Светицховели

Валентина Достигаева
По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.
Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Мы стоим на службе коленопреклоненные, какая-то высшая сила понуждает внимать проповедь священника с  особенным вниманием и смирением.
Стены собора потрясают величием и красотой, и приходит твердое убеждение:


  Творец  попустил человеку вкусить от «древа познания добра и зла», — испытать горький плод своеволия и чужого разума, — «совета дьявола». В тяжелой расплате пройти через все испытания жала греховного, но не лишает его спасительной надежды исправить свое произволение и, через покаяние и добрые дела, вновь очистить свою первозданную красоту, — оправдаться и осветиться для торжества жизни вечной, ибо «Бог поругаем, не бывает» (Гал. 6, 7)

Вечной правдой и всепобеждающей любовью Божьей зло, посеянное дьяволом в мире, должно быть побеждено. Но с участием самого человека, сознательно кающегося в своем преслушаннии, и пламенно жаждущего, — единения с Богом, Источником вечного добра, мира и любви.
 Ибо, как падение человека совершилось не по одному его произволению, но при коварном соблазне дьявола, так и восстановление его не под силу ему одному, без помощи Божьей.