Вылет за разведгруппой

Борис Кириллов
После прибытия из госпиталя в эскадрилью. Меня на следующий день вызвал комэск. Он сказал:
- Я прекрасно понимаю, что ты по медицинским показаниям не можешь летать, но у нас безвыходная ситуация. Не хватает правых летчиков, очень много лежат в санчасти с желтухой.
- Я предлагаю тебе снова выполнять свои обязанности правого летчика, у меня в экипаже.
В противном случае вы товарищ лейтенант будете задействованы в патрулях по периметру аэропорта.

Патрулировать аэропорт не очень приятная штука. Целый день в портупее и в сапогах месить пыль вокруг аэропорта. После трёх часового отдыха заступаешь на ночное дежурство. Ночное дежурство тоже не сахар, в любой момент тебя могут подстрелить или утащить. Патруль состоит из офицера, двух наших солдат и трех афганских милиционеров. Какие мысли  в головах афганских милиционеров, только Аллах знает. В любой момент могут сдать. Так, что выбора у меня не было, только летать праваком с комэской. Я об этом ему и сообщил.

Комэск тут же вызвал начальника штаба и передал приказ о зачислении меня в экипаж командира эскадрильи. Я пошел на склад , там я получил свои карты, автомат, пистолет и новый защитный бронированный шлем. Мой пробитый старый был уже списан. Выйдя из подвала, я встретил хромающего Юру, переломанная нога у него все еще болела. Я спросил его:
- Юра ты чем сегодня вечером занят? У нас у Кольки день рождения приходи, отметим бражкой.
- Нет, не могу я заступаю дежурным по части, вечером развод, потом надо будет осмотреть палатки бойцов, оружейную комнату, дел будет много, но я зайду, поздравлю Колю.
Я пошел к себе в комнату только положил портфель оружие как прибежал посыльный и крикнул: «праваку комэски на вылет». Я схватил портфель, сунул туда карты, пару рожков к автомату, одел кабуру с пистолетом. Потом взял З.Ш. портфель, автомат и пошел на выход. На перроне стоял УАЗик комэски водитель помахал мне рукой, я запрыгнул на заднее сидение. Подошел командир, он передал мне свой З.Ш., автомат, залез на переднее сидение, потом махнул водителю вперед. Машина тронулась, проскочила полосу, заехав на стоянку эскадрильи, остановилась у вертолета комэски.

 У комэски было два вертолета Ми-24Д и Ми-8 МТ. Больше он любил Ми-8МТ, так как раньше в основном летал на Ми-8. Командир эскадрильи должен летать на всех типах машин эскадрильи. До нашего прибытия  по замене командовал эскадрильей герой Советского Союза подполковник Зельняков. Все борта, на которых он летал, были с геройскими звездами на бортах. Завидев эти борта «духи» открывали по ним огонь из всех видов оружия. Вот и сейчас мы подъехали к геройскому борту.  Комэск вылез, у вертолета стоял бортовой техник ст. лейтенант Сергей Яблочкин. Он доложил командиру, что борт к вылету готов. Командир принял рапорт потом поздоровался за руку с Сергеем. Я тоже подошел и поздоровался с ним. Сергей спросил у меня:
- Борис, когда выкатывать будешь за повышение?
- Нашел тоже повышение, я бы лучше простым праваком у простого летчика был, возил бы консервы, чем  такое повышение. Летать на этом красивом геройском вертолете, во все самые поганые места, куда лезет комэск.
-Да ты прав.
Сказал Сергей.

В это время подъехала машина старшего советника, командир подозвал меня к машине. Я подошел с картами, отдал честь и представился. Генерал пожал мне руку, потом открыл свою карту и показал нам квадрат.  Я нашел такой же квадрат на своей карте. Далее генерал сказал:
- Вы должны барражировать в этом квадрате. С 16.30 до 16.45 должен поступить сигнал "М.С." на частоте коротковолновой радиостанции. Вы должны запеленговать, откуда исходит сигнал, сесть туда и забрать нашу разведгруппу. Одеты они будут в одежду духов, у одного будет металлический портсигар он вам им и посветит. На портсигаре мишки на дереве. В случае обнаружения противника принять все меры, для спасения группы. Сейчас время 15.50 успеете добраться? Вот передадите им.
Он передал фляжку мне.
Комэск посмотрел на карту и сказал:
- Все сделаем, товарищ генерал, разрешите выполнять?
Генерал отпустил нас мы пошли к вертолету, там стоял ведомый экипаж.

