Омар Хайям

Константин Рыжов
 Омар родился в мае 1048 г. в Нишапуре, входившем тогда в состав дряхлеющего государства Газневидов.  Легенды сообщают, что его отец был ткачом и продавцом палаток (само прозвище поэта Хайям значит «палаточный мастер»). Несколько лет будущий поэт  провел в Самарканде (с 1066 по 1070) и Бухаре (с 1070 по 1074 гг.), являвшихся в то время крупнейшими культурными, религиозными и научными центрами мусульманского мира. Здесь в возрасте 25 лет Омар Хайям написал широко прославивший его имя трактат по алгебре. В 1074 г. он перебрался в молодую империю Сельджуков и поселился в ее столице Исфахане, где вскоре была основана обсерватория. Хайям руководил этой обсерваторией восемнадцать лет, вплоть до 1092 г. Одним из важнейших  результатов его деятельности стала реформа иранского солнечного календаря. Кроме того, Омар Хайям известен как автор глубоких философских трактатов, он занимался физикой и историей, политикой и музыкой; современники восхищались его математическим дарованием. Однако в сознании нынешнего поколения Омар Хайям – прежде всего гениальный поэт. Его сборники стихов изданы на многих языках народов мира, благодаря «Рубайяту» (так называлось собрание отдельных законченных четверостиший рубаи Хайяма –– жанр, в котором он не знал себе равных) его имя знают во всех странах и на всех континентах. Казалось бы, могут ли современного человека волновать стихи с налетом восьмисотлетней старины? Но в том-то и дело, что понятие старины к четверостишьям Хайяма неприложимо. Они существуют как бы  вне сиюминутной суетности и словно вплетены  в некие основные  линии спокойствия и вечности времени. Мир Хайяма, отраженный в его «Рубайяте», - это мир мучительных вопросов и загадок, с которыми сталкивается  каждый мыслящий человек и на которые каждый по-своему старается найти ответ  в течение всей своей жизни.
                *****
Был ли в самом начале у мира исток?
Вот загадка, которую задал нам Бог,
Мудрецы толковали о ней, как хотели, -
Ни один разгадать ее толком не смог.
                *****
Удивленья достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца,
Мы уходим из этого мира не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца.
                *****
Мы попали в сей мир, как в силок – воробей,
Мы полны беспокойства, надежд и скорбей.
В эту круглую клетку, где нету дверей,
Мы с тобою пришли не по воле своей.
                *****
Много сект насчитал я в исламе. Из всех
Я избрал себе секту любовных утех.
Ты – мой бог! Подари же мне радости рая
Слиться с Богом, любовью пылая, - не грех!
                *****
Ты сегодня не властен над завтрашним днем,
Твои замыслы завтра развеются сном!
Ты сегодня живи, если ты не безумен.
Ты – не вечен, как все в этом мире земном.
                *****
О мудрец! Если Бог тебе дал напрокат
Музыкантшу, вино, ручеек и закат –
Не выращивай в сердце безумных желаний,
Если все это есть – ты безмерно богат.
      *****
Так как вечных законов твой ум не постиг –
Волноваться смешно из-за мелких интриг,
Так как Бог в небесах неизменно велик –
Будь спокоен и весел, цени этот миг.

После гибели в 1092 г.  покровителя Омара Хайяма визиря Низам ал-Мулька, он переехал в новую столицу Сельджуков город Мерв и продолжал заниматься там научной деятельностью. Умер он в декабре 1131 г. на своей родине в Нишапуре.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270