Камни прошлого - ступени к будущему

Марк Мухаревский
(о Валерии Яковлеве)

Вряд ли в Рязани найдётся краевед, не читавший статей и очерков Валерия Яковлева. По количеству публикаций и книг он один из бесспорных фаворитов. Но дело даже не в количе-стве. Я не помню ни одной статьи Яковлева, которую было бы скучно читать. Книги его не менее интересны. Но в наш деловой век, когда у большинства интеллигентных людей нехват-ка времени, до книг часто руки не доходят. Поэтому Яковлев часто публикуется в периодических изданиях.
С Валерием Ивановичем я знаком с 1999 года, когда вместе работали над книгой об Александре Пирогове «Его голос как океан»: он в качестве редактора, я — корректором. Он понравился мне серьёзным отношением к делу. С тех пор постоянно слежу за его публикациями. Всегда ценил Яковлева как автора интересных статей по краеведению, но только, корректируя одну из его исторических повестей «Шертная грамота», понял, что он и неплохой писатель.
 
Валерий Яковлев родился в 1941 году в Рязани. Окончил среднюю школу № 3 и Рязанский радиоинститут (ныне университет), в то время ещё молодой и самый престижный вуз города. Но по призванию и интересам он настоящий гуманитарий. Прежде всего, Валерий Иванович — блестящий публицист и прекрасный журналист. Вот как он описывает свой приход в журналистику в написанной им по моей просьбе автобиографии: «Владея немного пером и кистью, оформлял стенные газеты. При организации многотиражной газеты «Радист» был введён в состав редколлегии. Однажды с какой-то крохотной заметкой пришёл в редакцию газеты «Рязанский комсомолец» и познакомился с заведующим отделом пропаганды Виктором Кожемяко (сейчас это известный публицист). Он стал давать мне разные задания, и так я приобщился к журналистике».
По окончании института Валерий, недолго прослужив в армии и поработав на оборонных предприятиях Горького и Рязани, принял предложение «Рязанского комсомольца» — стал работать в газете штатным корреспондентом. Там он приобрёл хороший журналистский опыт. Разъезжая по области, молодой любознательный журналист знакомится с интересными людьми и памятниками истории.
Как он сам поясняет в автобиографии: «Ну, как было пройти мимо человека, который под носом у фашистов выкрал из диверсионной школы полковника и буквальным образом принёс его на своих плечах в мешке? Это — Иван Меняшкин из Ермиши. В том же районе встретил бывшего матроса Северного флота Александра Фомина, который вместе с товарищами с безнадёжной, казалось бы, глубины поднял получившую повреждение, лёгшую на грунт лодку. А взять шиловского богатыря, Героя Советского Союза Петра Чиянева. На осыпаемом бомбами и снарядами Кюстринском плацдарме, забравшись в фашистский «тигр», он вёл стрельбу по таким же «тиграм» и заставил колонну вражеских танков повернуть вспять. В Спасском районе, в селе Деревенское, я ещё застал живых мастеров, которые в 30-е годы прошлого века мостили брусчаткой Красную площадь».

Очерки-портреты этих людей легли позже в основу его книг «Отчизны родники живые» и «Зови меня братом».
А первая книга Валерия «Земное постоянство» вышла в издательстве «Московский рабочий» в 1970 году. Она была посвящена археологам, архитекторам, реставраторам и музейным работникам. А подвигнул его к ней писатель и журналист Эрнст Сафонов.
Когда текучка в газете стала «заедать», Валерий ушёл из редакции и устроился в службе релейной защиты Приокских электрических сетей «Мосэнерго», а затем — в организации ВПО «Союзэнерголегпромавтоматика», где проработал до 2001 года, вплоть до ухода на пенсию. Много ездил по стране и всегда старался побывать в сокровенных для литераторов и историков местах: Ясной Поляне, на Куликовом поле, в музее Эрьзи.
Всё это способствовало написанию новых книг. В 1996 году их было уже семь: кроме названных трёх, ещё «Человек у знамени» (1979), «Обновление» (в соавторстве с Титовым, 1980), «Сии бо люди крылати» (исторические очерки, 1993), «Набег» (в соавторстве с П. Ка-данцевым),— и Яковлева принимают в Союз писателей России.
С тех пор вышло ещё семь книг: «Прекрасна земля и на ней человек» (книга-альбом, 2000), «Сокровенные памятники земли Рязанской» (2000), «Государственное страхование на Рязанской земле» (2001), «Шертная грамота» (историческое повествование, 2001), «Все его штурмы были победами» (2003), «Честный хлеб» (документальное повествование, 2004), «Ви-ват, Франция! Прощай, Париж!» (2006).
Кроме того, Яковлев печатался во многих коллективных сборниках: «За синей птицей в облака», «Литературная Рязань», «Рязанские мадонны», «Почётные граждане города Рязани», в альманахах «Переяславль» и «Рязанский следопыт», «Рязанские усадьбы и их владельцы».