 Комэск поставил задачу. Всем все было понятно. Все надели перчатки, полезли в вертолеты. Весь лётный состав, летал в тонких шеверетовых перчатках из-за того, что на стоянках вертолеты нагревались до 70 градусов и все кнопки, тумблера были раскалены. Перчатки предохраняли нас от ожогов.
Запустив двигатели, запросив, разрешение у Р.П., пара взлетела и направилась в сторону Пакистанской границы.  В 16.30 мы барражировали в названом квадрате. Я настроил радиостанцию на заданную частоту, стал слушать эфир. Внизу была пустыня, кое где были видны кусты верблюжьей колючки. В 16.35 у меня в наушниках пробились звуки азбуки Морзе, выбивающие две буквы "МС". Я запеленговал станцию, комэск, развернул вертолёт, который стал выходить на неё. Стрелка радиокомпаса указывала нам направление на радиостанцию. Вскоре она резко упала на 180 градусов, сделав вираж, стали со снижением подходить к точке. Стрелка потихонечку начала подрагивать, с приближением к радиостанции она все больше подрагивала, чем ближе мы подходили к точке работы радиостанции, тем меньше она подрагивала. В конечном итоге прозвучал зуммер.Вертолёт находился на месте работы станции.

Вдруг песок спереди вертолета поднялся, из  маскировочной сетки вылезли «духи» один из них стал сверкать нам чем- то блестящим. Мы опустили вертолет, я пошел открывать дверь и ставить лесенку. Поставив лесенку, спрыгнул на землю,я взял автомат на изготовку. Группа из девяти человек подбежала к вертолету, двое за руки и за ноги несли завернутое тело. Первый подбежал ко мне показал мне портсигар с мишками, из картины Шишкина. Двое с автоматами залезли в вертолет за ним стали залезать двое связанные веревками, за ними двое занесли в вертолет труп, потом залез еще один связанный, за ними залезли еще двое с автоматами. Я заскочил в вертолет, убрал лестницу и закрыл дверь, передал комэске «Все на месте».

 Вертолет взлетел, я передал старшему фляжку и осмотрел грузовую кабину. Ближе к створкам лежал труп, за ним лицом к хвосту вертолета, на коленях стояли пять человек, все они были связаны. Связаны они были странным образом за шею, далее веревка спускалась к рукам.  По краям на скамейках сняв Афганские шапки, сидели 4 разведчиков. Они отпивали из фляжки по несколько глотков, передавали друг – другу. Я спросил у того кому передал фляжку:
- Я вам нужен?
Тот покачал головой и махнул рукой, показывая, что в моих услугах не нуждается. Я повернулся и сел на свое место. Вертолет в это время на предельно малой высоте летел к нашему аэродрому.
 Комэск спросил :
- Как там дела?
- Девять человек один 200й. Все нормально пятеро стоят на коленях, четверо отдыхают.
- Ты пригляди за теми , кто стоит на коленях.
- Понял командир.
Я взял автомат, дослал патрон в патронник, поставил на предохранитель и вылез в грузовую кабину. Четверо разведчиков спали. Те кто стоял на коленях видно попытались развязаться, но веревка при развязывание рук затягивала петлю на шее. Поняв это, они перестали делать попытки к освобождению. Вертолет резко пошел вверх, тем, кто стоял на коленях, было тяжело удержать равновесие.

Разведчики проснулись стали оглядываться, один встал, дал одному подзатыльник, что-то сказал ему на ухо, тот закивал головой. Тогда разведчик немного распутал ему шею. Лицо у того стало принимать нормальный цвет из красного в желто коричневый. Вскоре вертолет коснулся полосы и поехал по железке*, через пять минут вертолет выключил двигатели. Я встал, открыл дверь, хотел поставить лесенку, но старший советник показал знаками, что к нам подъедет санитарка с открытыми задними дверцами.

Когда она подъехала, то там сидели четверо спецназовцев. Пленных подняли и они все перешли в машину встав там также на колени. Машина отъехала дверцы закрыли, она поехала в сторону от аэродрома. Разведчики, пожали нам руки, я им протянул фляжку, которую они забыли. Старший сказал:
- Мужики это вам помяните нашего товарища.
Потом они  вылезли из вертолета, построились, старший отдал рапорт старшему советнику, тот пожал каждому руку и обнял. В это время в другую машину занесли труп, она тоже уехала. Потом старший советник попрощался с нами,сел в санитарку уехал вместе с разведгруппой. Мы остались стоять у вертолёта , я взял фляжку отвернул, там был коньяк. Я подошел к комэске и сказал:
- Товарищ командир нам разведчики оставили коньяк помянуть их погибшего товарища.
- Хорошо, сейчас вертолеты заправим, зачехлим, пойдем в баню там и помянем.

После того как мы все сделали с вертолетами и сдали их под охрану все вшестером  пошли в баню. Там помянули погибшего разведчика коньяком, помылись, на посашок выпили по кружечке браги. Все вместе пошли через полосу  к аэропорту, я был в ожидании вечернего празднования дня рождения. Другие тоже шли разговаривая и планируя работу на завтрашний день, никто не знал, что нашей паре ночью предстоит еще один тяжелый  вылет.
 
На фото: Взлет вертолета. Фотография сделана с сайта Воронежского РОИВА.
*Комэск- командир эскадрильи.
*Р.П.- руководитель полетов.
*200й- так на войне называют убитых.
* Железка- железная полоса на полевом аэродроме.

http://www.proza.ru/2012/12/14/1903