Будни секретчика

Василий Гапонов
Прошло более 20 лет с тех пор, как закончилась моя срочная служба. Нет-нет, и вспоминаются какие-то эпизоды. Хорошее время было. Приобрел для себя ряд очень полезных привычек.

После полугодичных курсов в Кронштадте я попал в береговую ракетную базу в Лиепае. Готовили нас на операторов зенитно-ракетного комплекса "Оса" и предполагалась служба на надводных кораблях. Как я был обрадован, когда оказался на суше! Не знаю, но никогда не горел желанием попасть на корабль. Еще через год стал "секретчиком" и так и прослужил оставшееся время в оной должности. Нашей части не существует в Латвии с 1994 года, а моя подписка о неразглашении военной тайны давалась только на 5 лет. Теперь можно и потрепаться...

Несмотря на экзотическое название должности, ничего секретного в моей службе не было, если говорить начистоту. Очень рутинная работа. Наша в/ч 49393 занималась проверкой и хранением ракет морского базирования. К каждой из них прилагалась куча всякой технической документации с грифом "Совершенно секретно".

Моя задача была предельно простой: что отдал с утра для работы в цехах, надо не позднее вечера упрятать в сейфы. Весь процесс сопровождается обоюдными росписями отдавшего-принявшего, дабы ни одна бумажка никуда не испарилась. А то! Американцы могут получить доступ к ракетным системам и тогда... Что тогда? Победят...

Чушь это все... Вооружение наше было 1960-70-х годов! Для конца 1980-х - вчерашний, если не позавчерашний день. Бываю иногда в Севастополе и удивляюсь, когда вижу на российских кораблях старых "знакомых": зенитно-ракетные комплексы "Волна" и "Шторм", крылатые ракеты "Малахит" и пр. Неужели такими железяками еще можно пользоваться?! И - простите за дерзость! - попасть в корабль НАТО?!

Что я мог знать архиважного, от чего мог быть нанесен непоправимый ущерб обороноспособности советскому государству? Ни-че-го! Думаю, что устройство этого старья американцы задолго до меня заполучили, пережевали, переварили и отдали в дар канализации.

Секретной могла быть частота работы ракеты, поскольку принцип их работы был построен на радиоуправлении. Только в мирное время тумблером могли в одно положение поставить, а в военное - в другое. Откуда я знаю какая частота соответствует конкретному положению переключателя? Технология изготовления тоже могла быть интересной для супостата, но об этом мне тоже неведомо.

Отчасти у меня был доступ к оперативной информации: где и куда происходит загрузка ракет. Корабли и подводные лодки уходят на боевое дежурство и часть ракет снабжают ядерными боеголовками. Только ведь я все равно не знаю самих задач и места назначения крейсеров и субмарин на боевом дежурстве! Натовским шпионам надо было бы поискать источники поосведомленней меня!

Хотя... над частью закреплен был "смотрящий" из особого отдела. Если память не изменяет, капитан третьего ранга Евменов. Как ни странно, но он никогда не встречался со мной на личном уровне. Но следил за делами пристально. Кстати, комнатушка у него была в казарме на третьем этаже в глухом закутке. Видно для встреч с нужными людьми. Еще за несколько лет до моего "секретничества" тогдашний секретчик в кругу двоих самых близких друзей и одногодков решил прикольнуться:

- Я могу собрать секретную документацию и махнуть как-нибудь ночью на Швецию прямо по морю!

Может кто-то сказать, как обычный матрос с чемоданом из акватории Лиепайской военно-морской базы, минуя береговую охрану, проплывет десяток километров до нейтральных вод? На чем? На шлюпке с веслами?! Дурная и неудачная шутка. Да и нечего ему было прихватывать с собой.

Только на следующий день особист пришел к командиру части и сказал, чтобы в течении суток секретчик был заменен. Стукачество было поставлено на высоте! Кто сдал? Есть догадка. Один из двух друзей, по фамилии Пастухов, через время поступил в школу КГБ в Москве. Вот она где зарождалась чекистская закалка! Сдать друга и получить рекомендацию в организацию "железного" Феликса? Если таковым было начало, то что готов будет выполнить начинающий сексот в будущем?

Пужали крепко ответственностью за пропажу секретных документов:

- Потеряешь - в тюрьму!

И все равно теряли. Решил как-то проверить всю документацию на предмет соответствия описи, не дожидаясь ежегодной проверки. В папках рогатый ногу сломит! От предшественников кавардак перешел по наследству. Что делать? Взял, да выкинул старые описи и составил новые со всеми подписями и печатями, куда записал все, что на данный момент в них валялось.

Куда все остальное исчезло? Явно не в пентагоновских шкафчиках. Наверняка извечное дурошляпство: утром взяли, вечером не туда положили, завтра сунули в соседний шкафчик или забросили среди несекретных документов в техотделе этажом выше. Прокатила хитрость!

Большим развлечением для меня была работа нештатного кодировщика. До армии насмотрелся про забугорных шпиёнов и романтика взыграла. Присылают криптограмму с самым банальным содержанием, а там куча пятизначных чисел. Берешь шифроблокноты и кодовую книжку "Маяк-8" и за 15 минут 100 групп как не было.

