Царским путем вел ее. Екатерина Домбровская

Татьяна Алейникова
                Екатерине Домбровской

Когда читаешь Екатерину Домбровскую, задаешься вопросом, в чём секрет притягательной силы ее книг – недавней «Воздыхания окованных. Русская сага» и только что вышедшей в свет в Канадском православном издательстве ALTASPERA: «Весна души. Страницы жизни рабы Божией Анны», в чём таинство их, заставляющее возвращаться к их страницам снова и снова.

Это как неожиданная встреча, которая однажды перевернёт жизнь, заставив пересмотреть в ней всё до самых потаённых уголков души, к которым давно не возвращался из опасения вновь пережить боль, разочарования, периоды внутренней неприкаянности. Наладилось что-то в жизни твоей, идёт своим чередом и, слава Богу, зачем ворошить прошлое.

Вот этот пресловутый покой и разрушают книги Е.Домбровской. Они бередят душу, возносят от сиюминутного земного, устремляя её к чему-то иному, о чём тоскуешь и не умеешь найти дороги к тому иному…

В книге, о которой идёт речь, жизнь – совсем другая, иная (не случайно и слово «инок» означает «другой»), исполненная напряжения, держать себя в котором не всякий решится, не всякий и выдержит. Что может подвигнуть человека отказаться от радостей земных, от всего, что составляет твое скромное житейское достоинство – вплоть до профессиональных умений, знаний, предпочесть этому жизнь уединённую, трудную, наполненную испытаниями и лишениями, а главное – отречением от всех своих не только внешних, но и внутренних достоинств, не говоря уж о «добродетелях».

Ответ сокрыт в словах преподобного Силуана Афонского: «Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу его…», которые и для этой книги вполне могли бы стать ключом.

«Весна души» – это рассказ о жизни с Богом, о непрестанном искании его в сердце, когда каждый шаг, движение мысли и сокровенных помыслов и даже намерений сверяются с заповедями Его – в этом находит смысл своего бытия героиня книги – «неприукаженная» послушница Анна, немолодая образованная москвичка, которой в конце 80-х – начале 90-х годов Господь благословил обрести нелестного и опытного духовного наставника.

Сохранившиеся подробнейшие ее дневники – о чем сообщает автор в предисловной главе, – позволяют проследить этот путь на протяжении 20 лет. Шаг за шагом вглядываемся мы вслед за автором в то, как ведет душу путем отцов старец (наместник одного из мужских монастырей), о котором можно было бы сказать, что вот он – «един из древних»; как постепенно раскрывается перед глазами новоначального послушника истинная суть этого пути – крестоносного, но прекрасного, дарующего «Крестом радость».
 
«Только в глубокой и сокровенной тиши разговаривает с человеческим сердцем Бог, – Читаем мы в книге, – И если долго, осторожно, совсем стихнув, вслушиваться, сердце, возможно, и приоткроет нам чуть-чуть свои глубины, о существовании которых мы раньше вовсе и не догадывались».
Эта книга – и есть попытка погружения в глубины сердечной жизни, во святая святых – душу человеческую, претерпевающую искушения, причем старающуюся претерпеть их в каноне православного аскетического Предания.

Автор приоткрывает читателю и брань с помыслами, и с самим собой, которую ведет героиня повествования. «Это были дни нашего второго – и подлинного – рождения, которое, как и всякое рождение, совершалось не без мук. Так что, надеюсь, благочестивый читатель не слишком будет удивлен высоким градусом душевного напряжения, в котором почти постоянно пребывала Анна, хотя часто оно ни с какими внешними потрясениями не было связано.

Все невероятные события совершались внутри наших сердец по мере того, как мало-помалу нам открывалось их подлинное состояние...»
В книге с завораживающей откровенностью показано, как соскребает с души Анна всё недолжное, чистит её, и какое внутреннее и внешнее сопротивление при этом преодолевает. Мир на такое делание всегда ополчается сразу.

