Самолюбие

Алла Игнатенко
Valya писала: "...пока в себя САМ не заглянешь - не хочешь ведь, это больнее, чем на других смотреть".

Интересно, а почему смотреть в себя – больно? Там что, колюще-режущие предметы понатыканы? Или взгляд, свой собственный – не чужой – это скальпель?

Ответ, в общем-то, известен всем, однако меня тянет рассмотреть его подробнее. И мне, разумеется, более удобно себя рассматривать, чем и займусь. Хотя я уже давненько этот момент осознала, и он просто сгорел, но я отлично помню, как оно было.

Больно видеть себя "плохой". А почему? - Если я ОЦЕНИВАЮ себя "плохая", то у меня мгновенно ВОЗНИКАЕТ ЧУВСТВО ВИНЫ.

А переживать вину – очень болезненно. По меньшей мере, страдает… САМОЛЮБИЕ. А по большому счету ВИНА ТРЕБУЕТ НАКАЗАНИЯ. И человек (я) это наказание благополучно находит, точнее, ТВОРИТ В РЕАЛЕ, даже не понимая, как он это делает. Потому что НАКАЗАНИЕ СНИЖАЕТ ЧУВСТВО ВИНЫ, значит, оченно желанно.

Ну, и получается не жизнь, а преступление и наказание.

А началось всё с момента, когда "крошка сын к отцу пришел…", точнее, дочь пришла.

Каждому из нас в той или иной форме внушили в детстве: если ты – хороший (послушный, поступаешь, думаешь, чувствуешь ПРАВИЛЬНО), то я тебя люблю, а если ты плохой (не послушный, поступаешь, думаешь, чувствуешь НЕ ПРАВИЛЬНО), то я тебя не люблю.

И теперь Я САМА У СЕБЯ ТРЕБУЮ ЛЮБВИ. Для чего СТАРАЮСЬ БЫТЬ "ХОРОШЕЙ" ("ПРАВИЛЬНОЙ") ВО ВСЕМ.

И у меня на этот счет до фига представлений – убеждений, какой я ДОЛЖНА быть, чтобы СООТВЕТСТВОВАТЬ СОБСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ  "хорошая" и «"правильная"… чтобы самой у себя ЗАСЛУЖИТЬ любовь. (Не в этом ли смысл любого служения?)

И всё это дело сопровождается СТРАХОМ НЕСООТВЕТСТВИЯ... СВОЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ.

Другая сторона этой медали – БУНТ против своих собственных представлений о хорошести и правильности. А для этого мне просто необходим другой чел, чтобы доказывать не себе, а типа ему, что "хорошо" ("правильно") – бред сивой кобылы. И эта сторона во мне КАЙФУЕТ от собственной "нехорошести" и "неправильности" и орет: "Я НИЧЕГО НИКОМУ НЕ ДОЛЖНА!" 

А у этой стороны постоянно присутствует СТРАХ СООТВЕТСТВИЯ. (Соответствие стандарту обезличивает, делает чела банальным, оно – словно клише, исключающее творчество...) Страх соответствия - и есть СОПРОТИВЛЕНИЕ.

То есть, моё внимание поглощено поиском ответа на вопрос: должна или не должна? И ответом на него: то должна, то не должна.

Куда ни кинь, всюду страх. Я уж молчу об осуждении… это всегда – ПРОЕКЦИЯ ВИНЫ ВОВНЕ, на подходящий объект. Я осуждаю в другом то, что жуть как не хочу видеть в себе, потому что ОЦЕНИВАЮ это "нехорошо" - "неправильно", зато в другом… отлично вижу!

Вывод: у нас ВМЕСТО ЛЮБВИ – ВИНА И ОСУЖДЕНИЕ – СЛАГАЕМЫЕ СТРАХА, что и порождает борьбу с собой, боль и страдание.

И причина вины и осуждения – страха – наши собственные представления (убеждения) о том, какими мы должны быть, чтобы быть ДОСТОЙНЫМИ СВОЕЙ ЛЮБВИ К СЕБЕ.

И вот последнее – вообще абсурд!

Что мешает человеку любить себя? – Представления о том, каким он должен быть.

А эти представления даже не мои собственные, их мне передали родители, а им – передали их родители… сэконд-хэнд какой-то!

Представления же – это содержание ума, более или менее адекватное ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОГО Я, и то – не в полной мере, лишь в каком-то аспекте.

А человек – нечто гораздо большее, чем своё отражение в уме или в зеркале, он – НОСИТЕЛЬ ЖИЗНИ. И уж понятно, что человек далеко не только умом ограничивается.

Получается, что в себя больно смотреть по совершенно абсурдной причине, там ведь не только я – "хорошая" видна, но и я – "плохая". А то, что оценка … натянута и, по меньшей мере, устарела, во внимание не принимается.

Так может, стоит пересмотреть собственные представления о себе и ПЕРЕОЦЕНИТЬ ИХ, а не мучить себя вопросом, должна или не должна?

Вот любовь обусловленная – к себе "хорошей" или "плохой" – без разницы – это и есть САМОЛЮБИЕ, которое всегда страдает… потому что нет и не может быть человека, соответствующего своим представлениям о том, каким он быть типа должен, потому что человек в эти представления просто не помещается.

То есть, ПРИЧИНА СТРАДАНИЙ – САМОЛЮБИЕ.