Подруга, помоги издаться гению по математике!

Светлана Гонсалвес
         
Подруга, помоги издаться гению по математике! – голос Иринки звучит, как всегда, торопливо и отрывисто. – Ой, а ты сейчас свободна? Говорить можешь?
   - Могу. Говори... - я старательно прячу обречённость в своих словах и пытаюсь отвечать весёлым тоном.
Если Иринка просит, значит, уверена в своей просьбе на 100%. Уж коли говорит, что гений – то будьте уверены, это действительно гений. У Иринки нюх на такие вещи!

     - Ты не представляешь, какой она прекрасный человек! Умница, талант! – несётся она дальше, не особо вслушиваясь в мои ответы. – Бывшая учительница по математике, сейчас на пенсии. Зовут – Ираида Карловна.  Представляешь, она разработала уникальную методику обучения детей математике в начальной школе. Её дети все олимпиады выигрывают!
     - Ты же сказала, она на пенсии...
     - И что?! Подумаешь, всего 75 лет! Да у неё очередь на индивидуальные занятия на год вперёд! Она знаешь, какой живчик! Нам фору даст!
Ну вот это навряд ли... Угнаться за Иринкой просто невозможно – столько энергии нет ни у кого. Я частенько называю её прямо в глаза Терминатором. Но её это не впечатляет – она лишь ухмыляется и летит по жизни дальше, как ураган.

     - Так ты ей поможешь? – требовательный голос подруги на секунду становится просительным. – Ну, Свет, ведь если не ты, то кто?
Вот, вот… Иринка знает, что я в душе - Робин Гуд. Она часто ругает меня за это, но в случае надобности, всегда этим пользуется. Хотя.. а правда – почему бы не помочь человеку, коли сама уже всё это прошла...
    - Хорошо, дай ей мой номер телефона. Пусть позвонит, я встречусь с ней и всё расскажу.

     - Ой, Светуль, спасибо. Слушай, а в воскресенье ко мне на чашку чая, а? Лёшик по тебе соскучился.
Лёшик – это симпатичный и очень умный ребёнок двенадцати лет, которому суждено стать отличником, компьютерным гением, пловцом, цирковым акробатом и мастером по большому теннису. С такой мамой, как Иринка, у него просто нет другого выбора!

Ираида Карловна позвонила мне лишь через два месяца. Её врождённая интеллигентность покорила меня сразу!
Мы встретились у неё дома.
Стеснительная, маленькая, светловолосая пожилая женщина через каждое слово извинялась, боясь отнять у меня слишком много времени.
Пришлось ей немного помочь и перевести разговор на математику. И вот тут случилось чудо!
Ираида Карловна преобразилась мгновенно: горящие глаза, румяные щёки, лёгкое порхание по комнате среди вороха исписанных бумаг – она помолодела лет на тридцать!
Мне повезло, что математика была моим любимым предметом в школе - я смогла не только поддержать беседу, но и блеснуть хорошей памятью. Затем, облегчённо вздохнув, что не выглядела бестолковым бараном, постаралась перевести беседу в нужное русло.

Следующие четыре часа говорила только я, а Ираида Карловна старательно и подробно всё записывала в тоненькую синенькую тетрадку. Я проявила немалое усердие, аккуратно вырисовывая улицы и дороги на самодельном плане города, указывающие путь к нужной типографии и издательству. По пунктам перечислила моменты, когда нужно торговаться с издательством, а когда с типографией... какие скидки можно и нужно просить при увеличении тиража.
Наконец, стойко отказавшись от пятой чашки чая, я, довольная проделанной работой, вернулась домой. Можно вздохнуть спокойно – обещание, данное Иринке, выполнено. Моя совесть чиста: чем смогла, помогла.