Это-то погружение в духовную «лабораторию», в труднейшую, каждодневную работу отличает эту книгу от других подобных православных книг, в которых читатель восхищается прекрасным плодам, выращенным в многолетнем подвиге, но и близко не может себе представить, а каким был путь к этим плодам. Эта книга ценна и уникальна тем, что она приоткрывает миру этот путь, и даже дает ему возможность многому научиться вместе с героиней от опытного старца.

Сквозь призму происходящих внешних событий читатель видит, как действуют страсти, первоначальные «мирские» реакции, как поначалу человек ищет способы оправдать себя, как духовник жестко и неумолимо корректирует этот процесс, и как вершит все дело Господь Своею благодатью в сотворчестве с личностью, обуреваемой искушениями, но мужественно и истово ищущей верный путь.

Исполнение Заповедей Христовых требует коренной ломки привычных поведенческих стереотипов, да что там, полной перемены сознания, что и есть на самом деле, истинное, глубокое покаяние, в котором для героини повествования все в этой жизни открывается по-новому: «Нет смирения без настоящего, подлинного самоукорения, - Записывает в своем дневнике Анна. –  А войти в самоукорение нам мешают «человеческие правды», наши земные, плотские представления о справедливости.

 А у Бога иная Правда и нужно человеческие правды презреть, отринуть как греховные, эгоистичные, противящиеся всем заповедям Божиим, потому что они основаны на любви к себе, но не к Богу, не к ближнему, любовь к которому требует, чтобы мы свою правду уступали Ему».

С необыкновенной бережностью доносит автор до читателя крупицы сокровищ с духовной трапезы великих старцев, вчитывается в строки Священного Писания, и толкования на них подвижников Православия. И это не только обогащение или дополнение к удивительному по силе воздействия повествованию. Всё это пережито, прочувствованно, вошло в плоть и кровь героини, а вместе с ней, надо думать, и автора, прошедшего очень похожий путь.

Читая страницы жизни некоей рабы Божией Анны, убеждаешься со всей очевидностью, как немощен человек и как великодушен Господь, которому ближе кающаяся душа и сокрушенное сердце, чем уверенный в своей непогрешимости «праведник». И это дарит надежду и придаёт уверенности в непростой нашей жизни, тем, кто только начинает идти по стопам таких, как Анна.

Глубокий философско-богословский подход к жизни, вере, месту человека в этом мире соседствует в этой книге с удивительными по красоте описаниями природы: «Однажды осенью посчастливилось Анне остаться в своей далекой деревне совсем одной. Близкие уехали в город, а она задержалась, чтобы хоть как-то подготовить участок к зиме. Работ было много: обрезать, очистить, перекопать, посадить… Ей повезло с днями: все были солнечные и на удивление тихие. Сентябрь парил над этим обезлюдевшем местом, которое давно уже покинули суетливые дачники, столетиями бывшими здесь самыми что ни на есть коренными жителями, а теперь превратившимися в довольно надутых от своего раздавшегося благополучия новых русских»…

«Не осталось и ближних к Анне соседей, только в самом конце деревни чуть живыми стояли два еще обитаемых дома. Один –старый, осевший набок, когда-то изысканно украшенный кружевной резьбой и живой оградой яблонь старинных сортов, которые теперь, отяжелев сочными, багровыми мельбами и сафьяновыми анисовками, льнули ветвями долу. Никого-то не радовало и не привлекало это дивное приношение природы, –яблоки ждали, ждали, да и ложились на землю своей карминной россыпью. Красота…»

Пленителен язык книги, пришедший к нам из заповедных глубин, язык, давно уже вскормлявшийся красотой Псалтири, церковнославянского слова. Одухотворённость его передать невозможно, остаётся вновь предоставить слово самому автору: «Пахло землей, травами и горьким вяжущим запахом каких-то прибрежных кустов. Издалека потянуло дымком, что было странно для второго часа ночи. И тут вновь занялось и забилось Аннино сердце: дымок этот мгновенно высветил в ее памяти незабвенные мимолетности ее очень давних странствий…».

 P.S. Остается добавить, что пока отечественные издатели мешкают, книги Е. Домбровской, к великому сожалению, изданы не в России. Приобрести их можно, заказав на сайте Канадского издательства ALTASPERA или по адресу: catrinstyle@gmail.com