Рецензия на фильм Багровый Цвет Снегопада

Елена Романова1
Последний фильм Владимира Мотыля... Грустно... Ушёл редкий художник, настоящий мастер и великий человек. Оставил нам всего десяток картин. Но каких! Среди них стяжавшее славу первого советского вестерна "Белое солнце пустыни", одна из самых человечных киноисторий об Отечественной войне "Женя, Женечка и "катюша", легендарная "Звезда пленительного счастья", покорившая не только нашего, но и зарубежного зрителя, экранизации русской классики "Лес" и "Невероятное пари..."

"Багровый цвет снегопада" вышел на экран, причём, телевизионный (для кинотеатров в наше время это явный "неформат"!) через два года после смерти автора. Фильм-прощание. Прощание с эпохой - попытка переосмыслить её, всех понять и всем простить, следуя логике "у каждого своя правда". Прощание с удивительным миром кино, с искусством, которому Владимир Яковлевич преданно служил всю жизнь: здесь в каждом эпизоде отзвуки его самых удачных работ. Прощание со зрителем, благодарность за многолетнее признание: фильм однозначно зрелищен, он снят для людей. Просто прощание. Финальный аккорд в яркой, удивительной, полной драматизма судьбе.

Аккорд громкий - он будет долго звучать и отзываться эхом. Этот фильм запомнится, его будут любить и смотреть, его уже называют "глотком свежего воздуха" и "проблеском света" в, так сказать, душной мгле нашего культурного пространства. Всё верно - он действительно смотрится свежо, "берёт за душу", увлекает и в то же время воспитывает, как и положено явлению настоящего искусства.

Авторский почерк Мотыля очень узнаваем. В центре повествования у него всегда личность главного героя. Причём, героя, по меркам кино, истинного - благородного и отважного "рыцаря без страха и упрёка", но в рамки жизненных реалий (любой эпохи) явно не вписывающегося. Владимир Мотыль был великим сказочником, сочинителем чудесных и захватывающих рыцарских кинороманов (в лучшем смысле этого слова). Верить в его сказки невозможно, а не верить нельзя - настолько они прекрасны и возвышенны. И его главный герой - le chevalier sans peur et sans reproche - всегда находит, вернее, притягивает к себе приключения. Ведь слава не обойдёт достойного, и подвиги лишь ждут того, кому по силам их совершить - наивного книжного мечтателя Женю Колышкина, невозмутимого и неуязвимого товарища Сухова, безоглядного романтика декабриста-кавалергарда Анненкова... Впрочем, рыцарские доспехи порой примеряют и женщины - жёны декабристов или, как в нашем случае, генералов.

Первые кадры ленты - девушка на войне. Автор по традиции сразу знакомит нас с главным героем. И антураж привычный: мундиры (гимнастёрки, плащ-палатки, шинели). Конечно, какой же рыцарь без доспехов и меча? Оружие в фильмах Владимира Мотыля неизменно служит главным атрибутом мужественности. В кульминационные моменты оно всегда в кадре, - решающий аргумент в каждом поединке участников извечной и бесконечной битвы добра со злом. Даже выбор оружия служит косвенной характеристикой персонажа. Мог бы товарищ Сухов пырнуть человека штыком, скинув с себя паранджу? Немыслимо. Холодное безжалостное остриё, да ещё кинжал - оружие подлеца и труса, душителя женщин. А у интернационалиста Сухова пулемёт "Льюис" и надёжный друг "Маузер". И в подарок супруге он правит молотом не что-нибудь, а серп. И "гранаты не той системы" могут быть у кого угодно, но только не у Верещагина. В "Звезде пленительного счастья" оружие не менее символично. Вспомните лицо князя Трубецкого в момент его гражданской казни - не шпага над его головой разломилась надвое, а сама его жизнь. В истории любви Жени и Женечки оружие ещё более значимо. Оно возведено в ранг одного из главных героев, вошло даже в название фильма. Женя теряет Женечку, но "катюша" остаётся рядом, мстя вместе с ним за гибель всех любимых в той страшной войне. Владимир Мотыль верен себе и в "Багровом цвете снегопада". В руках у рыцаря по имени Ксения тоже сверкнёт символический меч возмездия. Но врага она повергнет не силой оружия, а силой духа. Она не сможет застрелить человека, не сможет отказать в праве на рождение его ребёнку. И победит благородство - квинтэссенция рыцарства.

Победа тем слаще, чем горше потери и страдания, принесённые на её алтарь. Ксения Герстель - сирота, добровольно бросившаяся в огонь Первой Мировой. Единственный брат-офицер пропал на фронте, известие о гибели жениха окончательно лишило её жизнь смысла. Юная сестра милосердия словно испытывает судьбу, отчаянно рвётся в самое пекло. И нежданно-негаданно заново обретает и надежду, и опору. Немолодой, потрёпанный жизнью и войной, но не утративший души и сердца генерал-майор - та самая "каменная стена", за которой хрупкой беззащитной Ксении так нужно укрыться от бури, разбушевавшейся в поднятой на дыбы стране. Но тихой гавани нет места в бурлящем океане, едва свитое семейное гнёздышко разорено, птенец погиб, а саму несчастную птаху с перебитыми крыльями уносит прочь вихрь революции. Почти десять лет Ксения безуспешно ищет брата. Его поиски внезапно сводят её лицом к лицу с виновником гибели её мужа и ребёнка - представитель Всесоюзного общества культурных связей с заграницей посещает белоэмигрантскую общину Праги и влюбляется в красавицу-соотечественницу. Она жаждет мести и принимает его приглашение посетить СССР в надежде отыскать его тогдашних подельников, чтобы рассчитаться со всеми сразу. Но план мщения срывается, судьба сама расправляется с её обидчиками, Ксению же вознаграждает за все перенесённые мучения счастьем материнства, пусть даже дитя ей достаётся от ненавистного врага. И брата она тоже находит. На дворе 1939 год, над Европой вновь сгущаются грозовые тучи. А в укромном уголке на краю света, в тиши канадской снежной сказки за праздничным столом собрались Ксения, её брат и сын. У мальчика День рождения, он дорос до вопросов об отце и родине, он хочет знать правду. И умудрённые опытом взрослые ищут нужные слова, пытаясь объяснить ему смысл главных рыцарских понятий - любви, чести, благородства и самопожертвования. Ведь на них держится мир, ради спасения которого стоит забыть все национальные, религиозные и классовые распри, простить друг друга и объединиться для борьбы с общим врагом всего живого и сущего - с колесом из четырёх топоров, жуткая тень которого уже нависла над их далёкой родиной.
Конец фильма...

