Гоцци

Константин Рыжов
Карло Гоцци родился в 1720 г. в старинной, но обедневшей дворянской семье. По складу своего характера он был аристократ до мозга костей: ненавидел  третьесословную философию, культ разума и культ чувств, который шел в Италию из Франции. Мещанская драма с ее заурядными героями, ежедневный быт, вся та «правда», которая восхищала зрителей в комедиях Гольдони, приводила Гоцци в раздражение. Высокая комедия казалась ему слишком «французской». Подлинным национальным театром Гоцци считал только комедию дель арте. А поскольку та явно клонилась к быстрому упадку, он решил поддержать ее собственным талантом. В 1760 г. Гоцци написал свою первую сказку для театра «Любовь к трем апельсинам». После того как она была прочитана коллегам по академии Гранеллесков (академии «пустословов»; Гоцци был ее главой) и при общем веселье ими одобрена, Гоцци отдал пьесу знаменитому комику комедии дель арте Сакки. В дни зимнего карнавала 1761 г. она была показана венецианской публике с подмостков театра Сан Самуэле. Успех превзошел все ожидания. Сам Гоцци вспоминал позже: «Неожиданная  новизна и оригинальность этой сказки, переделанной для театра, которая в то же время была смешной пародией на сочинения  Гольдони и заключала в себе кое-какой аллегорический смысл, произвела такой забавный и сильный переворот во вкусах публики, что оба писателя сразу увидели свое падение как бы отраженным в зеркале…»
За «Апельсинами» последовали «Ворон» (1761) и «Король-Олень» (1762).

«КОРОЛЬ-ОЛЕНЬ». Действие происходит в сказочном городе Серендиппе, в котором правит добрый король Дерамо. Он объявляет о своей помолвке с Анджелой, дочерью второго министра Панталоне. Между тем, в Анджелу влюблен первый министр Тарталья. По случаю свадьбы устраивается королевская охота. Во время погони пышная свита рассеивается. Рядом с королем остается лишь Тарталья.  В порыве откровенности Дерамо рассказывает своему министру об удивительном даре волшебника Дурандарте: это заклинание, позволяющее духу переселяться в любое мертвое тело. Тут кстати появляются два оленя. Гремят выстрелы, и они падают мертвыми. Дерамо становится возле одного из олений и произносит заклинание. Его тело падает бездыханным. Зато убитый олень поднимается и исчезает в лесу. Коварный министр тотчас произносит заклинание над телом Дерамо, вселяется в него, а собственный труп, обезглавив, бросает в кусты. Внешняя метаморфоза соединяется с внутренней. Из льстивого царедворца Тарталья обращается в жестокого и безжалостного тирана. Все его помыслы устремлены к одному: надо найти убежавшего оленя и убить его. В ту минуту, когда охотники, понукаемые яростными криками Тартальи, палят из ружей, внезапно появляется бедный, изможденный старик. Тарталья срывает на нем раздражение и безжалостно убивает несчастного. Бросив его тело, охотники уезжают. На поляну возвращается олень. Дерамо произносит заклинание и вселяется в тело мертвого старика. Таким образом, ему удается вернуть человеческий облик, но это приносит королю мало радости. Ведь он в один миг лишился всего: молодости, красоты, здоровья, своего королевства и любимой жены!..

Так начинается увлекательная пьеса Гоцци, полная удивительных приключений и неожиданных поворотов. В конце, как и положено в сказке, добро торжествует над злом, и к Дерамо при помощи волшебника  Дурандарте возвращается прежний облик, а Тарталья обращается в ужасное рогатое чудовище…

 Еще большую известность принесла Гоцци следующая сказка «Принцесса Турандот» (1762). Восточный колорит гармонировал в ней с фантастичностью действий и необычностью характеров. Как и все прежние сказки Гоцци, она имела огромный успех у зрителей. Противники комедии дель арте, Гольдони и Кьяри, вынуждены были покинуть Венецию, оставив поле боя за Гоцци. В 1765 г. тот закончил десятую сказку для театра «Дзеим», которая оказалась последней.  Он отказался от созданного им жанра и обратился  к писанию пьес в «испанском вкусе», комедий «плаща и шпаги». За следующие семнадцать лет Гоцци написал двадцать три  пьесы этого нового для себя типа.

После распада в 1782 г. труппы Сакки, Гоцци отошел от театра и занялся написанием своих замечательных «Бесполезных мемуаров» (1795), в которых рассказал о своей жизни и о своих театральных взглядах.

Умер драматург в 1806 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213