Из книг самая ценная для краеведов, по моему мнению, «Сокровенные памятники земли Рязанской». Она, кстати, и лучше всех издана: в твёрдой красивой обложке, с цветными иллюстрациями, на белой высококачественной бумаге.
Все книги Валерия Яковлева, кроме последней, написаны на основе рязанских краеведческих материалов. Не буду разбирать содержание всех сборников. Остановлюсь только на последнем — «Рязанские усадьбы и их владельцы». Этот сборник тоже неплохо издан и получил премии на выставках в Рязани и Москве (на Выставке интеллектуальной литературы в декабре 2006 года).
Сборник состоит из двадцати очерков, три из которых написал Валерий Яковлев: «Реткины с реки Листани», «Белый флигель» и «Жил на свете капитан». Они характерны для его творчества. Первый — о происхождении названия села, в котором находится «усадьба» и самого Яковлева. Дело в том, что в Реткине Валерий Иванович получил участок земли, который своими руками превратил в небольшую усадьбу. И когда узнал, что готовится сборник о рязанских усадьбах, он, конечно, не мог не принять в нём участия, а приняв, не мог не написать о родимом Реткине. В очерке рассказывается о битве с татарами на реке Листани, где впервые рязанские казаки нанесли поражение татарскому царевичу Мустафе. Листань — это старинное название реки Листвянка, на которой расположено нынешнее Реткино. Здесь же повествуется и об истории семьи Реткиных.
Второй очерк «Белый флигель» — об усадьбе всемирно известного географа и путешественника Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, расположенной в селе Гремячка Милославского района.
Вначале Яковлев рассказывает о внучке Петра Петровича, Вере Дмитриевне Болдыревой, которая прожила более ста лет, дожила до открытия музея и успела передать туда некоторые семейные реликвии и свои воспоминания о жизни в усадьбе. Эти воспоминания Валерий Яковлев прочитал при посещении музея в домике его хранителя Владимира Мещерякова. Они, конечно, были использованы: отрывки из них приводятся в очерке.
Затем подробно говорится об истории славного рода Семёновых. С болью в сердце пишет Яковлев о разорении дворянских усадеб — культурных гнёзд России и исторических памятников. «Разрушенные дворянские усадьбы… Разорённые родовые гнёзда, колыбель многих и многих поколений, явившая на свет столько пылких умов, горячих сердец и добродетельных натур. Обращённые в пепел жилища, погибшие в огне библиотеки, голые пни на месте некогда цветущих садов, свергнутые с церковных куполов кресты, поруганные могилы предков… И это — тоже революция, пожалуй, одна из самых мрачных её страниц. Отрекаясь от старого мира, посылая ему проклятия, мужик в слепой ярости крушил всё вокруг, уничтожая подчас плоды своего же собственного труда. Так, в разгуле беспредельной разнузданности нравов, толпа разорила пушкинское Тригорское и блоковское Шахматово, места, святые для каждого россиянина. Не минула сия участь и Гремячку. Не пощадила семью Петра Петровича». Дом в Гремячке тоже был сожжён.
В конце своего очерка Яковлев подробно рассказывает о возрождении части усадьбы и подвижнической деятельности бывшего сельского учителя Владимира Александровича Ме-щерякова, благодаря стараниям которого в Гремячке был открыт музей П.П. Семёнова-Тян-Шанского.
