинной» агрессии на весь белый свет.

     Сельский контингент - самый неблагоприятный «материал» для работы хореографа, поскольку через полгода, год дети, не имеющие понятия о пластике движений, должны овладеть определённым набором профессиональных хореографических навыков. На уроках, как и полагается, преподаватель применяет французскую терминологию их элементов. 

     Однако, не смотря на все педагогические трудности, глядя на непритязательные, но радующие глаз, костюмы, стилистику и пластику танцев, видя детскую непосредственность,  улыбки детей, самозабвенную их радость от соучастия, невольно проникаешься флюидами красоты и волнами идущего со сцены общего эстетического позитива. Преподавателем достигнут хороший педагогический и профессиональный результат.
               
     Что можно сказать чинушам, которые в девяностые годы на какие только ухищрения не шли, чтобы в целях пресловутой «экономии» средств, сократить контингент, финансирование всех «МОУ» «ДОУ» - бюджетников, и совершенно не думающим о последствиях творимого.

     Даже в школе каждый день заметно, как прирастает знаниями ученик: сегодня он усвоил таблицу умножения, завтра – деления и т.д.. Но общий результат такого роста мы увидим гораздо позже – во время выпускных экзаменов на аттестат зрелости.

     С воспитанием эстетических и духовных навыков дело значительно сложнее: мы не можем увидеть результат духовного взросления детей от соприкосновения с прекрасным сегодня, сейчас и даже через год. Эта прививка прорастает в детях десятилетиями.

     И как поэтому важно, чтобы это касание с искусством произошло на ранних этапах детства и отрочества. Детская память цепкая на, кажется, незначительные события и жизненные проявления, но порой они становятся основополагающими в формировании внутреннего мира и личности ребёнка.
 
     Теперь оценим деяния с закрытием маленьких музыкальных и школ искусств. Закрыть школу - значит закрыть очаг профессиональной культуры и всяческий доступ к ней, по крайней мере, детско-подросткового населения посёлка, села. Это – нравственное преступление по отношению к этим детям, никакими вкладами и деньгами позже невосполнимое.

     Счастлива тем, что прожила свой активный профессиональный период в Советское время, когда гражданские Честь и Совесть были мерилом человеческого достоинства, когда приветствовались инициатива для Общего Блага, открытие новых музыкальных, школ искусств и их филиалов, когда можно было пройти по улице, не опасаясь за свою жизнь, когда был институт, в который можно позвонить или прийти с жалобой на любое местное самоуправство…
             
     Я слышала по телевидению или мне показалось: наше правительство собирается сделать обучение детей в музыкальных и детских школах искусств бесплатным(!) Неужели?! Как говорится: «Свежо предание…». Не «примета» ли это к новому их сокращению? Что ж, «поживём – увидим»…

             Статья написана на основе опыта работы в ДМШ И ДШИ в течение 20 лет и
собственных жизненных впечатлений и наблюдений.

 Танцы и другие концертные номера можно увидеть и послушать на моей странице
под фотографией ниже списка "избранных". Кликаете на желаемое название номера и
через ссылку переходите в Ю-тубе. Приятного прослушивания и просмотра.