Обидно другое. Поднимают тебя ночью по срочной криптограмме с пометкой "Ракета", трясешься полусонным в "Уазике" в штаб базы для получения злосчастного сообщения, открывают ради этого техтерриторию и погружаешься в процесс расшифровки. Честно, было предвкушение причастности к чему-то важному.

Тьфу! Обман в очередной раз! Был как раз декабрь 1988 года. Кто помнит то время, тот знает о страшном землетрясении, постигшем Армению. Что тут секретного?! 25 тысяч погибших! Весь мир и так знал все. Так вот, в криптограмме велась речь о том, чтобы всех военнослужащих родом из пострадавшего региона... отпустить во внеочередной отпуск! Это надо было среди ночи в течении часа расшифровывать?!

Один опытный кодировщик, прослуживший 20 лет на этой работе в Калининграде, успокоил меня:

- Не переживай за малозначимость работы! Это просто для поддержания боеготовности. Мы пока играемся. Судя по сообщениям компетентных органов, американцы каким-то образом имеют возможность наши работы быстро дешифровывать. Как-то по ошибке для одной криптограммы использовать один и тот же лист шифроблокнота и они сразу все раскодировали...

И все же, были и огромные плюсы в моей службе. Моим командиром была мичман Анна Николаевна Мурсалимова. Поверьте, это намного лучше, чем мужчины. Прекрасная и добрая женщина, лишенная всякого намека на солдафонство. Что еще нужно рядовому матросу? В нашей части служило около 70 офицеров, 100 мичманов и человек 70 матросов срочной службы. Начальства хоть отбавляй! Только надо мной их было всего несколько. Многие офицеры и мичманы, сталкиваясь по секретке, были довольно добры со мной. Хотя я никогда в их расположенности не усматривал повода для панибратства.

Поскольку служба в секретке считалась более приоритетней остальных моих матросских обязанностей, то здесь была масса возможностей избежать повинностей по казарме. Все по авралу моют-драют, а я могу сослаться на срочное занятие в секретке и сидеть там до вечера. В наряды меня тоже не посылали, потому как все равно придется выдергивать для срочного вскрытия сейфа. Начальник секретной части не имел права лезть в мои документы, я в ее. В противном случае, это будет долгой и нудной процедурой...

В связи с благами должности секретчика вспоминаются и курьезные ситуации. Одно время главным инженером части был капитан второго ранга Толис Клеменсович Ракшанс, позже ставший ее командиром. Не знаю как для офицеров, но для меня как матроса, он казался мягким и добрым человеком. Успешные командиры частей должны вылепляться из другого теста, иначе их не будут слушаться, а эта вакансия была явно не по нему.

В какой-то период у него появилась мода засиживаться у себя в кабинете за работой. Сидит после обеда. Уже и на ужин успеваю сбегать, а он все равно сидит работает. И мне ведь тоже надо в пустом кабинете секретки маяться! Мои друзья кино смотрят по телеку в казарме, а я тут как привязанный! Я тогда малость восточными единоборствами занимался и от скуки стал колотить кулаками по железному сейфу. Грохот поднялся неимоверный!

Вдруг, в абсолютно пустом здании мне отчетливо послышались чьи-то шаги. Заходит Толис Клеменсович и как-то боком-боком прошмыгивает к столу и кладет несколько "секретных" увесистых книжек. Только тогда до меня дошло: кабинет-то главного инженера в аккурат над моим! На лице же "труженика" явно проступали характерные вмятины, так свойственные для снолюбцев.

Уже потом я узнал, что у инженера маленькие дети и не высыпаясь дома, он вполне неплохо восполнял недосыпы на рабочем месте. Вот она разгадка моих длительных сидений! Секретные документы использовались в качестве... подушки! После этого я научился использовать данную ситуацию себе во благо. Например, в роте какая-нибудь очередная муштра, я лучше отсижусь около спящего кавторанга. Если в казарме все тихо, то я приличия ради посижу до 7-8 вечера, а потом попинаю хорошенько сейф и Толис Клеменсович тут, как тут. Он домой к семье, я в казарму смотреть фильм...

Я не знаю как сейчас проходит воинская служба у молодого поколения, но мне служить понравилось. Особенно приятно было осознавать оказанное тебе доверие. Ведь по сути, ты вчерашний пацан, а сегодня тебе доверяют подписывать важные бумаги. Ездить на корабли для передачи документации, замещать начальника секретной части.

Возможно все было бы и не так, если бы я строил генеральскую дачу или копал грядки на командирском огороде, но у меня была хорошая служба. Дай Бог каждому призывнику! Во время службы все мечтал как побыстрее покину часть, а когда уходил из нее ранним утром, сам себе не верил: слезы наворачивались! Спасибо отцам-командирам, эта страница моей жизни в памяти навсегда осталась светлой...
Тема о нашей воинской части:
http://www.proza.ru/2012/12/23/1850 - статья "Моя служба. 30-я база технического имущества"
http://www.proza.ru/2012/09/03/680 - статья "Судьба наркомана"
http://www.proza.ru/2013/01/05/65 - статья "Моя служба. Терминатор 30-й БТИ"
http://www.proza.ru/2014/06/21/862 - статья "Моя служба. Милостью Божьей хлеборез"
Начало службы в Кронштадте:
http://www.proza.ru/2013/01/25/2018 - статья "Урок от мичмана Кузнецова"
http://www.proza.ru/2013/11/15/1693 - статья "Как я впервые в журналисты угодил"