Школа

Анна Боднарук
                Ш К О Л А

Не бойся суровой школы: она в долгу не останется.
Каждый великий артист порождает свою школу.
Выучит не школа, а охота.
В школе учиться – ума набираться.
На уроках не лениться – в жизни пригодиться.
Кто в школе не старается, тот потом кается.
Школьные годы быстро летят, да не возвращаются назад.
Школа учит, школа мучит, а вспоминается с грустью.
Прошёл три класса и два коридора. (Шутка)
Кто в школе учится, а кто - отмечается.
Кому учебники читать, а кому милей поспать.
Война – суровая школа.
Школа – идеальная модель взрослого общества.
Школа – это зеркало нашей жизни.
В школе жизни нельзя прогулять урок.
Школа выучит, охота вымучит.
Школа – это коллектив, в котором существует взаимная ответственность.
Школа без дисциплины – мельница без воды.
Семья – это высшая школа духовного воспитания.
Кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.
Плох тот генерал, который не прошёл школу солдата.



Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.
                Н.И. Пирогов

Учиться нужно постоянно. Значит, образование не есть только школьное дело. Школа даёт лишь ключик к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.
                А. В. Луначарский

Счастлив народ, получающий наставления в многочисленных и разумно устроенных школах.
                Я. Коменский
         
     Оставшись один, Виктор побрёл по коридорам, заглядывая в пустые классы, вдыхая забытые ароматы чернил, мела, никогда не оседающей пыли, запахи драк «до первой крови», изнурительных допросов у доски, запахи тюрьмы, бесправия, лжи, возведённой в принцип.
                Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом…»

     Защитники церкви с давних времён подчёркивали, что без средневековых монастырских школ успехи науки были бы невозможны.
     Давайте разберёмся, так ли это.
     Действительно, в странах Европы до 10-11 веков монастыри играли заметную роль в жизни общества. Монастырские библиотеки сберегли от окончательного уничтожения разрозненные свитки рукописей античных учёных. Где по приказу настоятелей, где на свой страх и риск, монастырские переписчики делали с них латинские переводы или извлечения. Чаще всего это богатство хранилось за семью печатями, никому не ведомое и не нужное.
     Монастыри имели свои небольшие школы. В те времена это были единственные учебные заведения. Но детей в них учили прежде всего «священному писанию». От античных школ остались грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Однако эти предметы потеряли самостоятельное значение. Они только помогали усваивать «священное писание».
                Жерневская Инна Ивановна «Чаша пятого ангела»

В школе правит прАвило,
В строительстве – правИло,
А в деревне вилы!
                Александр Лазаренко

«Мчатся птицы за моря – и открылась школа»
                Самуил Маршак

     Нельзя, чтобы из школы выходили белоручки, неумехи. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех, на уважение других.
     … Цена хлеба, цена труда, цена знаний – эти истины каждый должен глубоко усвоить с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь, наш общественный строй. Красота земли, красота труда, красота человека. Эти понятия неразделимы.
                В. Деревянкин, директор совхоза «Победа»
                Оренбургской области.

Мир – суровый наставник,
Он испытывает сердца,
Все мы учимся в школе
Мира-отца.
           Робиндранат Тагор

     Человека создают семья и средняя школа, главное в нём формируется до шестнадцати лет. Дальше – образование, профессия, специальность. Нельзя жалеть усилий для подъёма средней школы. Когда-то я говорил, что считаю тремя столпами культуры: архивы, музеи, библиотеки. Я и сейчас это повторю. Но основным действенным началом служит средняя школа. Главным в её концепции должно быть воспитание, воспитание любви к людям, к труду, к своему делу. А учитель, особенно учитель истории и литературы, должен быть властителем дум…
                Д.С. Лихачёв

Школьной карте тесно на стене,
Палочкой по ней учитель водит,
Говорит он о родной стране:
О горах, с которых снег не сходит,
О краях, в которых нет зимы,
О земле, где не бывает лета,
Где в медвежьи шубы и в пимы
Даже в мае детвора одета…
                А.Яшин «На уроке»

     Князь Владимир повелел завести в городах для детей школы. Сначала родители не хотели отдавать детей своих на ученье. Они пугались школ, считали грамоту опасным чародейством. Княжеские воины отнимали детей силой, и родители оплакивали их, словно отдали на смерть.
     Но дети очень скоро увлеклись науками, успокоили родителей и даже принялись учить их грамоте.
     Прошло немного лет после мудрого решения князя, и на Руси грамота стала делом привычным, а вместе с нею пришло настоящее просвещение, люди становились истинными христианами.
                В. Воскобойников «Креститель земли Русской»
         (Повесть о равноапостольном святом Великим князе Владимире)

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
               Н.А. Некрасов «Школьник»

     «В школе у нас было весело, занимались с охотой, но ещё с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака.
     В школе вид он принимал серьёзный, требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости, не любил шалунов, которые смеялись нечистым смехом, любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки».
                В.С. Морозов, бывший ученик Яснополянской школы.

    «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
                Л.Н. Толстой

     «Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, это школа…»
                Писал в одном из писем Л.Н. Толстой

     Ребята в ПТУ действительно особенные, часто приходят из домов, где матери сами тянут семьи, где не хватает денег даже на то, чтобы выписать журнал или газету. Марина Осиповна помнит, как на одном из первых уроков, когда она сказала ученику, чтобы сделал вырезку из газеты по международным событиям, ученик ответил, что у них в доме нет газет, не получают. Марина Осиповна удивилась. Ученик ответил: «Нет денег». Она поняла тогда свою ошибку. Договорилась с замполитом Леонидом Павловичем Жихаревым, что на училище будут выписаны дополнительные комплекты газет, по которым ребята могли бы работать. Начала приносить из дома журналы и еженедельники. Это теперь в училище имеется кабинет истории и обществоведения. Для каждого ученика. Для каждого ученика – индивидуальный учебный стол. На столе преподавателя пульт управления, нажимом кнопки приводится в движение политическая карта мира, магнитофоны, киноустановки. А тогда Марина Осиповна приходила домой, и её одежда пахла гарью и соляркой. В классах было темно, сыро, а зимой холодно. Не хватало оборудования, денег, учебных аудиторий, мебели…
                Михаил Коршунов «Подростки»