Чем не сказка? Безусловно поучительная, временами трагичная, иногда забавная. А в целом трогательная, душевная. Недаром собрала столько восторженных отзывов от женщин. Фильм явно адресован именно женской аудитории. Даже в титрах посвящение матери и жене автора - ещё один рыцарский жест. Почему же не отвёл он главной героине более, казалось бы, подходящую ей роль Прекрасной дамы? А потому, наверное, что времена давно изменились, и жизнь перестала щадить Прекрасных дам. Уже в эпоху декабристок слабому полу пришлось проявить изрядное мужество, чтобы отстоять своё право на женственность. И уже тогда они доказали, что мужественная женщина ещё более прекрасна. Как преобразило обретённое мужество княгиню Волконскую, пробудив в фарфоровой куколке Машеньке настоящую женщину - умную, решительную, страстную! Какое восхищение внушает даже бездушному чиновнику непреклонная твёрдость Екатерины Трубецкой, протягивающей к нему руки со словами "Велите нести кандалы"! И Женечка Земляникина лишь на время прячет свою нежность под солдатской гимнастёркой. Вернее, не прячет - бережёт. А Гюльчатай в "Белом солнце..."? Ведь её смелость была её же спасением. Но стоило ей поступить так, как подобает женщине в её среде, и она сразу погибла. Вот и Ксения тоже вынуждена стать воительницей, сама того не желая.

Даниэла Стоянович сыграла женщину на двадцать лет моложе себя. Сыграла очень убедительно, не только сделав порывистость и импульсивность героини чертами её личности, но и использовав их в качестве возрастных характеристик. Ксения всегда в движении, её жесты лишены плавности, а взгляд - томности. Она бежит - по полю боя, по ночному заснеженному Петрограду, по сугробам и рельсам обезлюдевшей станции в Сибири, по пражской мостовой, по московской омытой дождём улице и подмосковному лесу - бежит и мечется, не зная, верно ли выбран путь. Борьба героини - явная и внутренняя - задаёт напряжённый темп всему повествованию. И рассказчикам этой истории удаётся с него не сбиться.

Образы же главных персонажей порой несколько сбивают с толку. Уж слишком они однозначны, прямолинейны, порой даже трафаретны. Впрочем, в фильмах Владимира Мотыля характеры всегда задаются в виде постоянных величин, хотя в жизни каждая личность - скорее переменная, чем константа. Генерал Баторский в исполнении Михаила Филиппова, честно говоря, даже удивляет своей неизменной безмятежностью, вроде бы, совсем не свойственной человеку его пола, возраста и профессии. И в атаку, и под венец, и на расстрел он идёт с почти блаженной полуулыбкой на лице. Возможно, этот образ и замышлялся статичным для более резкого контраста с нервной динамикой Ксении, чтобы подчеркнуть их разницу в возрасте, придать ему солидность, основательность, прочность. Увы, это было достигнуто ценой обезличивания персонажа.

Образу Трофима Кряжных (Александр Цуркан), вроде бы, предписана плакатность - идейный революционер, безоглядно преданный и классово родной пролетарскому делу, коренастый мужик, настоящий сибиряк. Нелегко, наверное, достоверно оживить на экране персонаж, целиком состоящий из штампов. Он изначально утрирован. Но актёру удалось придать ему даже некоторое обаяние - в нём чувствуется глубинная сила, непоколебимая вера в свою правоту, готовность сложить голову за страну, в которой он, наконец-то, чувствует себя хозяином. А ещё мужицкая хитреца, облегчающая образ, но самое главное - честность и совесть, не позволяющие ему соврать Ксении о прошлом, скрыть от неё собственные грехи.

Автор сталкивает две их разные правды в открытом поединке и не берётся быть им судьёй. Потому что и та, и другая выстраданы, и той, и другой принесены огромные жертвы, и за той, и за другой - воля народа. Сын Ксении - залог грядущего взаимного прощения и примирения, спасения России, расколотой Гражданской войной.

Явная схематичность образов и переизбыток символики, так сказать, перегруженность картины деталями, не усиливающими её достоверность, а скорее наоборот, - пожалуй, единственные "минусы" ленты. Посмотреть "Багровый цвет снегопада" определённо стоит. А после вам, возможно, захочется ещё раз увидеть и более ранние прекрасные фильмы Владимира Мотыля - "Женя, Женечка и "катюша", "Звезда пленительного счастья" и "Белое солнце пустыни".