Третий очерк — об усадьбе известного в Рязанской губернии рода Олениных, и не столько об усадьбе, сколько о судьбе одной из колоритнейших личностей этого рода — Петра Алексеевича Оленина-Волгаря. При написании очерка Яковлев широко использует автобиографию Оленина-Волгаря. Петр Алексеевич был не только литератором и художником, как и большинство Олениных, но и капитаном на волжских судах. Уже само название очерка «Жил на свете капитан» — слова из известной морской песни: «Жил на свете капитан, он объехал много стран и не раз он бороздил океан…» и так далее — говорит о главной особенности героя — любителя приключений. Названия глав подтверждают эту мысль: «Родословная» (свою родословную Волгарь нарисовал сам), «Страна Лилипутия и генерал Юм», «Я шёл к своему брату-матросу», «Дух бродяжий», «На лазурном берегу», «Капитан покидает мостик».
Пётр Алексеевич был известным литератором. Рассказы из своего сборника «На вахте» он читал Горькому на Капри, и тот их одобрил, а Касимов помнит Оленина-Волгаря ещё и как общественного деятеля и драматурга.
Но усадьба не сохранилась, да и само название села — Истомино — осталось только в памяти старожилов.
Итак, я кратко рассказал о трёх очерках Валерия Яковлева. А таких очерков и статей у него, как он сам сообщил мне, около четырехсот.
Запомнилась мне и его сравнительно недавно опубликованная статья о Новикове-Прибое, посвящённая 130-летию со дня рождения нашего писателя-земляка. И в ней Яковлев верен себе. Сначала рассказывает о том, что видел своими глазами, а потом о том, что слышал или прочитал.
Он побывал в селе Матвеевском, на родине писателя, в мемориальном доме-музее. А это, как говорится, не ближний свет. До Матвеевского куда дальше, чем до Москвы, и дорога вовсе не прямая.
Писатель отличается от учёного тем, что он мыслит образами. Он не только собирает факты, но и старается их преподнести так, чтобы создать то или иное настроение, уловить дух эпохи. Он действует на основе документального материала, но не копирует его, а пытается с его помощью представить наглядно, как жили, думали и чувствовали люди той эпохи, кото-рую он описывает.
Как отмечает Валерий Иванович, писателю в работе помогает всё: документы, легенды, учёные труды, музейные экспонаты, картины художников. Но более всего — поездки по тем местам, где происходят события, о которых он пишет. Поэтому Яковлева часто можно видеть в архиве, музеях, он много путешествует и старается бывать в тех местах, которые описывает в своих книгах и очерках. Историк Дмитрий Иловайский сказал когда-то: «Наш край дал Отечеству целые ряды более или менее выдающихся деятелей на разнообразных поприщах. Знакомство с биографиями этих людей позволит ответить на вопрос: "Какую живую струю внесли рязанцы в общественный строй и характер нашего Отечества?"»
Как пишет Валерий Иванович: «Своими книгами, рассказами и очерками, опубликованными на страницах газет под рубриками: «Сокровища Олегова двора», «Строкой в истории Москвы», «Отражения», «Память» и другими я всегда старался ответить на этот вопрос. В какой степени мне это удалось — судить читателям».
Я, как один из внимательных и заинтересованных читателей Яковлева, считаю, что удалось в полной мере.
В последние годы в Рязани издано много книг на историческую тему. И на этом фоне исторические повести и очерки Валерия Ивановича выделяются живостью и занимательностью сюжета, метким и выразительным языком.
По моему мнению, Валерий Яковлев сейчас является лучшим писателем-краеведом Рязани. Он действительно внёс «живую струю» в изучение рязанского края и достойно ответил на вопрос историка Иловайского.
Ну, а название статьи — любимая поговорка Валерия Яковлева. Действительно, не зная прошлого, не построишь будущего.

Альманах «Переяславль», № 12, октябрь 2007 года.