Я прилегла на диван, чувствуя, что немного ноет спина. Не успела задремать, как зазвонил мобильный.
     - Светлана Анатольевна, Вы по мне ещё не соскучились?  Это я, Ираида Карловна.
     - Соскучилась, - я понимаю, что улыбаюсь, вспоминая милую даму.
     - Светочка Анатольевна, я вот тут пытаюсь разобраться в своих записях и ничего не могу понять. Это как мне до нужной маршрутки добраться?
Вспомнив, как я терпеливо, по несколько раз, диктовала всевозможные варианты путей и номера маршрутных такси, чувствую лёгкое беспокойство. Пытаюсь ещё раз, по телефону, объяснить самый короткий маршрут.
     - Ой, как это всё сложно... - тихий голосок в трубке похож на писк.
Перед глазами вдруг возник образ её поникшей головы. В душе колыхнулась жалость и нежность. Я понимаю, что ей без меня не справиться.
     - Ираида Карловна, хотите, я с Вами поеду?
     - Правда?! Ой, это будет здорово! Вы не представляете, как меня выручите! Светочка Анатольевна, Вы просто меня спасаете!
Улыбаюсь... Улыбаюсь... Улыбаюсь...

     - Хорошо, Ираида Карловна. Тогда давайте встретимся с Вами завтра на остановке маршрутного такси № 160 в 12.30. Это на улице Александрова. Вы знаете, где это?
В трубке повисло напряжённое молчание. Тороплюсь помочь:
      - Посмотрите в записях – от Вашего дома доехать на маршрутке № 3 или № 1 и выйти на второй остановке в девятнадцатом микрорайоне. Нашли?
     - Нашла! – радостный крик заставляет меня резко отстранить мобильник  от уха.
     - Отлично! – хвалю её. – Завтра, в 12.30 я буду Вас там ждать.
Мы тепло желаем друг другу спокойной ночи и расстаёмся.

Я мысленно перебираю планы на следующий день. Поездка в типографию займёт часа четыре, не меньше – ехать-то в другой город!  Придётся кое-какие дела перенести на потом. Ну да ладно – гений того стоит!
Улыбаюсь... Улыбаюсь... Улыбаюсь...

На следующий день в 11.20 зазвонил телефон.
     - Светлана Анатольевна, доброе утро. Вернее, день! Это я, Ираида Карловна. Я уже на остановке. Сейчас сяду на маршрутку № 3 и скоро буду в нужном месте.
     - Как на остановке?! Мы же договаривались встретиться в 12.30! Вы вышли слишком рано. Вам ехать от силы десять минут, – рассматриваю мокрые, только что вымытые волосы в зеркало.
Одной рукой шарю на полке. Срочно нужен фен.
Телефон прижимаю ухом к плечу и пытаюсь, как можно быстрее, дотянуться вилкой до розетки. Готово. Фен включён. Палец замер на кнопке пуска.
     - Светочка Анатольевна, а я решила выйти пораньше, чтобы вовремя добраться. Не люблю опаздывать.
Я с беспокойством оглядываюсь на окно. Снег. Ветер закручивает снежинки, заставляя тех исполнять непонятный танец диких скакунов.
Тревога змеёй вползает в душу. Как же так? Там же холодно!
     - Подождите, я не успею! Я не готова!
     - Ничего, ничего, Светочка Анатольевна, не торопитесь. Я Вас там спокойненько подожду...
Скрипнув зубами, твёрдо решаю:
     - Хорошо, я буду через пятнадцать минут. Никуда не уходите! Ждите меня там.
Нажимаю отбой, боясь потерять драгоценные минуты на лишние разговоры.
Кое-как высушив непослушные космы, несколько раз провожу тушью по ресницам и торопливо крашу губы. Получилось немного кривовато... но, как говорит Иринка, полгорода не заметит. 
   
Промчавшись галопом через весь микрорайон, я через 16 минут стою на месте. На одну минуту опоздала.
Ираиды Карлоны нет. Повертев головой по сторонам, решаю немного подождать. Ветер настырно лезет за воротник и под шляпку, указывая на брак при сушке волос. Вздрагиваю и достаю мобильный.
Телефон отзывается после пятого гудка.
     - Ираида Карловна, я уже на месте, но Вас не вижу. Где Вы?
     - Не знаю!!! – доносится из трубки слёзный крик. – Шофёр забыл остановить на нужной остановке и провёз меня в какую-то степь!
     - В какую степь?
     - Не знаю...

