Интервью лауреата III премии Народный писатель

Галина Щекина
Галина Щекина, чернорабочая литературы
___
 От редакции:
Галина Щекина родилась в Воронеже, в 1979 году переехала в Вологду.
Прозу пишет с 1985 года. Публиковалась в газетах «Книжное обозрение», «Литературная Россия», журналах «Дружба народов», «Журналист».
Руководитель Литературной артели «Ступени», содатель  студи «Лист» для  молодежи, официальный координатор конкурса «Илья-Премия» в Вологде.
Член Союза Российских Писателей, Союза Журналистов России, Международной ассоциации писателей и публицистов (APIA).
На Прозе.ру – с 2003 года.
___

- Для начала – традиционный вопрос: Кто вы, Галина?
- Если в двух словах, то я чернорабочая литературы, у которой праздников в жизни раз-два, и обчёлся.
- Что ж так сурово?
- Дело в том, что авторы, которые меня окружают, для меня до сих пор важнее, чем я сама для себя.
Мой муж, прекрасный критик, тонкий ценитель литературы Сергей Фаустов так мне и говорит: чтобы быть настоящим писателем, надо выращивать в себе творческий эгоизм. А он во мне пока так и не вырос…
- Но ваш роман «Графоманка» совсем недавно вошёл в финал национальной премии «Русский Букер» в числе шести лучших прозаических произведений, опубликованных на русском языке, выдвинут на соискание премии «Национальный бестселлер»…
- А вы думаете, почему? Потому что в Вологде, где я теперь живу - родилась в Воронеже - возникли по поводу романа настоящие писательские драки: я же правдиво, как мне кажется, изобразила местные писательские нравы. В результате заслужила от собратьев самые разнообразные прозвища, вплоть до «раскольницы», «боярыни Морозовой» и т.п.
Бранили меня за роман в Вологде буквально день и ночь. Звонили по телефону и матом объясняли, кто я такая. Так и не поняла, кто это был…
- Переживали?
- Конечно.
- Муж как-то поддерживал в те дни?
- Говорил: чем больнее бьют, тем ты правее. И наливал стопочку.
- А что после «Графоманки»? Написалось что-то новое или вы в «состоянии паузы»?
- Да какие там паузы - написала два романа, а денег на их издание нет. Видно, опять творческого эгоизма не хватает. Я же всё своё между делом…
- Вы признанный сообществом профессионал. За что любите Прозу.ру?
-  Логиниться просто. Кстати, ники эти, клички сетевые, ненавижу и ненавидеть буду: ну что это такое? Приходит чуткий, грамотный, вдумчивый читатель на твою страницу, восхищается тобой, делает замечания, и вдруг исчезает, и никаких следов: стёр страницу, а ты гадай, где он, жив ли, умер… До сих пор горюю о многих своих знакомцах, а ведь даже имён их не знаю, и спросить не у кого. Но признаюсь в  нарушениях – наверно  страниц  20 открыла для  своих собратьев по перу, и многие теперь сами ведут свои старницы с огромным числом  читателей… Среди ниах страницы  Михаила  Сопина, Аси  Астафьевой, Марии Марковой. И  моих две – одна на  Стихи.Ру, другая на  Прозе.
- Ну, хорошо, раз творческого эгоизма у вас так мало, поговорим о ваших авторах. Вы вырастили целое поколение вологжан, принятых в столицах. Как вам это удалось?
- Не было такой цели. И жалко, если уезжают. Я им говорю – сидите  тут, пишите, просыпайтесь под звон колоколов…. Ларчик-то просто открывается: чтобы быть профессионалом в литературе, надо просто любить людей и их тексты - стихи, рассказы… Наши традиции литературного разбора заложены двумя прекрасными вологодскими поэтами – Михаилом Сопиным и Юрием Леднёвым, основавшими в 1972 году литобъединение «Ступени». К 40-летию нашего ЛитО мы выпустили сборник…
- …туда попали многие известные в Москве и за её пределами молодые литераторы – Ната Сучкова, Даниил Файзов, Дмитрий Гасин, Регина Соболева…
- Да кого там только нет! И все  вышли из «Ступеней»
- Вылетели птички из гнезда – о матери забыли?
- Нет, что вы. Помнят. Я ведь и с Машей Марковой, лауреатом Президентской премии для молодых деятелей культуры, тоже возилась. Она как–то сказала: если бы Галина Александровна со мной в 19 лет не общалась, я бы бросила писать. Представляете? Она теперь суперзвезда, к ней уже просто так не подъедешь, а была простая вологодская девчонка, сидела у меня на кухне, спрашивала, что ей делать дальше…
- Спасибо вам за неё и за остальных. А как же с вами?
- А что со мной? Мне 60, но не  дашь, правда. Мне еще  много написать надо.Муж мне советы даёт. Суровые! Но я всегда его слушаюсь. Вот хотите, верьте, хотите, нет - одно слово как-то в моём в рассказе подвинул, и его – единственный! – в толстом журнале напечатали. Сказали, что удивительный рассказ получился, а это, я считаю, мужа моего заслуга.
Меня ведь никто из «толстяков» в упор не видит – ни «Новый мир», ни «Волга», ни «День и Ночь»… долго перечислять.Василевский  однажды выступал в Вологе и с казал: «Вы думаете нам  авторы  нужны? Нет, ненужны» Я остолбенела.
- А что так?
- Понятия не имею. Так уж у них зрение устроено, наверно. Понятно: везде конкуренция. «Надо понимать формат  издания!» Но, думаю, в конце концов, прорвёмся. Не теряю надежды: права не имею. Хотя  обивать пороги  не смогу.
- Было бы, о чём, а там уж как-нибудь.
- Всегда есть, о чём.
- О русских судьбах, о семейных тяготах, о боли и счастье…
- Прежде всего, об этом.Но  еще  и о творчестве, о его звездных минутах. О том, что от земли отрывает.
- Желаю Вам успехов на всех фронтах. Надеюсь, что премия «Народный писатель» поможет вам донести своё слово до массового читателя.

Беседовал Сергей Арутюнов