На перепутье

Аркадий Алферов
       венок сонетов - 5

                - 1 -
               
Сугроб ступенькою амвона –
Заледенелый снежный пласт.
Луна - обходчица кордона –
В обиду спутника не даст.

Но все здесь кажется условным;
И слез не сброшенный балласт,
И жизнь, что катится наклонно,
И… не выдерживает наст…

О, сон,  Подверженный неверью!
Пусть эту ложную потерю
Закроет память в свой ларец.

В конце концов тот сон – не битва…
И запоздалая молитва
Украсит храм – лесной дворец.


                - 2 -

Украсит храм – лесной дворец –
Живой цветок воображенья…
И слышен добрый стук сердец –
То знак эпохи Возрожденья!

Единство вер! Войне – конец!
И нет былого отчужденья…
Летит мой мысленный гонец
Сквозь мощь земного притяженья

Там независим от Земли,
Преображается вдали
В слова сонета иль канцоны.
Расцвел словесный звездно-сад…

Снегов серебряный оклад –
Сама Природа, что икона.
               

                - 3 -

Сама Природа, что икона,
В любом окладе хороша.
Я с детства здесь не посторонний:
Ее душе - моя душа

Сродни… Зарею коронован
Тот мир в оправе камыша,
И просто так покой зеленый
Я никогда не нарушал.

И не стрелял забавы ради -
По журавлям в болотной пади 
Себя жалея, наконец!..

Надежды искра в звездном плаче
Есть доброта! А как иначе?
Ты прав, поистине Творец!
               

                - 4 -

Ты прав, поистине Творец,
Что создал жизнь такой непресной!
Судеб таинственный писец
Вновь пишет чью-то в поднебесье…

Но рок – превратностей кузнец –
Пролог ошибки неуместной.
И… снова воздух рвет свинец,
Стал шар Земной для мира тесный?

«Скажи Создатель и Отец,
Когда безумию конец?» –
Кричу я в звездность небосклона.

Блажен, кто Верой вознесен!
Готов поверить в этот сон,
Но нет у веры эталона.

             
                - 5 -

Но нет у веры эталона!
Иль я вершин тех не постиг?
За смех над догмами канона
Наказан грешный мой язык.

Склонюсь над книгою церковной,
А мысли – путами вериг.
Я – раб сомнений столь греховных…
Он – Всемогущ и Многолик?

Не плод ли собственных фантазий?
Абсурд надуманных оказий?
Кумир – и дум, и душ ловец?

Зачем искать повсюду Бога?
Он в нас самих есть хоть немного,
И «всяк по-своему  мудрец».


                - 6 - 

И «всяк по-своему мудрец»,
Герой немыслимых историй.
Сойдет за умного глупец,
Умей молчать при разговоре!

А тот - в наивности слепец,
Тот – сам с собою в вечном споре…
Я научился – вольный чтец –
Читать у каждого во взоре.

Ведь каждый взгляд – души печать…
А больше я люблю читать
И вновь читаю упоенно

Поэму глаз, любимых глаз,
Что добротой во мне зажглась
И жаждой жизни неуемной…


               - 7 -

И жаждой жизни неуемной
Наполнен комнатный росток.
Как сетью ловит он оконной
Зари божественный цветок!

Взаимосвязи утонченной
Достоин утренний исток,
И все живое, безусловно,
Стремится к солнцу – на восток…

Порою жизнь – невыносима!
Когда плывет – увы! – не мимо
Терновый горестный венец.

Да будут временными беды!
Недаром песнями, как  хлебом,
 С другими делится певец… 


               - 8 -

С другими делится певец
Своею думой сокровенной,
От жизни суетной беглец,
Устав от прозы повседневной…

Похоже, «золотой телец»
Вдруг завладел, как Бес, вселенной,
И новоявленный делец –
Что аферист обыкновенный…

Такую потерять страну!
И без войны, но как в войну,
Безумной прихоти в угоду!

Боюсь, потомкам не понять!
Вдруг повернулось время вспять:
Финал зимы – пик непогоды!



                - 9 -

Финал зимы – пик непогоды!
В такую ль хмарь рискнул Творец:
Слепил, довел, и сунул в воды
С любовью сделанный… сырец?

И может быть сказались годы,
Дрожал Ваятеля резец?
И… человек – венец природы –
Увы! – не лучший образец?

А может быть: «продукт небес» –
Биологический процесс? –
Есть чей-то опыт, и… в отходы?

И в мире тысяч «почему?»
Я выбрал истину одну –
Весны так жаждавшие всходы…


               - 10 -               

Весны так жаждавшие всходы
Проступят зеленью лугов.
И воды рек, хлебнув свободы,
Насытят радость берегов.

Капели звонкие аккорды
И безнадежный всхлип снегов
Сквозь слой живительной породы
Наполнят вены родников.

Вот так слова в душе поэта
Строками выльются сонета,
Но я весну не тороплю,

Мне по душе февральский иней.
И этот вечер звездно – синий
Слезой надежды окроплю.


                - 11 -

Слезой надежды окроплю
Слова, ниспосланные свыше,
И живописную зарю,
Что тьму тесня, стекала с крыши.

Я был подобен «глухарю»:
Забившись в собственную нишу,
Завел мелодию свою,
А что вокруг? Других не слыша

Витал я где-то в небесах
«Запавшей стрелкой на часах».
А жизнь спросила очень строго…

Прозрел? А сколько растерял?
Как утешенье, чтобы знал:
Как петь даровано немногим!


                - 12 -

Как петь даровано немногим!
И кропотлив поэта труд –
Созвучность рифм и сочность слога
Извлечь из гор словесных руд…

Непредсказуемость пролога,
В миру – сомнений целый пуд:
И беззастенчивость предлога,
И вместо слов – жаргонный блуд.

Нужны ль стихи? Скажи, поэт!
- Кому? Зачем весь этот бред?
Чтоб повседневности убогой
Плести словесности узор?..

Но как пленяют милый взор
И дум разумная дорога!


                - 13 -               

И дум разумная дорога,
И уникальность бытия –
Неотвратимость эпилога,
Где каждый штрих – судьба твоя.

И обостренность чувства долга,
Чему как раз подвержен я.
Жизнь, как тропинка краем лога,
Вдоль безымянного ручья,

Где паутина треволнений,
Где топь болезненных сомнений,
Где я - почти что на краю…

Не пресловутая провинность,
А дел и помыслов взаимность
Меня приблизит к алтарю.


                - 14 -

Меня приблизит к алтарю
Лишь дум осознанная зрелость.
Простите горе – бунтарю
Непоэтическую смелость.

Свой век  сомнением горю,
Что с атеизмом в душу въелось:
Жаль, Бога мысленно не зрю.
Другие – может… Мне б хотелось!

Читая взгляд иных планет,
Я не скажу, что Бога нет.
Ведь Кто-то есть, определенно!

Из всех немыслимых начал
Влечет единственный причал:
Сугроб – ступенькою амвона.



            - 15 -

Сугроб ступенькою амвона
Украсит храм - лесной дворец.
Сама Природа, что икона!
Ты прав, поистине, Творец!

Но нет у веры эталона!
И «всяк по-своему  мудрец…»
И жаждой жизни неуемной
С другими делится певец.

Финал зимы – пик непогоды!
Весны так жаждавшие всходы
Слезой надежды окроплю.

Как петь даровано немногим!..
И дум разумная дорога
Меня приблизит к алтарю.

                2003 г