Фигурное катание и торт

Екатерина Адасова
Фигурное катание и торт

     Второй телевизор, что видела Лиза в детстве, был у соседей с четвёртого, последнего этажа дома. Он был единственный в подъезде. И когда наступал вечер, и была съедена отварная картошка с селедкой или макароны с маргарином, на четвертый этаж подтягивалось большинство жителей подъезда. Дядя Вася был человеком терпеливым, а тетя Аня была женщиной шумной и крикливой. Дядя Вася был худым и длинным, слегка сутулился, имел еще землистый цвет лица и работал электриком на заводе Волокно, что и был местом работы почти всех, кто жил в этом доме, построенном тем же заводом. Ты мне рабочие руки, а я тебе койку в квартире, и твоим детям койку, и теще и тестю. В отдельной квартире, с отдельной кухней, водой, светом.

- Сегодня фигурное катание, - сообщала соседям тетя Аня.

     В то время фигурное катание было народным зрелищем. И яркие костюмы, и иностранные страны, и лица, все было необычным. Сама тетя Аня носила ситцевые платья, в мелкий цветочек, предпочитала голубой цвет, чуть ярче фона цветы, с зелеными мелкими лепестками. Платья облегали туго ее крепкую фигуру, и она казалась еще меньше, чем была на самом деле. Тоскуя о деревне, в доме на подоконниках она развела цветы, но такие, что цветов и не давали, а были с зелеными острыми длинными листьями. Эти цветы были только для пользы. Отростки от этих цветов стояли в банках и давали новые корни. А некоторые заливали спиртом и хранили как лекарство для лечения суставов. Алое было народным лекарством, и для желудка, и для рук и ног, и от простуды. И с медом можно было использовать.

     Через тюль можно было видеть темное небо, просмотр затягивался, пока не гас экран. Ночью телевизор не работал. Ведь еще столько можно было обсудить после просмотра и передач этого вечера. Просмотр фигурного катания был не просто таким обычным зрелищем, это было соревнование с теми, кто не хотел жить так же хорошо, как все жили сейчас в своей стране.

- Наши победят, - говорили все, когда смотрели эти танцы и прыжки на льду.
- И до этого наши побеждали, - добавлял кто-нибудь другой.
- А помните, как музыка пропала, так наши не испугались. Вот сила.
- А у наших костюмы красивее, - замечала тетя Аня.

     И, хотя, модели платьев самой тети Ани были сделаны под копирку, где на открытом вороте не было никаких украшений, а рукава имели вид фонарика, но вкус она имела отменный. А те, кто шил нашим фигуристам наряды, имели и вкус и ткани. Вот если бы у тети Ани были такие возможности, то и она смогла бы все сделать не хуже, чем мастера там далеко за экраном. Но все знали, что и фигуристы и зрители – это одно целое, и все для всех было, и те костюмы и те победы во всех странах. Наверное, так и страны незнакомые тогда стали приходить к зрителям перед этим телевизором, тем, кто работал на заводе Волокно, и тоже делал яркие нитки, что шли на такие пестрые новые костюмы, что могли менять каждое выступление фигуристы. Вот как труд на заводе, у станка, был вложен в общее дело.

- И блеска на костюмах наших фигуристов больше.
- Прыгают выше.
- И не падают.

     Пройдет время, и, закончив работу намотчицы на заводе, тетя Аня посвятит себя творчеству, что и тогда чувствовалось в ее натуре, хоть и шумной, но хваткой на все новое. Она научится печь и украшать свадебные торты. И это будет удивительным. Сама не пробовала она эту дороговизну, и в деревне, таким занятием никто не занимался, но она почувствовала себя художником, и тут же все, что могла, выразила через крем на круглом поле торта.

- Заказов столько, что не выполнить, - говорила Аня подругам, выходя посидеть немного на лавочке у подъезда.
- Талант дремал, - добавляла мать Лизы, оторвавшись от своей книги.
 
     И тетя Аня начинала рассказывать, будто сказку о том, что ей заказали, и как она все украсила. И хотя на одну свадьбу попадал один или два торта, и свадьбы были эти в разные дни, но повторов Аня не допускала.

- И что она на заводе делала, давно бы художником стала, - опять добавляла мать Лизы к рассказу Ани.
- Сначала я все больше украшала торты разными фруктами и цветами, но фруктами, сделанными как конфеты, клубниками, малинами, и цветами со съедобными лепестками, но и розами, конечно, но цвет у роз приходил от оттенка одного к другому на одном лепестке.
 
     Дело это было долгим, но благодарным.    Настроение менялось, стоило только посмотреть на такой красивый праздничный торт. Потом стала создавать целые морские картины с рыбками всех цветов, оттенков и размеров. Были и заказы, когда на поле торта можно было и картины охоты представить. Получались у Ани отлично фазаны. Все цвета она брала из природных продуктов и смешивала их в самые причудливые сочетания.

- Мастер цвета, - слышала Лиза замечания к рассказу Ани.

     А для радости невесты и жениха было украшение верхушки торта символами брака, золотыми кольцами, в блеске сахарных кристаллов. А уж фигурки жениха и невесты, вообще, казалось, выходили из-под руки мастера скульптуры, так легки они были, и нежны и воздушны.

- Скульптор по миниатюрным изделиям, - добавляла мать Лизы, вслушиваясь в разговор и продолжая читать свой журнал.

     И фигурки жениха и невесты на торте тоже никогда не повторялись, как не повторялось и все другое, особенно красивы были сахарные невесты, что в своих кружевных платьях, касались сахарных клубничек и малинок.