Штрихи из советской жизни - малолетние рабы

Борис Готман
  От нашего совхоза до райцентра Атбасар было сто двадцать километров.

  Где-то на полдороги находился совхоз Мариинский.  Туда-то и отбуксировали наш ГАЗон, застрявший в снегу февральской ночью 1964 года.

 Тракторист дотащил до общежития, сбросил трос и с грохотом скрылся в снежной тьме – шел третий час ночи…

 Еле передвигая задубевшие ноги, мы с  трудом приоткрыли занесенную снегом дверь.

 В полутемном тамбуре наткнулись на мальчика лет десяти, с лопатой в руках.

 -Ты что здесь делаешь ночью, - с трудом разжимая сведенные морозом губы,спросил я.
   
 -Проиграл Ваське очередь на чистку снега, - ответил пацан.

 Я забрал у мальчишки лопату и стал  выбираться наружу. Шофер пошел по коридору искать место до утра.

 -Токо ж не сломай, - крикнул мне вдогонку мальчишка.

 Я с трудом протиснулся через дверь и стал разгребать сбитый ветром снег. Постепенно разогрелся, и, когда через пару минут забрался в тамбур, уже был в состоянии продолжить расспросы.

 Мальчишка, задремавший было на хромом стуле у двери, подскочил, забрал лопату и стал осматривать.

 -Целая, - наконец объявил.- За сломанную десятку удерживают.

 -Что, что, - не понял я.

 -Десятку из зарплаты удерживают, - объяснил малец.

 -Ты что, работаешь? - спросил я.

 -Конечно, тут все пацаны работают.

 -А что вы здесь вообще делаете? - опять спросил я.

 -Чо-чо, - ответил вместо мальчишки вернувшийся шофер.- Беглые это все. Кого мачеха или отчим выгнали, а большинство сами сбежали. Милиция их собирает и сюда – рабочих в совхозе не хватает, вот они мальцов и гнобят. Пока себе на билет домой не заработают. А где уж им заработать – все за еду и койку забирают. А сбежать отсюда – сам видишь, да и волки вокруг рыщут. Пошли, нашел комнату, - закончил он.

  Мы пошли по коридору.

  В некоторых комнатах подростки и совсем дети резались в карты. Многие дымили папиросами. Заплеванные землебитные полы были усеяны выкуренными дотла бычками.

 -Я все равно уеду. Денег соберу, рассчитаюсь и уеду, - сказал тот же знакомый мальчишка. - Васька в очко зарабатывает и меня научит!