Мне кажется или она правда всхлипнула? Нервничаю. Переживаю за эту беспомощную хрупкую женщину.
     - Ираида Карловна, успокойтесь. Всё будет хорошо. Где Вы находитесь? Там есть что-нибудь приметное?
     - Девятиэтажный дом с синими балконами.
Верчу головой. Синих балконов не вижу.
     - А что-нибудь ещё видите?
     - Жёлтое двухэтажное здание с закруглёнными углами.
Я оборачиваюсь назад и смотрю в другую сторону улицы. Ничего похожего!

 В трубке раздаётся отчётливый всхлип и шум проезжающей машины.
     - Ираида Карловна, Вы стоите возле дороги?
     - Да.
     - А на другой стороне дороги есть какие-нибудь магазины?
     - Есть. «Лента»
Ну, слава Богу. Гипермаркет с таким названием в нашем городе всего один - в двух остановках от меня. Теперь я её точно найду. Но как она там оказалась? Ни одна маршрутка от её дома туда не едет!
Не сдержав любопытство, спрашиваю:
    - А как Вы туда доехали? Какая маршрутка Вас туда смогла довезти?
    - Светочка Анатольевна, Вы только меня простите. Я просто решила проехать две остановочки на трамвае, чтобы добраться на место пораньше. Я, извините, не люблю опаздывать.

Я уже почти бегом двигаюсь ей навстречу. Очень хочется добраться до гения по математике раньше, чем она снова исчезнет.
     - Понятно. Стойте на месте! Я иду Вам навстречу. Никуда не уходите!
     - Я стою... - тоненький писк колет в сердце.
Мобильный отключается.
Я ещё прибавляю шаг, решая, что отдохну потом, когда поедем в типографию – дорога займёт часа полтора, можно будет расслабиться.
Через несколько минут показалась девятиэтажка с синими балконами. За ней вижу двухэтажное жёлтое здание с закруглёнными углами. Стало радостно. Нашла!
Присматриваюсь. Между этими зданиями стоит белый павильон. На его фоне отчётливо мелькает серый шарик двигающего человека. Кто? Ребёнок? Взрослый? Слишком далеко.

Звоню:
     - Ираида Карловна, Вы в серой одежде?
     - Да.
     - Стоите возле белого павильона?
     - Да.
     - Я Вас вижу. Стойте на месте, я скоро к Вам подойду.
     - Как видите?! Откуда? Из космоса что ли?!
Серый шарик начинает метаться вдоль павильона и затем исчезает за ним.
Не выдержав, кричу:
     - Стойте на месте! – для чего-то машу рукой, как будто она меня видит! – Не двигайтесь! Я уже близко!
И тут замечаю, что впереди на дорожке замер молодой мужчина и настороженно вглядывается в моё лицо.
Не до него. Не упустить бы гения по математике! Если она исчезает так же виртуозно, как свои труды сочиняет, то мне придётся туго... Таким «макаром» я её в типографию и до вечера не довезу.
Я проношусь мимо отскочившего на обочину молодого человека целеустремлённой фурией. Стало жарковато. Ну, хоть согрелась – уже хорошо. Жизнь, вообще, прекрасная штука – просто нужно знать, с какой стороны на неё смотреть!

Из-за белого павильона вновь появляется серый шарик, принявший уже очертания человека. Мне удаётся разглядеть серую куртку и такого же цвета берет. Она! Наверное...
Кажется, заметила меня. Радостно махнув руками, бросается мне навстречу...

Ираида Карловна подбегает ко мне и крепко обнимает, словно родного человека. Она счастливо смеётся. Странно, но я тоже чувствую, что счастлива. В этот момент я понимаю, что никогда не смогу её бросить, что теперь мне придётся идти с ней до конца, чего бы это не стоило.
Я смотрю на её улыбающееся лицо, слушаю быструю милую болтовню и думаю: «Мне очень повезло, что я вовремя встретила этого гения по математике! Я не опоздала. Я успею помочь».