Вспоминая музыкальные радиопередачи 1950-х—60-х годов
Начинаем концерт-лекцию «О музыкальном исполнительстве». Ведет концерт и читает лекцию кандидат искусствоведения Ч.К. Повидлов. Прошу вас, Христофор Колумбович.
- Дорогие товарищи! Сегодня мы продолжим нашу беседу о музыке и ее исполнителях. По просьбе слушателей мы включили в программу концерта произведение композитора Мордента.
Федор Мордент, «Прелюдия». Исполняет Нина Забемольская, артистка из Белоруссии. Белорусская ССР занимает обширную территорию на западе нашей страны. Это край лесов и болот, страна бульбы и торфа… и калийных солей. Но главное богатство республики – это россыпи человеческих талантов. Итак, Нина Забемольская исполняет «Прелюдию» Федора Мордента. Запись 1963 г.
Вслушиваясь в игру артистки Забемольской, вы, наверно, заметили, что в исполнении чего-то не хватает. И в то же время – что-то лишнее. Но если отвлечься от этого, то исполнение превосходно. Жаль только, что исполнительница повышенное внимание уделяет техническим трудностям, и в результате немного остается на глубокое проникновение в суть исполняемого произведения, и оно не оставляет цельного впечатления.
А теперь для сравнения послушайте ту же прелюдию в исполнении Вячеслава Бекарриеза, артиста из РСФСР. Российская федерация тоже протянулась с севера на юг и с запада на восток, но имеет площадь значительно большую. Вот почему, как вы сейчас услышите, в игре Вячеслава Бекарриеза гораздо больше простора, широты. Запись 1964 г.
Как вы, наверно, обратили внимание, безукоризненная музыкальная техника сочетается у исполнителя с бездонной глубиной чувств. Большего, пожалуй, и пожелать нельзя, разве только не следовало так сильно затягивать доминантный септаккорд в 19-м такте.
Хотелось бы выразить надежду, что эта передача станет для вас стимулом продолжить эту важную для всех нас тему музыкального исполнительства, и это позволит нам по вашим заявкам составить не менее интересную программу следующей лекции-концерта,
Спокойной ночи, дорогие товарищи, всем, кто еще не спит!